e53b394c4b2c11046a7f586124c2ed92
фото: merjamaa.ru

Памятников каменосечного искусства древних славян остается все меньше.

По всей России можно встретить огромное количество каменных валунов, так называемых «следовиков», на которых изображены животные, рисунки иногда не очень понятного содержания, а в большинстве — отпечатки человеческих рук и ног. До сих пор ученые не могут ответить на вроде бы простой вопрос: зачем наши предки так «наследили»?

В России интерес к «следовикам» начал проявляться в XIX веке, когда археология и краеведение были на подъеме.

Даже знаменитый историк Николай Карамзин в своем труде «Истории государства Российского» упомянул подобные камни: «Памятником каменосечного искусства древних славян остались большие гладкие обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.»

Люди называли следы на камнях то «чертовыми следами», то «Божьими ножками», «следами Христовыми», «стопами Богородицы». Если первые пользовались дурной славой, то последние были в почете. Считалось, что вода из «Божьих следков» является целебной, помогает излечивать от болезней.

«Расписные» валуны Островского района

Таких «интересных» камней немало и на территории Костромской области. Например, в Островском районе. 1 сентября 2009 года игумен Костромской епархии отец Димитрий (Нетесин) с несколькими прихожанами побывали на реке Мера и исследовали тамошние валуны. Особое их внимание вызвали большие по размеру культовые камни с выбитыми на них ликами Богородицы и Христа близ урочища Сокерино. Эта самодеятельная экспедиция осмотрела четыре камешка.

Один из валунов находился в овраге рядом с рекой Мера. Камень там имеет практически круглую форму и достигает в размерах по длине и ширине почти метра. На лицевой стороне камня имеется изображение креста, поверх которого имеется надпись. На этом камне имеются и другие надписи, уходящие по окружности вниз. К примеру, «1958». Возможно, это одна из дат обнаружения валуна. Размер шрифта по всему камню примерно одинаков.

Вверху камня есть множественные отверстия, сделанные явно человеком, а не природного происхождения. И, не исключено, что задолго до нанесения креста и надписей. Это типичный культовый камень – «чашечник» или «пальцевик», которому наши пращуры поклонялись, наверное, еще в языческую бытность.

Три других камня, находятся в пригороде Островского под названием Волкоуша. Хранятся они во дворе частного дома. Местный житель, хранитель этих камней Сергей Брызгунов рассказал исследователям, что к их истории был причастен его предок Волженков, который родился примерно в 1860 году. И он поведал, как в 1888 году эти валуны крестьяне перевезли в Волкоушу из деревушки Русово и хутора Брусово. Эти населенные пункты находились чуть далее Волкоуши на берегах реки Меры, если идти из Островского.

Конечно, нелегкое занятие – камни перетаскивать. Крестьяне пели «Дубинушку» и нахлестывали лошадей, которые еле-еле волочили камни. А смысл «египетских упражнений» состоял в создании фундамента под кирпичную часовню. К тому же, можно было «закопать» языческие обряды местных жителей. Между тем, с островскими камнями связано несколько преданий.

В первом говорится, что в седую старину в стороне от Волкоуш поселился отшельник. Недалеко от его жилища лежал в обрыве реки Мера огромный, на сотни пудов весом, камень. Отшельник покрыл его какими-то знаками и стал вытесывать образ Богородицы. Трудился он не один десяток лет, но не успел до смерти закончить обработку камня.

Из второго предания можно узнать, что в Волкоуше то и дело случались пожары. Заказывались молебны, но ничего не помогало. И лишь когда перетащили камни в деревню и поставили над ними часовню, пожары и эпидемии якобы мигом прекратились.

На двух островских камнях вырезан образ Иисуса и приведены цитаты из Библии. Так, в одном месте читается притча о трех хлебах, которыми Христос накормил народ, и хлеба эти тоже изображены. На плоской поверхности большого камня во всю длину (более двух метров) высечена фигура Богоматери.

Самый крупный из камней имеет длину — 3,4 метра, а ширину — 1,5 метра. На нем изображено ростовое изображение Божией Матери. Высота изображения от венчика до ног, составляет 2,6 метра. В отличие от камня в Сокерине, надписи не имеют упорядоченности ни в размерах шрифта, ни в расстояниях, ни в пропорциях.

Третий камень был привезен из другого, ныне не существующего села, отцом Сергея Брызгунова, который нашел его в лесу и погрузил на автомобиль «ЗИЛ». Лик Спасителя находится внутри креста и со всех сторон окружен надписями.

На четвертом камне также изображен лик Христа. По всему камню имеются надписи, на тыльной стороне которого и изображена дата перенесения – 1888 год. На верхней части камня есть изображение круга. Сергей Брызгунов рассказывал, что на закате, когда солнце падает под другим углом, на камне очень четко виден круг и купол храма. Но не все это замечают.

Камень с контуром Георгия Победоносца

О так называемых камнях-иконах в рубежной зоне ивановского и костромского Поволжья в своих трудах рассказывала ученый Светлана Чернецова. Особое внимание она уделила объекту «Георгиевская часовня» или «часовня на камне», что в деревне Веняиха Красносельского района. И во многом по той причине, что в основании объекта находится большой природный гранитный валун серого цвета.

«На лицевой части природного валуна, вмурованного в основание, неким образом просматриваются контуры Георгия Победоносца, развернутого в левую сторону, образованные за счет более светлой прослойки неровной поверхности гранита. Эта часть валуна открыта и находится с внешней стороны сооружения», — повествует Светлана Чернецова в труде «Редкие типы деревенских часовен в Верхнем Поволжье»

Легенда связывает появление этого камня в Веняихе с большим «потопом». Возможно, в один какой-то год бурно разлилась река Шача, близ которой находится деревня. Тогда якобы вода спала только к июню. И после этого местные жители увидели у одного из домов большой гранитный валун, в причудливой поверхности которого они разглядели образ белого всадника на коне. И, как утверждает Светлана Чернецова, этот природный рисунок на камне по своей конфигурации напоминает иконографическое изображение Георгия Победоносца.

Старые люди рассказали, что раз камень вышел из воды, и первыми его увидели дети – это знак, что ни один ребенок не должен утонуть окрест. Возле камня поставили крест. Много раз дети, купаясь в речке Шача, тонули, но всегда какая-то неведомая сила помогала им выбраться. Однажды зимой через деревню, только что пережившую очередной пожар, ехала барыня. Она постучалась в крайний дом, спросив, здесь ли живут пожарные и, получив утвердительный ответ, дала денег на богоугодное дело. Что это была за барыня – так и осталось неизвестным. Говорили, что очень богатая, зимняя кибитка была вся в мехах. Позднее над камнем на эти средства и на пожертвования деревенских жителей была построена часовня, в которой была потайная горнушечка с замочком. В эту горнушечку заезжие люди, да и все желающие могли положить милостыню, но изнутри она была под замком, и украсть не получилось бы. После революции 1917 года ее хотели разрушить, но вышел старенький дедушка и сказал: «Милостивые люди, господа, товарищи, эта маленькая каменная святыня не принесет вам и вашей власти ничего плохого. Угрозы от неё никакой нет, а чтоб глаза она вам не мозолила, так вы посадите вокруг нее акацию, она ее и скроет, и не вспомните вы о ней никогда». Так и сделали.

С камнем также связан эпизод чудесного спасения домов во время большого пожара, уничтожившего практически всю деревню в 1928 году. Одна местная жительница рассказывала, что со слов ее матери, во время пожара люди увидели, что два дома, у которых лежит «Георгиевский камень», огонь обходит стороной. Спасенным оказалось имущество, которое люди ставили ближе к камню и часовне.

60f2c052a693680dc960ec9bef8bd468
фото: трк "волгореченск"

Жители деревни тщательно следили за камнем: мыли его, обтирали грязь и пыль. Зимой обязательно расчищали подходы к часовне. Есть в Веняихе такая «должность» — хранительница камня и часовни. Она распоряжается ключами от часовни, зажигает лампадку в нише, чистит камень.

К часовне на камне люди обязательно заходили по пути к храму в село Сидоровское. Вставали на колени перед ней, молились Георгию, прижимались телом к камню, целовали силуэт. После этого богомольцы бросали в щель монетки и шли дальше в Сидоровское. Считалось, что Георгий и лечит, и помогает во всех горестях обратившимся к нему людям.

Камни в Островском районе и камень-икона в Красносельском районе можно отнести к объектам «народного православия». Особенно «тандем» камень – часовня в Веняихе. По устоявшемуся в научной среде мнению, деревенские часовни обрели свои специфические черты в особой сложившейся черте народного двоеверия.

Поиск

Журнал Родноверие