С кем родство и где прародина?

М. Бакро-Нодь предположила, что уральцы как популяция возникли в 4000 году до н. э., а протоугры выделились из ее состава в 2000 году до н. э. Похожего мнения о возникновении уральцев придерживался П. Каллио.

Что касается вопроса о прародине уральцев, здесь есть несколько точек зрения. В. Шот в 1836 году высказал тезис об урало-алтайском родстве. Его поддержали Ф. Видеман и М. Кастрен. Эта гипотеза базировалась на схожести уральских и алтайских языков в синтаксисе, морфологии, фонетике и лексике. Также в XIX веке была выдвинута идея об уральско-индоевропейском родстве. Эту идею поддерживали шведский уралист Б. Коллиндер, финский ученный А. Йоки, словенский лингвист Б. Чоп. В ХХ веке И. Николаевой была выдвинута идея об урало-юкагирском родстве. Позже ее поддержал В. Напольских. Противником этого мнения являлись венгерский лингвист К. Редеи и его шведский коллега Б. Коллиндер.

Финский ученый П. Саммалахти предполагал, что носителей прауральских языков было около 100 тыс. человек. Венгерский уралист П. Хайду и финский лингвист Ю. Янхунен были более осторожны — они считали, что таковых было всего несколько тысяч человек. Прауральцы жили дисперсно, в одной местности их было не больше 200-300 человек. В антропологическом отношении прауральцы принадлежали к уральской расе.

Русский ученый Ф. Видеман и шведский уралист М. Кастрен считали, что прародина прауральцев находилась на юге Сибири в районе Алтайских и Саянских гор. Финские ученые Э. Итконен и А. Йоки, а также эстонский уралист П. Аристэ полагали, что прародина прауральцев находилась на пространстве от Балтийского моря до Урала, и были автохтонистами по убеждениям касательно финно-угорской прародины. В общем для финских ученых характерна точка зрения, что прародиной финно-угорских народов была Европа. Финские лингвисты А. Парпола, К. Карпелан, Й. Койвулехто, П. Саммолахти локализуют прародину финно-угров или в Финляндии или на Балтике. Венгерский ученный Я. Маккаи был согласен с ними. Д. Ласло локализовал прародину уральцев и финно-угров между Прибалтикой и Окой и связывал их с палеолитической свидерской культурой. В. Чернецов возводил уральцев к западносибирскому неолиту. А. Халиков считал, что прародиной уральцев был Урал. П. Хайду — что она находилась в Западной Сибири.

Прауральский язык и распад уральской общности

В прауральском языке были наименования сибирского кедра, сибирской ели, пихты. Ю. Норманская указывала, что в прауральских языках были общие наименования сибирского кедра, сибирской ели, пихты, елки, вербы, осины, березы. П. Хайду и Ю. Норманская предполагали, что прародина уральцев находилась между Средней Волгой и Уралом. В. Напольских, Л. Косинская, С. Кузьминых, Е. Хелимский, Ю. Янхунен и Дж. Мэллори же локализовали ее в Западной Сибири и на Урале.

Й. Койвулехто и П. Саммалахти считают, что протоиндоевропейские заимствования присутствовали в прауральском праязыке. Еще В. Томсен предполагал индоевропейско-уральское родство. Сейчас эту гипотезу поддерживают некоторые генетики, считая индоевропейцев и финно-угров родственными популяциями. Шведский лингвист Г. Шелд поддержал эту гипотезу. Позже ее отстаивал его коллега Б. Коллиндер. В. Напольских, Е. Хелимский и Ю. Янхунен отрицали ранние протоиндоевропейские заимствования в уральском праязыке.

Что касается времени распада уральской общности, то П. Хайду датировал его VI-IV тыс. до н. э. В. Напольских предполагал, что временем распада были VI-V тыс. до н. э. Ю. Яхунен датировал время распада 3000 годом до н. э. В. Напольских указывал, что прауральский экологический ареал был ограничен на западе Уральским горным хребтом, на севере – Северным полярным кругом, на востоке — районом среднего и верхнего течения Енисея, на юге — южной границей западносибирской тайги от северных предгорий Саян и Алтая до нижнего течения Урала и среднего течения Тобола. Финно-угорский же экологический ареал включал в себя Средний Урал, Среднее и Южное Зауралье, юго-западный сектор Западной Сибири. А. Шлецер локализовал финно-угорскую прародину на Волге. Ю. Клапрот размещал ее на Урале. Т. Аминофф высказал предположение о прародине финно-угров в Волго-Камье. Ф. Кеппен локализовал ее на Средней Волге. Х. Паасонен считал прародиной финно-угров Урал. Э. Сетяля, О. Койстинен, М. Жираи, П. Равила, Ю. Тойвонен локализовали ее в бассейнах рек Волга, Вятка, Кама, Белая.

После распада прауральской общности прасамодийцы не покидали зоны западносибирской тайги. Для прасамодийцев характерны общие этимологии названий лиственницы, соболя, глухаря, росомахи, кедровки, оленя. Прародина прасамодийцев находилась в междуречье средней Оби и Енисея. Прародина индоевропейцев находилась или в Центральной Европе или в степях Восточной Европы. Праиндоевропейцы и прауральцы не контактировали между собой долгое время.

Поглощение палеоевропейцев

Дальнейшее расселение финно-угров к западу от Урала на земли палеоевропейцев привело к контактам между ними и индоевропейцами. Прасамодийцы же находились в контакте с носителями тунгусо-маньчжурских языков. Внешние связи прауральцев с юкагирами и типологические, лексические, синтаксические параллели между уральскими и алтайскими языками указывают на связь прауральцев с Центральной Азией. Балтские заимствования отсутствуют в угорских и самодийских языках.

Самые ранние контакты индоевропейцев с уральцами могут быть датированы временем не ранее конца III тыс. до н. э. Контакты с германцами же, в которые были вовлечены саамы и балтийские финны, состоялись в куда более позднюю эпоху. Расселяясь на запад, финно-угры поглотили носителей дофинноугорского субстрата – палеоевропейцев. Палеоевропейцами были носители неолитических культур ямочно-гребенчатой керамики ляловского типа в Центральной России и культуры типичной гребенчатой керамики Восточной Прибалтики и Фенноскандии.

Прасамодийский язык распался в период от II тыс. до н. э. до III века н. э. Распад же прафинноугорского датирован В. Напольских IV-III тыс. до н. э. В. Лыткин датировал это событие 3000-2500 гг. до н. э. К. Майтинская высказал гипотезу о времени распада в конце III тыс. до н. э. П. Саммалахти считал временем распада 3500-3000 гг. до н. э. Праугорский распался на части в конце II тыс. до н. э. – I тыс. до н. э. Прибалтийско-финский язык распался в первые века нашей эры. Наиболее поздно распался пермский праязык – вторая половина I тыс. н. э. – начало II тыс. н. э.

Финно-пермская и финно-волжская общности существовали с рубежа III-II тыс. до н. э. до первой половины I тыс. до н. э. Прикамье со времен неолита входило в прауральскую ойкумену. Урало-западносибирская традиция восходила к культурам местного мезолита. Ее соседями были палеоевропейцы культур ямочно-гребенчатой и гребенчатой керамики Центральной России и Прибалтики, а также юкагиры, происхождение которых восходило к сумнагинской культуре Восточной Сибири, продолжателем которой была ымыяхтская культура.

Прародина прауральцев находилась от Камы до Енисея. Распад прауральской общности и продвижение финно-угорской речи на запад связан с экологическими изменениями конца атлантикума – суббореала (VI-II тыс. до н. э.). Социальная революция в жизни населения лесной зоны Евразии произошла в конце II тыс. до н. э. – начале I тыс. до н. э. В связи с похолоданием и увлажнением зона темнохвойных таежных лесов распространяется в Восточной Европе. Западная Сибирь же в этот период начинает заболачиваться, что ведет к катастрофическим последствиям для продуктивности этих территорий. Финно-угры были вынуждены мигрировать на запад, чтобы выжить.

Освоение металлургии, милитаризация и археологические культуры

В эпоху поздней бронзы уральцы осваивают металлургию. Финноугорский очаг металлургии находился от Средней Оби до казанского Поволжья. На территории Волго-Камского региона на базе палеоевропейских и прафинских народов культур текстильной керамики сформировалась приказанская культура эпохи бронзы, датированная II тыс. до н. э. Ее локальные варианты находились в Камско-Бельском междуречье, на Средней и Верхней Каме, а также в бассейне реки Белой. Они называются соответственно луговской, ерзовской и курмантау культурами. В. Марков и А. Чижевский выделяют еще маклашевскую культуру, а Р. Голдина — буйскую культуру. Маклашевцы были родительской культурой для ананьинской культуры раннего железного века.

Приказанская культура находилась под влиянием индоиранских племен андроновской и срубной культур. На сложение приказанской культуры, кроме культур текстильной керамики, оказали влияние фатьяновская протобалтская культура и индоиранские племена поздняковской культуры. Благодаря взаимодействию с индоевропейцами, у финно-угров и самодийцев развилось комплексное охотничье-рыболовско-скотоводческое хозяйство. Кроме того, они приняли на вооружение бронзовое оружие.

Общество финно-угров стало милитаризованным и они стали доминирующим населением в лесной зоне. Финно-угры распространили свое влияние до Восточной Прибалтики и Скандинавии на западе. Они подчинили палеоевропейцев Фенноскандии, Карелии, Русского Севера и Центральной России. Палеоевропейцы разделяялись на палеоевропейцев Фенноскандии, Русского Севера, побережья Финнского залива и Волго-Окского региона и соответственно представляли по крайней мере четыре разных в этническом и антропологическом отношении популяции.

В археологическом отношении финно-угры в Восточной Европе при переходе от Поздней Бронзы к Раннему Железному веку делились на две области – ананьинскую и культуры с текстильной керамикой. Ананьинская общность занимала пространства от Камы и Урала до Карелии. В Западной Сибири это были области андроноидных культур угров, которые поддерживали связи с андроновцами Приуралья и Средней Азии. В дальнейшем эти культуры начали дробиться. Культуры текстильной керамики делились на тип Сарса-Томица (прасаамы), культуру каменных могильников с оградками в Эстонии и смежных территориях (праприбалтийские финны), дьяковскую культуру (прамарийцы), городецкую культуру в Верхнем и Среднем Поволжье и в бассейне Оки (прамордва), пьяноборскую и гляденовскую культуры (прапермяне), кулайскую культуру (прасамодийцы), саргато-гороховскую общность (протовенгры).

Поиск

Журнал Родноверие