Аркаим удивительным образом сумел привлечь к себе повышенное внимание и ученых и религиозных фанатиков. В этом году исполняется 35 лет со дня первой экспедиции и 25 лет со дня открытия укрепленного поселения. Почему научное открытие привело к созданию нового культа, верят ли сами археологи в сакральность изучаемого места, на чем основываются доводы неоязычников и что делать в этой ситуации ученым? Об этом шла речь на круглом столе в ЧелГУ.

«Аркаимское чудо»

Археологический памятник «Аркаим» состоит из укрепленного города, двух некрополей и останков древних пастбищ. Город сделан из двух круговых стен, одна из которых окружена другой. К обеим кольцевым стенам пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. Различаются помещения личного и общественного пользования, жилые и мастерские. В некоторых помещениях обнаружены не только гончарные мастерские, но и металлургическое производство. В центре города была площадь. Между стенами была кольцевая дорога, от этой дороги к центральной площади ведут прямые улицы. В городе имеется ливневая канализация с отводом воды. По сути город представлял собой крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. Поселение существовало примерно 300 лет, после чего произошёл пожар. В результате город выгорел полностью.

44

В заповедник «Аркаим» ежегодно приезжают сотни туристов. Но только некоторые из них интересуются музеем, находками ученых. Для остальных – это сакральное место, где можно «зарядиться энергией». Аркаим называют «местом силы», «прародиной» славян, «ариев» или индоевропейцев, «колыбелью человеческой цивилизации». На Аркаиме даже появились собственные ритуалы, связанные с солнцем.

«Мы проводили на Аркаиме научную конференцию и наблюдали огромное количество, так называемых, неоязычников, – рассказывает доктор филологических наук, профессор кафедры теории массовых коммуникаций, директор Института гуманитарного образования ЧелГУ Марина Загидуллина. – Археологи обнаруживают какой-то объект, он имеет научное значение, но в общественном сознании превращается в легенду. Она не просто мифологизируется, она ритуализируется. Сейчас мы можем наблюдать серию ритуалов, которые передаются из ус в уста. Вновь приезжающие спрашивают, как правильно войти в спираль на горе и так далее».

Участники круглого стола пытались выяснить, в чем причина такого фанатичного интереса к Аркаиму, где «прокололись» ученые и как теперь привлечь туристов не к «аркаимскому чуду», а археологическим открытиям. «То, что творится сейчас на Аркаиме, – это все культурные практики, на которые можно закрыть глаза. Но, мне кажется, что, если такие огромные потоки людей никак не привлекать к научной составляющей, не искать консенсуса между научным словом и этим интересом, – мы совершаем ошибку», – высказала свое мнение Марина Загидуллина.

Директор Историко-культурного заповедника «Аркаим» Екатерина Сластухина тоже считает, что для появления легенд нет достаточных оснований: «Я не ученый, но прочитала все научные труды об Аркаиме. Местом посещения основного потока туристов являются аркаимское городище и аркаимская долина. На мой взгляд, достаточно убедительной доказательной базы, что это энергетический центр, нет. Скорее всего, это вопрос бизнеса». Сын первооткрывателя Аркаима Геннадия Здановича, заместитель директора Учебно-научного центра Проблем человека и природы ЧелГУ, старший научный сотрудник заповедника Дмитрий Зданович пояснил, почему ученые не смогли устоять под натиском неоязычников: «Религия, мифология – мы были просто к этому не готовы, нам казалось, что верить в какие-то чудеса – просто смешно. А ведь оказалось, что этот глобальный вызов, причем мировой, такое твориться везде, в разных странах. Бороться с верующими в чудо – значит бороться со злом в мировом масштабе».

Популярная наука

45

Историки и археологи объяснили, что мифологическое сознание древнее, поэтому быстрее «подхватывается» людьми. Тем не менее ученые не оставляют надежду возродить интерес населения к Аркаиму, прежде всего, как к археологическому памятнику.

«Для верующих нет необходимости в аргументации, поэтому археологическое сообщество должно ориентироваться на тех людей, которые хотят знать больше», – заявил сотрудник историко-культурного центра Челябинска Владимир Боже. По его мнению, должно быть больше научно-популярной литературы, которая была бы интересна и в то же время грамотно составлена. «Люди не хотят читать научные книги, там нет картинок, написано скучно и непонятно. Гораздо удобнее взять книжечку, которую можно быстро прочитать, сидя на лавочке, подарить таким же «ценителям». Научно-популярная литература должна готовиться профессионалами, но написана так, чтобы увлечь читателя», – подчеркнул Владимир Боже. Он также предложил создать в Челябинске отдельный музей, посвященный Аркаиму, так как обзорная экскурсия в Краеведческом музее не дает полного представления об этом памятнике архитектуры.

Представители ЧелГУ предложили создать на территории заповедника молодежный лагерь, в который могли бы приезжать дети с родителями. Учение и профессиональные экскурсоводы помогли бы им не только разобраться в исторических вехах, но и прикоснуться к интересной сфере археологии.

Не Аркаимом единым жив Урал

На территории Аркаима исследовано только 45% территории. Раскопки прекратились еще в середине 90-х. Хотя директор заповедника Екатерина Сластухина, уверяет, что в России только 1% экспедиций проводится на постоянной основе и «Аркаим» в него входит: «В 90-е года, когда развалились товарно-денежные отношения, хозяйственные связи, были массовые задержки зарплат, пенсий, когда синим пламенем сгорели скромные сбережения, началось широкомасштабное финансирование научных исследований памятника. Причем за счет средств области, хотя финансирование фундаментальной науки – это полномочия федерации. За это время построены асфальтовые дороги, налажено водоснабжение, работает музей, проводятся археологические, этнографические и природоведческие экспедиции».

Сейчас археологи находят новые поселения аркаимского типа. Так за время последней экспедиции сотрудники учебно-научного Центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ нашли уникальные для Южного Зауралья артефакты. Раскопки велись на поселении Стрелецкое-1 в Троицком районе. «Среди находок представлены интересные вещи – ритуальные предметы, керамика, орудия труда, – рассказывает директор центра, археолог Елена Куприянова. – По этим предметам мы можем судить о хозяйстве, религии, быте народов эпохи Бронзы. Памятник Стрелецкое-1 является уникальным для Южного Зауралья, потому что там, кроме эпохи Бронзы, содержатся материалы Каменного века, а в Челябинской области на данный момент зарегистрирована только одна стоянка Каменного века. Это уникальный памятник, потому что там более двух метров культурного слоя, что совсем нехарактерно для археологических памятников Южного Урала, обычно слои измеряется 50 сантиметрами». «Стрелецкое-1» – это современник Аркаима, порядка 600 лет люди жили в эпоху бронзы и в эпоху камня – более 6 тысяч лет назад. «Много найдено ритуальных вещей – это миниатюрные сосудики, таблички со знаками, – продолжает Елена Куприянова. – Мы их интерпретировать точно не можем, но, скорее всего, они имеют календарно-религиозное значение. Есть много интересных орудий труда для керамики, бронзовые серпы, долото. Такие предметы встречаются в основном в могильниках, а на поселениях очень редко». Интересно, что эти поселения пока не пользуются среди эзотериков такой популярностью, как Аркаим.

46

Елена Куприянова уверена, что при регулярном финансировании открытий было бы гораздо больше: «Наука развивается семимильными шагами, появляются новые методы. Есть даже отдельное направление – неразрушающие методы, то есть с помощью современных приборов можно, не раскапывая памятник, получить много информации. Это дает возможность выбирать интересные кусочек, а не работать вслепую».

По словам Елены Куприяновой, большой интерес Южный Урал вызывает у иностранных ученых. 8 лет работает экспедиция на поселение аркаимского типа «Ольгино», шесть лет велись исследования на поселении Степное, где работали американские, словенские и британские археологи.

Аркаим давно стал одним из брендов Челябинской области. Но ученые уверены, что без дальнейшей поддержки уникальный археологический памятник рискует стать местом паломничества только неоязычников.

Поиск

Журнал Родноверие