Святилище на Благовещенской горе во Вщиже
Благовещенская гора — дославянское обширное святилище юхновской культуры (первые века до н. э. — первые века н. э.) с явно выраженным культом медведя. Расположена возле древнерусского города Вщижа на соседнем мысу правого высокого берега Десны.
В 1948 — 1949 гг. здесь велись раскопки под руководством Б. А. Рыбакова. Длина треугольной площадки, отрезанной от основного плато глубоким и широким рвом и валом, составляет 45 м. Поселений юхновской культуры в непосредственной близости от святилища нет. В 3 км от горы есть небольшое озеро, называемое Святым. Раскопки показали, что святилище существовало несколько столетий, перестраивалось и расширялось.
Лучше всего сохранились поздние сооружения 1-й пол. 1-го тыс. н. э. Внешне святилище выглядело настоящей крепостью с глубоким рвом, валом и дерев, стеной по верхнему краю площадки. Внутри двора святилища вдоль его западной стены было сооружено здание шириной в 6 и длиной в 60 м, изогнутое по форме вала. На расстоянии 5 — 6 м от дома стояли врытые на 1 м в землю идолы. На противоположной, восточной стороне двора сохранились следы какого-то сооружения с остатками золы, углей и прокаленной почвы. Видимо, это был помост-жертвенник, на котором часто и помногу горел огонь и разделывались туши жертвенных животных. Обильные следы костров у южной стены двора свидетельствуют о поджаривании мяса на многочисленных вертелах. Все это происходило перед лицом высоких идолов, посередине двора святилища. У подножия идолов были найдены небольшие глиняные сосудики, а у центр, идолов — гривны из необработанной литой бронзы. Видимо, гривны украшали женских идолов, возле которых была найдена горловина огромного толстостенного глиняного сосуда в виде головы медведя с широко разверстой пастью. Судя по всему, святилище было посвящено балто-славянской богине весны Ладе (близкой по сути к античной Артемиде), атрибутами которой были женские идолы и сосуд-медведь.
Праздники (слав. «комоедицы» от слова «комы» — специальные круглые лепешки или блины из гороховой муки) в честь этой богини проводились на Благовещенской горе в дни весеннего равноденствия, около 24 — 25 марта, что совпадает со временем языческой масленицы, и сопровождались плясками в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медведя. В длинном здании вдоль западной стены двора было вырыто продольное, с плоским дном углубление во всю длину. По обе стороны углубления располагались сплошные скамьи-лежанки, на которых могли усесться одновременно 200 — 250 человек. Дом предназначался, видимо, для пиров и братчин, являвшихся неотъемлемой частью языческих ритуалов. Наличие закрытого помещения говорит о том, что праздники в честь божества проводились на капище круглый год. Уже в христианское время на месте святилища была построена церковь в честь христианского праздника Благовещения, откуда и название горы.