К слову, заметим, что о культе Велеса в Ростовской области свидетельствуют и другие местные легенды, некоторые из которых были опубликованы верхневолжским археологом, этнографом, основателем Ростовского исторического музея Андреем Александровичем Титовым (1844—1911), широко и зачастую некритически использовавшим в своих трудах рассказы А.Я. Артынова [Титовъ 1885; Титовъ 1891]. Таковы, например, легенда о «Велесовом дворище» и «Преданiе о Велесовомъ жрецѣ Кичѣ» [Титовъ 1887].

В опубликованной А.А. Титовым в 1885 г. книге «Ростовскiй уѣздъ Ярославской губернiи.

Историко-археологическое и статистическое описанiе съ рисунками и картой уѣзда», помимо прочего, читаем:

«Вороболово, бывшая помѣщичья деревня, при р. Воробыловкѣ и колодцахъ, въ 6½ верстахъ. отъ Ростова... <...> По словамъ покойнаго Ѳ.Я. Никольскаго (автора Путевод. по Яросл. губ.), въ Воробловѣ въ древности стояло капище „Велеса“, которому приносились въ жертву воробьи; по внутренностямъ этихъ воробьевъ жрецы гадали и предсказывали будущее: отъ этого селенiе и названо „Вороболово“» [Титовъ 1885. С. 78]. Ср. с его же «легендой» о якобы бывшем в с. Воронина Дубровской волости «капище Стрибога», где жрецы «предсказывали будущее по внутренностямъ вороновъ, приносимыхъ в жертву идолу»

[Титовъ 1883. С. 46]

У этого же автора, в его «Описании Ростова Великого», находим:

«Преданiе живое, переходящее изъ устъ въ уста, говоритъ, что тутъ св. Леонтiй привлекалъ къ себѣ дѣтей язычниковъ ласками [первый ростовский церковник-педофил? — прим. В.] и сладкимъ коливомъ (кутьей), варимымъ для нихъ. Существовала и легенда о ростовскомъ жрецѣ Кичѣ, который долгое время велъ борьбу со св. Леонтiемъ...»

[Титовъ 1891. С. 8]

И далее там же:

«Одинъ изъ древнѣйшихъ не только Ростовскихъ, но и вообще русскихъ монастырей, стоитъ недалеко отъ Ярославской заставы на берегу озера — это монастырь Авраамiевъ. Онъ былъ основанъ въ X вѣкѣ преп. Авраамiемъ на томъ мѣстѣ, гдѣ стоялъ идолъ Велеса. Другой идолъ Велеса находился за озеромъ въ 10 верстахъ отъ Ростова, гдѣ теперь деревня Ангелово, Воржской волости. Въ первые годы княженія Владиміра Святаго, когда онъ былъ еще язычникомъ, въ этомъ мѣстѣ жили ростовскіе жрецы. Они поставили великаго идола Велеса, настолько большого, что золоченая голова идола при закатѣ солнечномъ была видна даже изъ Ростова; мѣсто это называлось „Велесово дворище“. Идолъ былъ сдѣланъ изъ дуба и внутри его находилась лѣстница. Жрецъ входилъ по ней въ пустую голову истукана съ горящими углями; въ то время, когда онъ жегъ ладонъ и другія смолистыя вещества, изъ отверстій глазъ и ушей выходилъ густой дымъ и изо рта искры, а иногда пламя. По этимъ-то признакамъ узнавали: грозенъ былъ Богъ или нѣтъ. Могильный глухой голосъ жреца, выходившій изъ идола, принимался народомъ за голосъ самого бога Велеса, который возвѣщалъ гнѣвъ или милость. Слова эти толковались жрецами народу, сообразно обстоятельствамъ. Легенда о верховномъ жрецѣ этого идола, Кичѣ, сохранилась въ рукописи и до нашего времени. Принявши христіанство, Владимірь велѣлъ уничтожить не только идола, но и всѣ жилища жрецовъ сжечь, но обаянія прошедшаго были живы: привидѣнія и „нечистые духи“ водились тутъ еще долго и мѣсто это получило названіе „Чертово Городище“. Затѣмъ епископъ ростовскскій, святой Исаія (1080), обозрѣвая свою паству, пожелалъ видѣть это „проклятое“ мѣсто и, подошедши къ берегу находящегося тутъ пруда, вдругь сталъ невидимъ, по словамъ лѣтописца: „во единѣ часѣ ста во градѣ Кіевѣ“. Но возвращеніи своемъ изъ Кіева, святитель нарекь это мѣсто „Ангелово“»

[Титовъ 1891. С. 81–82]

1891_Titov_A_A_Opisanie_Rostova_Velikago_S_risunkami.pdf

Поиск

Журнал Родноверие