Пробный брак, водяная битва за лидерство в семье, красные чулки для замужних дам. Далеко не у всех народов России древние обычаи носят патриархальный характер

Водь – финно-угорский народ, коренное население Ленинградской области. Это один из самых малочисленных народов России: по переписи 2010 года насчитывалось только 64 вожанина. Ученые всерьез говорят о почти полном исчезновении води и ее языка. Тем удивительнее факт, что свои традиции представители этого народа сохраняли дольше многих других.

Откуда есть пошла

Современные этнографы считают, что на территорию нынешней Ленинградской области предки води пришли в I-IV вв. Это делает ее одним из древнейших народов. О води упоминается в первых новгородских летописях. Уже с XIII века народ находится под властью сильного Новгорода и принимает православие. Впрочем, это не заставляет вожан отказаться от древнейших верований, и вплоть до ХХ века у них имеются свои культовые камни, деревья, водоемы. Да и в целом этот народ, ассимилируясь с ближайшими соседями, обладал способностью беречь при этом свои традиции. А водский язык (входит в прибалтийско-финскую подгруппу финно-угорской ветви уральской языковой семьи), испытывая мощнейшее влияние русского, сохранил древнейшую основу лексики – самую дорогую, связанную с трудом, домом, хозяйством, семьей.

Есть у води и свой портрет

Исследователи называют ее самым белокурым народом мира.

Приводится даже статистика: 80 % мужчин и 76 % женщин имеют волосы ярко-белые или золотисто-желтые.

Верования и картина мира у води

Верования води — очень древние. Вожане одушевляют природу и поклоняются ее проявлениям, в том числе лесу и отдельным деревьям, рекам, горам, солнцу…. Этим священным объектам приносили жертвы – зверей и птиц. В более поздние времена эти ритуалы трансформировались в праздники: жители деревни собирались вместе, резали животное, его мясо жарили или варили, съедали вместе, а голову бросали в кусты – "богу". После принятия христианства древние обычаи переплелись с православными. Например, умерших отпевали, но хоронили в священных рощах и курганах. В могилу клали сломанные серпы и косы, а сверху устанавливали валун, само погребение тоже обкладывали камнями.

Особенно водь почитала святого Илью. Источник, названный его именем, считался целебным. В день пророка Ильи устраивали праздники — "братчины". Под священными деревьями устанавливали столы, собирали в складчину еду, вместе варили пиво. Затем пели и танцевали, едва ли не обязательным элементом торжества была большая драка.

В целом вожане были очень суеверными людьми. Почти каждый предмет они наделяли душой. Жизнь в окружении множества духов требовала знания заговоров и обрядов, число которых могло достигать сотен. Ритуалы сопровождали почти каждое повседневное действие. Например, нельзя было есть, не подстелив под пищу скатерть. Этот простой предмет считался разделителем между миром живых и мертвых, именно он не пускал болезни и напасти к человеку. Чтобы усилить защиту, праздничные скатерти вышивали красным цветом.

Свадебный обряд

Один из самых важных в жизни человека ритуалов – свадебный – тоже проходил в соответствии с традициями и правилами. Они, впрочем, предоставляли молодым некоторую свободу. Так, вполне обычным делом был пробный брак – совместная жизнь сроком до полугода. Присмотревшись друг к другу, парень и девушка могли или расстаться, или венчаться.

Те, кто не пытался устроить пробный брак, все равно обладали редким для тех времен правом решать свою судьбу самостоятельно. Родители узнавали о будущей свадьбе уже после сговора молодых. Сват привозил всей семье молодой подарки (их список был оговорен). Созывали всех родственников, а венчание проходило по православному канону. Первый день празднования молодые проводили каждый в своем доме. На следующий день новобрачной брили голову (в более поздние времена просто отрезали косу). Считалось, что волосы девушки хранят в себе духов ее дома, и в доме новом те будут злыми и станут мешать ей, чтобы она вернулась. Отрезанные волосы или сжигали, или отдавали жениху. Он хранил их, и если жена умирала раньше него, клал с ней в могилу.

До начала ХХ века сохранялся обряд "водолития": в первое утро в доме мужа молодая сначала мыла посуду, а потом трижды приносила из ручья воду, а новая родня трижды опрокидывала ведра. Позже этот ритуал превратился в своеобразную битву за главенство в доме: молодые супруги били ведра с водой ногами. У кого первого ведро упадет, тот и будет хозяином в семье.

Милую узнаю по походке

Костюм води долго сохранял свое своеобразие, не подчиняясь влиянию финского, русского и городского нарядов. Первым "сдался" мужской костюм. А вот женский продолжительное время отражал древние традиции своих обладательниц.

Для каждой возрастной группы была характерна своя одежда. Девушки, молодки, женщины и старухи отличались и костюмом, и головными уборами, и украшениями. Особенно важны были поясные украшения. Считалось, что пояса, передники и набедренники защищают их носительницу от проникновения к телу злых духов. Одним из подарков жениха невесте был особый кожаный пояс с оловянными бляшками, который мог весить несколько килограммов.

После свадьбы женщина надевала полагающуюся ей по новому статусу одежду. Обязательным элементом был головной убор под названием "пайкас" — высокий, с яркой вышивкой на белой ткани и спускающимися на плечи лопастями. Поверх него надевали цветок из бисера и раковин. Простую девичью рубаху меняли на красивую, со сложной вышивкой, бисером и жемчугом, а полотняный передник – на синий, с монетами, бисером, бубенчиками и бронзовыми колечками. В этой яркой, красивой и иногда довольно тяжелой одежде женщина ходила два года после свадьбы или до рождения первого ребенка.

Узнать женщину народа водь можно было, взглянув на ее ноги. На них надевали чулки, сверху – красные обмотки, а поверх них еще раз наматывали разноцветное сукно. Из-за этого ноги вожанок выглядели кривыми и толстыми, что, однако, не считалось недостатком.

Почти каждый день своей жизни вожанин так или иначе общался с духами, которые, как он верил, окружали его. У священных камней, деревьев и водоемов просили здоровья. Баню не занимали надолго, чтобы успел помыться банник (хранитель этого места). В лесу подкармливали змей, считая их проявлением домашних духов. Духа дома задабривали, поливая стену жилища кровью домашних животных. Весомым аргументом при этом было напоминание, что так же поступали мамы и бабушки. Это не только защищало человека от бед, но и укрепляло связь с предками, а значит, делало его еще более сильным.

Поиск

Журнал Родноверие