1769383852 0 0 3072 2048 1440x900 80 0 1 dc934ad79e1f9f6047d316c148869bbc.jpg
© Depositphotos.com / Haritonoff

Увлекательные легенды о гномах есть не только в зарубежном фольклоре: пермякам знакомы истории о народе чудь, который обитает глубоко под землей. Следы похожих древних племен обнаруживают и в других регионах страны. О загадочных маленьких людях — в материале РИА Новости.

"Бежали от белого царя"

В пермской глубинке до сих пор можно услышать рассказы о том, как из-под земли доносятся странные голоса, всхлипы и стоны.

"Это все — чудь", — объясняют местные.

Таким легендам уже много веков. Считается, что чудь — коренной народ Пермского края, говоривший на собственном, никому не понятном языке. Были они низкорослые, как гномы, и светлоглазые.

В некоторых преданиях сказано, что народ этот — воинственный, часто сражался с соседями. Другие легенды, напротив, называют маленьких людей миролюбивыми.

Обитали они в основном в лесах и пещерах. Слыли искусными рудокопами, из-за чего возникло поверье: чудь сказочно богата. Вот только убедиться в этом никому пока не удалось.

В одном из мифов говорится, что чудь таинственным образом исчезла, когда на ее землях начала расти белая береза. Древнее предсказание гласило: вслед за этим деревом придут белые люди со своим царем и установят новые порядки.

Тогда коротышки выкопали ямы, поставили столбы, накрыли их крышами и положили сверху большие камни. Потом подрубили подпорки и заживо похоронили себя вместе с сокровищами.

1837563753 0 0 800 553 1440x900 80 0 1 aad362383324c1e2baf3d847a366e442.jpg
Картина Николая Рериха "Чудь подземная" © Public domain

Вот почему время от времени из-под земли доносятся еле слышные голоса. А чудь с тех пор больше никто не видел.

Знакомые следы

Ученые уже несколько столетий пытаются выяснить, что это за таинственный народ и существовал ли он на самом деле.

Самые ранние письменные источники — писцовые книги XVII века. Там упоминаются чудские городища в окрестностях Соли Камской и Кунгура.

Русский путешественник XVIII века Иван Лепехин, побывавший в тех местах, описывал остатки жилищ как "большие землянки с отверстиями, подобными дверям".

Правда, у него есть и другая запись — о том, что подобные строения можно обнаружить "не только в Пермской земле, но и в Архангельской губернии и у самоедов" (современные Таймыр и Тюменская область).

Уже в наши дни российские археологи нашли следы чуди в других регионах. В 2011-м экспедиция Института археологии Севера обнаружила в ямальской бухте Находка необычное сооружение.

1837573622 0 0 3078 2048 1440x900 80 1 1 2f37675165669148de49d5494dad2564.jpg
Вид на уральскую тайгу с вершины горы Полюдов Камень в Пермском крае © РИА Новости / Владимир Астапкович

"Со стороны конструкция выглядела как одна большая сопка. На самом же деле это были шесть небольших землянок, соединенных общей кровлей. Датируется она приблизительно XII-XIII веками", — говорит руководитель экспедиции кандидат исторических наук Олег Кардаш.

Согласно местным ненецким сказаниям, такие дома возводили сихиртя, пришедшие когда-то на Ямал далеко из-за моря. По описаниям этот народ — точь-в-точь как чудь.

Сихиртя вели уединенный образ жизни, охотились на диких зверей, были небольшого роста, со светлыми глазами. А самое интересное — в какой-то момент так же бесследно исчезли. Ушли под землю, как уверяют ненцы.

Примечательно, что легенды явно перекликаются с историческими фактами. В XV-XVI веках набирающая силу Москва активно подчиняла себе обширные северные земли.

В 1472-м Иван III совершил поход на Чердынь — столицу Пермского княжества. Сто с лишним лет спустя знаменитый поход Ермака положил начало русскому покорению Сибири. Как результат, многие народы Севера были вынуждены мигрировать. И больше о них хроники не упоминают.

Мы — не они

В "Повести временных лет" сказано, что в числе прочих племен Северо-Западной Руси варяги обложили чудь данью. А в других летописях говорится, что в 1030-м князь Ярослав Мудрый "ходил на чудь войной", победил и основал город Юрьев.

1824179301 0 0 810 498 1440x900 80 0 1 6f473ce86e9acb1601675853ac338a46.jpg
Ямальский мастер резьбы по кости и дереву изготавливает фигурки сихиртя © Фото : Правительство ЯНАО

Получается, место обитания загадочного народа не ограничивалось Пермским краем? Эксперты отвечают: и да, и нет.

"Дело в том, что чудь в русском имеет то же значение, что и чуждый, чужой. Так называли тех, кто говорил на другом языке. То есть противопоставляли себе", — поясняет заведующий кафедрой древней и средневековой истории России Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Алексей Сарапулов.

В ходе христианизации Севера самоназвания многих местных племен попросту забылись — и появился коллективный этноним "чудь".

Согласно наиболее обоснованной точке зрения, под этим именем могли скрываться финно-угорские племена, пришедшие с севера, — предки современных коми-пермяков, хантов и манси.

Поиск

Журнал Родноверие