В июне 2010 года портал Merjamaa опубликовал статью о мегалитах под Ярославлем. Возможно, некоторые читатели встретили это сообщение с изрядной долей иронии: «Ох, уж эти краеведы! Прото-город, столица мерян, «Стоунхендж» какой-то! Ладно, хоть не приклеили еще зеленых человечеков и реликтовых монстров, резвящихся в Которосли»! Однако следом за Merjamaa выборку материал о мегалитах повторили еще 7 сайтов. Несомненно, такой интерес обязывает. Поэтому наш ярославский товарищ Yaroslavetz, нашедший эти мегалиты, решил вернуться к лесному «капищу», заручившись поддержкой еще одного энтузиаста. И отправился в путь небольшой командой...

Минуем церковь Воскресения Словущего (1787 г.) – останец исчезнувшего села Железный Борок. Далее путь лежит через бывший парк сельца Шалахово. В 1861 г. к здешней усадьбе всерьез присматривался М.Е. Салтыков-Щедрин. Великому сатирику её по-дружески советовал купить Н.А. Некрасов, владелец соседнего поместья Карабиха.

Вот и Тимерево. Нужно признать, сейчас вид у «прото-города» не очень-то приглядный. Древний некрополь в ужасающем состоянии. Почти у всех из пятисот курганов напрочь снесены вершины. Усиленно здесь рыли многие, начиная от «черных копателей» XIX века до высоконаучных экспедиций Исторического музея и Ленинградского университета.

Возможно, с этим местом связано одно из самых загадочных сообщений арабских хроник — о «третьем центре» Руси, записанное еще до начал до русского летописания.

Анонимный арабский трактат «Пределы мира» (IX–X в.) гласит: «И Русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая из них, называют её ас-Славия, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с Русами на севере. Они (Русы) велики числом…».

В наши дни под Куйабой академические историки склонны усматривать владения древнего Киева. Вторую страну, ас-Славию, принято помещать в район Великого Новгорода — по созвучию с племенем словен. Но относительно Арсании дискуссия длится уже более века. Сложились целые научные школы, которые помещали Арсанию то в пойму Дуная, то в предгорья Урала.

И лишь в последнее время, с появлением новых находок, профессором И.В. Дубовым выдвинута теория, отождествляющая Арсанию с Тимеревским поселением! По убеждению историка, древо ростовской культуры берет начало именно от «Арсы арабских географов». В подтверждение ученый приводит результаты многолетних раскопок.

Площадь Тимеревского городища (10 га) оказались соразмерной территории крупнейшего скандинавского вика в Бирке (15 га). По заключению шведского историка Янссона, насельники Тимерева – «Русы» разговаривали на двух, или даже на трех языках. По оценке, здешнюю полиэтническую общность составляли меряне (75%), славяне (15-20%) и норманны-викинги (5-7%). Последние представляли ядро военно-дружинной организации.

О мощи, духовном единстве и высокой сплоченности этого разноязыкого сообщества в очередной раз свидетельствуют восточные хроники. Приведем отрывок из датированного 943-944 г. рассказа арабского писателя Ибн-Мискавейха о рейде «Русов» на город Бердаа, (ныне в Азербайджане):

«Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы каждый носил оружие…

…Были они (защитники Бердаа) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами (византийцами). Не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты… Вступили в него (город) Русы и овладели им».

Под впечатлением страстей, сотрясавших мусульманский мир, немного охладимся у речки Сечки. В двух километрах отсюда – «Стоунхендж», куда лежит наш путь.

До места легко добраться на пригородной электричке. В 15-ти минутах езды от вокзала «Ярославль-Московский» – дачная платформа «268-й километр». Эта дорога, очевидно, повторяет путь тимеревских Русов к реке Которосли.

19

Углубляемся в лесную чащу. Вот, наконец, и «капище». Все 19 камней пока на месте. Растащить их для фундаментов дачных коттеджей алчные «быки» еще не успели.

Прикинем вес крупных валунов. При габаритах 1,6 х 1,5 х 1,2 м и плотности гранита 2600 кг/м3, их масса должна составлять не менее 5-6 тонн.

Итак, что же это за объект? Можно ли отнести его к памятникам древней культуры? Предположения о мелиоративном отвале или межевом знаке времен уездных землемеров сомнительны. Слишком уж толстый слой первородного мха покрывает валуны. И цвет глыб одинаковый – темно-серый от долгого пребывания под открытым небом (или термического воздействия). Малые камни едва проглядывают из-под глубокого слоя перегноя.

20

Впрочем, явных петроглифов или «чашек» на поверхности камней не заметно. Всуе обдирать реликтовый мох мы не стали, и что скрывается под ним – пока неясно. Ленточек на деревьях тоже нет. Возможно, потому, что в округе не осталось никаких деревень.

Но факт, расположение камней упорядоченное – по кругу Ø 5,75 м. На местности объект образует возвышение в виде тупоконечной пирамиды.

21

В центре – могучая глыба с плоским «столом», которую мы окрестили «алтарным камнем».

Некоторые из камней имеют прямые плоскости и острые грани. Одна из таких плит, собственно, и вызвала у нас ассоциации со «Стоунхенджем». Если это естественные ледниковые сколы, то природа сработала здесь на редкость аккуратно.

22

В любом случае, трудно отделаться от впечатления, что пращуры, ценой неимоверных усилий притащившие сюда эти камни, зачем-то отбирали их в округе по двум основным «типоразмерам». 9-ти крупным глыбам сопутствуют 10 малых камней.

23

Мысленно поднимаем крупные монолиты в положение «стоймя». Фантазийная картинка получается довольно занятная.

целом, остаемся при прежней версии — о «капище», воздвигнутом предками. Строители здешнего «Стоунхенджа» могли принадлежать к дьяковской или даже фатьяновской культуре. Нельзя исключить и «авторство» мерян, известных поклонников каменного культа.

24

Больше сомнений вызывают расположенные на небольшом холме «мерянские ямы». Рядом с «капищем» таковых различается не менее десятка. Финно-угорские зимние жилища? Остатки некрополя меря? Отдаленное селище Тимеревского «вика»?

Самая крупная котловина (с лисьей норой) – на вершине холма. В духе тех же догадок условно величаем её «дворцом мерянского вождя».

25

Но в экспресс — раскопе до глубины 30-40 см. — только зола и угли. Никаких следов керамики. Более реалистичная версия – это ямы, оставленные углежогами XIX века.

26

Не строя никаких иллюзий, заметим, что уникальное Тиуновское святилище (в Вологодской обл., близ Тарногского городка) обладает сходным строением культурного слоя. Как следует из описаний, грунт возле тамошних камней столь же обильно насыщен золой и углями.

Не менее примечательны в этом смысле Уральские дольмены. Вездесущие углежоги и там оказались в фокусе яростных, до хрипоты, споров по поводу возраста мегалитов. Разброс мнений ошеломляющий: от артельного балагана, бани(?) до астрономического календаря древних.

Ну, право, столь феерическая панорама могла бы удостоиться кисти великого Брейгеля: «Битва углежогов с Хозяйкой Медной горы».

Вопрос мог бы прояснить радиоуглеродный анализ угольков. Но это уже стезя, доступная только профессионалам.

Впрочем, долго здесь находиться невозможно из-за докучливых комаров. Направляемся из «мерянских дебрей» (и в прямом, и в образном смысле) на простор, к реке Которосли.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие