Городок Плес, входящий в состав Золотого Кольца России, находится недалеко от Иванова, в Приволжском районе области. Знаменит Плес своими восхитительными панорамными волжскими пейзажами, культурным наследием творивших здесь художника Левитана и певца Шаляпина. А еще Плес известен почитаемым древним камнем фаллической формы, который долгое время был частью городского пейзажа, прочно сросшись с местной мифологией, историей и культурой.

То, что фаллос и его символические изображения издавна почитались славянами (и не только ими)-факт исторический, археологический, этнографический и вообще непреложный. Не имею желания и не вижу смысла приводить здесь конкретные подтверждения этому: их немало в работах действительно серьезных исследователей, от советского академика Бориса Рыбакова до языческого волхва Богумила Гасанова. Потому все, кто желает оспаривать данный факт, могут смело отправляться на вышеуказанный символ.

Часто в сети Интернет, особенно ближе к Купале, всплывает картинка из двух фотографий. На одной-церковка на фоне пасторального пейзажа, на другой- женщины, обнимающие куклу Ярилы с явно выраженными мужскими признаками. И подпись: славянин, где твоя родная культура? Любой нормальный и разумный человек без колебаний покажет на Ярилин уд. Тем, кому это не нравится, могут поискать себе другую историю и других предков. Не знаю, кому как, а мне лично (и не только в силу половой принадлежности) намного ближе и священнее символ плодородия, здоровья, ярой силы, залог того, что у русского народа будут дети, а за ними-внуки, правнуки… Это более правильно и логично, чем обожествлять орудие жестокой казни с умирающим на нем человеком. Даже христиане, утверждающие, что Бог создал людей по образу и подобию своему, должны бы задуматься: если это так, может ли быть в этом образе что-то нечистое и порочное? Жили-были Адам с Евой, проблем не знали-и вдруг, похрустев яблочком, вдруг обратили внимание: «А  ЭТО что?!! Почему мы раньше не видели, насколько это стыдно?!! Ой-вэй, Бог, таки как ты мог такое сотворить?»

С чего вдруг такая несправедливость и предвзятость по отношению к обычному в числе многих органу человеческого тела? Почему именно половой член показывать и видеть стыдно, а не руку, не нос, не лицо? Здравомысленных, без глупой идеологии объяснений этому нет. Более того, и христианское духовенство, и миряне, порицая «срамоту», с удовольствием ею пользуются. А с фанатиками-скопцами, вроде бы воплотившими в жизнь христианскую мечту об избавлении от соблазна, сама церковь боролась беспощадно. Если кого-то смущает, что одним из первых одеяний (не фиговый листок, нет) была обычная набедренная повязка, закрывавшая именно область паха (значит, все же стыдно показывать!), то причиной ее появления был не неестественный ложный стыд, а банальная безопасность и гигиена. Помните, как неприятно режет руку осока? А если порезать…?

Мужчины, представив, вздрогнули. Эволюция имела свои основания для того, чтобы разместить мужские половые органы столь слабо защищенным способом. Это элементарная биология. И не стыд тому виной, что охотник, уходя в лес, опоясывался шкурой. А чтобы просто веткой не оторвало. Конечно, сейчас начитавшиеся всякой муры эзотерики начнут вещать про энергетический обмен, всякие юбки-брюки, что в их бреднях его балансируют или наоборот. Но мы-то с вами на виманах не летали и Перуну скафандр не помогали надевать, чтобы вестись на подобное. Искатели придуманных знаний, которые от нас злодейски скрывают, все чаще отказываются видеть и признавать вполне реальные знания, имеющиеся в открытом доступе. Фаллос и его многочисленные изображения были могущественными талисманами плодородия, вокруг них проводились магические обряды для обретения потомства, благополучия в интимных делах, а в более широком смысле-на успех и благосостояние.

Ту же цель преследовал и явно рукотворный Плесский камень, за многие годы получивший немало других имен-Чиркун, Дедова шишка, Велеший камень (чувствуете?), Сват-камень. Как и все фаллические камни Поволжья (увы, сохранилось их немного по совершенно определенным причинам), Плесский камень местное население называет также «грибом». Значение образа грибов в мифологических представлениях изучено мало, но совершенно точно они самым тесным образом связаны со всеми тремя элементами известного комплекса Смерть-Плодородие-Жизнь. Учитывая археологическую карту города, можно предполагать, что камень может иметь отношение к одному из трех объектов, находящихся в его черте.

Во-первых, это городище Плес на Соборной горе, где обнаружены яма многократного жертвенного кострища и еще две ямы ритуального значения, определенные как предполагаемое святилище Велеса. Во-вторых, это городище дьяковой культуры и доордынский курганный могильник на Холодной горе. И, наконец, пожилые жители Плеса часто утверждают, что камень в прошлом скатился с Больничной горы. До августа 2011 года он находился у дома №21 по улице Ленина, недалеко от Хреновского оврага, ограничивающего с запада Больничную гору, представляющую собой отрог высокого коренного берега Волги. В 19–20 веках камень использовался сперва как коновязь, а потом как отбойник, защищающий угол дома, построенного плесским мещанином А. П. Бакакиным в 1856 году. В последнее время он благодаря своей крайне недвусмысленной форме стал очень популярен у туристов, оброс массой амурных анекдотов и преданий. Согласно поверью, девушка, посидевшая на Плесском камне, обязательно выйдет замуж в течении года.

Биография последних лет у камня интересная. В 2011 году его с разрешения городской администрации местный бизнесмен переместил в качестве рекламы, к зданию ювелирного магазина. Хозяйка дома, где он прежде находился, подала на него в суд, претендуя на камень, как на свое имущество. Тут вмешалась третья сторона в лице местного археолога Г. В. Панченко, которая добилась передачи камня, как объекта культурного наследия, в Плесский музей-заповедник. Однако и в музее он оставался недолго, вновь попав в предприимчивые руки дельцов. В 2012 году Общественный совет по развитию Плеса, возглавляемый губернатором Ивановской области М. Менем, принял решение о передаче Плесского камня из фондов музея «во временное пользование» бизнесмену Сергею Шевцову под патронаж, но при условии установки на нем сигнализации и видеонаблюдения. Странно, что, дав согласие на передачу, совет даже не подумал проконтролировать исполнение собственных предписаний. Древние святыни вновь становятся объектами купли-продажи.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы «Русская Традиция» от 08.09.2009

[видео]

Василий Бутров — Танец и пляска в народной традиции

Лекция школы «Русская Традиция» от 01.12.2009

[видео]

Василий Бутров — Народный костюм

Поиск

Журнал Родноверие