Нивхи – одна из самых малочисленных народностей, проживающих на бескрайних просторах России. Одна часть расселилась в Хабаровском крае, а другая – на севере острова Сахалин. Всего на территории нашей страны проживает примерно 5 тысяч нивхов.

Большинство народов Приамурья говорят на языках, принадлежащих к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи, однако нивхский язык не похож ни на один из них. Еще в позапрошлом веке, когда эти территории де-юре вошли в состав Российской империи, миссионеры и священнослужители активно пытались донести до этих людей христианские идеи, но, увы, все оказалось тщетно – православие так и не прижилось среди народов Сахалина и Приамурья. Нивхи до сих пор стараются бережно хранить веру своих предков в духов. А что касается языка этого народа, то он скорее близок к языкам народов Юго-Восточной Азии. По крайней мере, так утверждают лингвисты.

Сколько не устраивалось специальных миссий для гиляков, как называли нивхов русские, но в итоге христианизация по большому счету оказалась пустой тратой времени – этот народ отказался принимать основы православной веры, да и не особенно к этому стремился. Нивхи повсеместно отказывались в быту от имен, которые получали при крещении, сохранили они и древние традиции языческих культов.

85

По мнению некоторых ученых, независимость этого народа, особенно в части языка и культуры, это своего рода свидетельство того, что нивхская культура была той древней основой, на которой и развивались культуры многих других народов Приамурья.

Селенья нивхов издавна располагались по берегам рек – в основном на недоступных для половодья участках. Обычное зимние жилище – печь с дымоходом и огромные нары, на которых могло разместится до 30 человек. Нивхские избы освещались лучиной и светильниками с рыбьем жиром. В летний период нивхи не жили в тех же избах, а переселялись в амбары, которые обычно выстраивались на высоких столбах. Чем занимались нивхи? Да примерно тем же, чем и другие малые народы этого региона – преимущественно охотой, рыболовством и собирательством.

Лыжи и собачьи упряжки были основным их средством передвижения в зимний период. Летом же нивхи по рекам передвигались на плоскодонных лодках, которые изготавливались из еловых и кедровых досок. Чем-то эти лодки напоминали широкое корыто. Скреплялись доски специальными деревянными гвоздями, а затем их конопатили мхом. Никакого руля в этих суденышках-корытах не было – управлялось плавучее средство исключительно веслом.

86

Основной арсенал оружия нивхов, когда русские пришли в Приамурье, составляли копье, лук, гарпун и так называемые самострелы. Из домашних ремесел особой популярностью пользовалось создание сложнейших узоров на коже и бересте. А вот с гончарным искусством и ткачеством эти люди знакомы не были – о них они узнали уже после прихода русских.

Основная пища – рыба, которая вялилась и морозилась впрок. На зиму обычно делались большие запасы – рыбой кормились и собаки. Как правило, рыба вылавливалась специальными сетями, которые делались из крапивных и конопляных волокон. Иногда для ловли использовались большие крючья. Также нивхи охотились на сивучей, белух и тюленей. Охота и рыбалка – это считалось мужским ремеслом, тогда как женщины, кроме ведения домашнего хозяйства, занимались сбором ягод – малины, черемши, брусники, шиповника, кедровых орехов. Еще в позапрошлом веке нивхи не знали железной посуды, варить они не умели, а пищу часто ели в холодном виде, хотя иногда мясо и рыбу запекали на углях. Что примечательно, с давних времен в каждой семь курили табак, в том числе не возбранялось это делать и маленьким детям.

87

Богатым мужчина-нивх считался в том случае, если у него было несколько жен, несколько комплектов одежды, несколько крепких собак и побольше серебряных монет. А еще нивхи очень чутко относились к своим старикам – ни больных, ни немощных сородичей они никогда не бросали в беде, за ними ухаживали и их кормили. И вообще, старики в роду считались самыми уважаемыми людьми, ведь именно у самого старшего в семье хранился кремень, которым и зажигался праздничный «родовой огонь» во время определенных знаковых событий. Шаманы у нивхов, как и у многих других народов Приамурья, были в особом почете.

Женились нивхи очень рано, порой родители сводили детей вместе в возрасте 4-5 лет. Не считалось зазорным вступать в браки с двоюродными родственниками. К своим женщинам мужчины-нивхи относились по-доброму, хотя расставания с супругами случались часто. Зато если чью-то женщину кто-то крал, то это воспринималось как самое жесткое оскорбление – сопернику нужно было отомстить или, как минимум, получить с него калым. Порой такие проблемы решались смертью одного из мужчин. Женщины-нивхи редко оставались в одиночестве, если умирал муж: обычное дело – она переходила к брату умершего супруга или к другому ближайшему родственнику. Но если женщина все же оставалась одна, то родственники были обязаны ей помогать, поскольку все имущество мужа унаследовали его сыновья.

88

Нивхи – очень спокойные по характеру люди. Это в целом отразилось на их культурном наследии: у них нет национальных танцев, совсем мало песен, музыка очень простая. Правда, старики, как правило, знают множество преданий и легенд, которые они неустанно рассказывают молодежи. Причем делается это особым способом: низким голосом, протяжно подвывая и растягивая слова.

Чаще всего о «легендарном прошлом» рассказывают на праздниках, которых, к слову, у нивхов также не так уж и много. Например, в начале зимы они отмечают появление первого льда, ранней весной – ледоход на реках, летом поклоняются священным деревьям и совершают ритуальные жертвоприношения.

Самый большой праздник – Медвежий — отмечается и в настоящее время зимой, в январе. Длится он две недели. Раньше специально для этого праздника находили медвежонка, откармливали его и водили по селениям. А перед началом торжества обычно устраивались схватки с подросшим зверем. Храбрецов был много, но выживали не все из них – с косолапым шутки плохи. Тем не менее, судьба этого медведя все равно была трагичной: в конце концов, его привязывали к столбу, который врывался специально, и расстреливали из лука. Затем мясо медведя съедалось. При этом к столу обязательно подавался местный хмельной напиток, который запивался чаем.

89

Кульминация праздника – внесение головы и шкуры убитого животного в дом через дымоход. Считалось, что хозяин тайги именно так и заходит к людям в дома. Поэтому шкуру и голову зверя привязывали к длинному шесту и медленно опускали в дымоход. А все находящиеся в доме приветствовали медведя как самого дорого гостя.

Нивхи исповедовали культ деревянных богов. Каждое селение имеет свое священное место – именно там и происходит общение с духами, у которых просится удача и вымаливается прощение, ведь нивхи верят, что загробная жизнь существует. Своих умерших они увозили подальше в тайгу – там тела сжигались на погребальном костре, а пепел покойного, его одежда и курительная трубка закапывались в специальном бревенчатом домике на окраине деревни. Поминали усопшего хмельным напитком, курили его трубку и плакали навзрыд. Ни один обряд нивхов не обходился без посредника между живыми и духами – шамана.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие