В верованиях славян переплетаются древние традиции, мифы и суеверия. Легенды и апокрифы южных славян полны удивительных историй на границе между верой и фантазией. Во что верили наши предки и какие обряды совершали?

Самая короткая ночь в году в славянском регионе (21/22 июня) была посвящена пению, танцам, прыжкам через костры и поискам цветов папоротника. Празднование летнего солнцестояния было известно, среди прочего, как Купальская ночь , Соботка или Палноцкая. С приходом христианства были предприняты попытки примирить языческие обряды с новой верой. Купала сменилась празднованием Св. Сочельника, через два дня. Джон. Несмотря на это, остатки старых славянских обрядов на протяжении веков были занозой в глазу моралистов, связанных с Церковью или Православной Церковью. Верования славян увлекают исследователей прошлого нашей культуры.

Каковы были верования славян?

Глаза в верованиях славян

В славянских культурах глаза часто ассоциировались с плодородием и силой. Люди боялись «милых» взглядов, а соперники власти были ослеплены. Беременным женщинам запрещалось смотреть на уродливых или мертвых людей. До сих пор в нашем языке существуют выражения «влюбиться с первого взгляда» или «поймать чье-то внимание». По древним поверьям можно было буквально «попасть» в чей-то взгляд.

«Наставление о Господе нашем Иисусе Христе» представляет собой интерпретацию основных христианских догматов в форме вопросов и ответов, составленную в Болгарии на рубеже XII и XIII веков.Анонимный автор отвечает на вопрос о происхождении православных народов через апокрифический рассказ о внуках Ноя. У Сима, любимого сына строителя ковчега, было восемь сыновей и столько же дочерей. После потопа мужчин не хватало, поэтому братья были вынуждены взять в жены своих сестер. Однако они решили, что заниматься с ними сексом было бы грехом, и воздержались от секса с ними. Бог, видя их настойчивость, послал благословение детям Сима. С этого момента они могли размножаться бестелесным способом – посредством взглядов. Все христианские народы должны были произойти от их потомков.

Согласно некоей болгарской легенде, записанной во многих вариантах в XIX веке, после создания человека Бог приказал всем святым определить, как людям следует размножаться. Святые решили, что зачатие произойдет путем взгляда супругов друг другу в глаза. И они сели довольные за стол, и св. Иоанн Златоуст раздал всем суп. Однако пирующим это не понравилось, и они попросили еще соли. Святой Иоанн взял горсть соли и, не добавляя ее, помахал рукой над чашей. Святые попробовали блюдо еще раз и попросили еще соли.

Лишь в третий раз Ян добавил в суп специи. Он спросил, почему суп не был соленым и в первый, и во второй раз. Святые ответили, что он никакой соли не клал. «Так как же можно зачать ребенка, просто взглянув на него?» – крикнул Джон. Остальные приняли его слова близко к сердцу и, решив, что отныне людям придется вступать в половую связь друг с другом, вернулись к еде.

Сивилла и царь Давид

В знаменитом хорале «Dies irae» библейский царь Давид и языческая провидица Сивилла призваны свидетельствовать о грядущем Суде Божием. В средние века эти две фигуры часто совмещали, и славянское издание «Слово о Сибилли» делает Давида отцом знаменитой провидицы. Однако ее рождение произошло необычным образом.

Правитель Израиля был известен своей жадностью. В Ветхом Завете упоминаются многие его жены и наложницы. Согласно апокрифам XII века, царь обладал таким сексуальным влечением, что его семя постоянно стекало в поставленный под ним сосуд. Однажды слуга очистил сосуд, вылив его содержимое на траву. Пасущемуся неподалеку гусю понравилась такая приправленная трава. Вскоре она снесла яйцо , и из него вылупился необычайно красивый малыш с гусиными лапками. Девушка по имени Сивилла была мудрее королей , а когда выросла, стала владычицей лесов. Однажды она предсказала собравшимся вокруг нее мудрецам рождение Иисуса.

Рождение Иисуса

Также и сам Спаситель не мог родиться обычным образом. Большинство христианских церквей признают непорочное зачатие Христа . Однако как это произошло, остается загадкой. Между тем, на этот вопрос ответил балканский фольклор. Легенда, записанная в Македонии, гласит, что Бог и Сатана были братьями и сестрами. Они решили поделить мир между собой. Бог заботился о мёртвых, а дьявол заботился о живых. Бог быстро пожалел о своем выборе и отправил сына на землю сражаться с дядей.

Но перед этим Иисус должен был родиться из цветка. Условие было выполнено, потому что Мария зачала ребенка, понюхав базилик. Выбор растения не случаен, базилик на Балканах часто ассоциируется с таинством крещения. Например, в одной болгарской легенде говорится, что пророк Илия крестил царя, окропив его базиликом. Связь с таинством объясняет ее выбор.

Но почему Иисус родился из цветка? Видимо, буквально было понято ветхозаветное пророчество: «Жезл выйдет из пня Иессея, и ветвь выйдет из корня его» (Ис 11:1). Современный перевод еврейского оригинала отличается от переводов, использовавшихся на протяжении веков. Греческая Септуагинта и латинская Вульгата прямо говорят о здесь цветке.

Иногда в средние века родословную Иисуса изображали в виде дерева, растущего из чрева Иессея. На ветвях вместо листьев изображались важные фигуры из Ветхого Завета. На его вершине помещали Богородицу с Младенцем или самого Христа. Известны также изображения, на которых Иисус отдыхает на цветке. Иногда вместо дерева в иконографии появляется виноградная лоза. Вино, в свою очередь, имеет свою долю и в другой славянской легенде о чудесном рождении.


Апофеоз славянства на картине Альфонса Мухи 1926 года.

Реинкарнация в верованиях славян

Возрождение Святого Андрея

Святой Андрей – по мнению предков нынешних хорватов – был нечестным трактирщиком. В своей гостинице он «крестил» вино, подаваемое гостям, с водой. Он совершил ошибку, однажды попытавшись обмануть самого Бога, когда пришел выпить со святым. Питер. Создатель разгадал подвох и отделил вино от воды на глазах у перепуганного трактирщика. Несмотря на просьбы о прощении, Анджей получил крайне суровое наказание. Он должен был срубить свой виноградник, собрать из срезанных лоз кучу и поджечь себя сверху. Раскаявшийся мошенник тут же приступил к работе. На мгновение он колебался, стоит ли прыгать в огонь. Но он решил, что раз так сказал ему сам Бог, другого выбора у него нет. Он бросился на костер и тут же сгорел.

Мать Анджея ни о чем не догадывалась. Когда на третий день он не вернулся домой, она пошла искать сына. Случайно она встретила пастушку, ставшую свидетельницей его самосожжения. Узнав обо всем, обезумевшая женщина побежала к месту пожара. Просеивая пепел, она нашла один крошечный кубик, который не сгорел. Недолго думая, она съела его и сразу забеременела. В день родов к ней в гости пришли Бог и святой Петр. Когда часы пробили полночь, родился ребенок. Бог объявил, что Андрей возродился.

Истоки рассказа о святом Андрее можно найти в другом месте. В еврейской традиции существовало поверье, что в Судный день Бог воссоздаст всех мертвых на основе кости, называемой Луз. Предполагалось, что это единственная часть тела, которая никогда не будет разрушена или разложена. Выступающий позвонок (седьмой и последний позвонок шеи), копчик или одна из костей основания черепа иногда считались свободными. Вера в его существование перешла в ислам и была распространена в средневековой Европе.

История святого Андрея записана исследователями фольклора XIX века. Это отклонение от православной или католической ортодоксальности. Похоже, что ее первоначальным источником могла быть одна из дуалистических средневековых ересей с Балкан. Мы знаем, что, например, богомилам была знакома идея реинкарнации . По мнению некоторых исследователей, французские катары практиковали ритуальное самоубийство. Сама ассоциация возрождения с практикой самосожжения восходит к глубокой древности. Достаточно вспомнить миф о Фениксе – птице, погибшей в огне и возродившейся из пепла. Христианство очень рано признало Феникса символом Христа.

История царя Соломона

Царю Соломону повезло меньше, чем святому Андрею. На протяжении веков библейский монарх был не только образцом мудрого правителя, но и самым могущественным магом в истории. Согласно истории, записанной в XIX веке в Македонии, на старости лет правитель не захотел умирать и придумал способ возродиться снова. Перед смертью он дал своему другу бутылку с собственной кровью. Он приказал похоронить ее в куче навоза, и через 40 дней из нее можно было бы вывести здорового новорожденного.

Однако друг ошибся в подсчете и выкопал бутылку всего через двадцать дней. Он с ужасом увидел, что внутри находится не до конца развитый ребенок. Он тут же закопал его снова. Однако когда он снова достал бутылку с навозом через 20 дней, то обнаружил лишь абортированный плод.


Поклонение Святовиду.

В свете древних знаний идея Соломона не была такой безумной, как могло показаться. По сей день в некоторых религиях кровь и душа связаны. Последователи иудаизма и ислама воздерживаются от употребления мяса с кровью. Он считается нечистым из-за присутствия в нем души убитого существа.

Издавна люди верили в живительную силу навоза. Древние верили, что крошечные организмы рождаются самопроизвольно из грязи, грязи, навоза или гнили. Эта точка зрения, подкрепленная авторитетом Аристотеля, была широко принята в Европе средневековья и раннего Нового времени. Впервые этот вопрос поставил под сомнение Франческо Реди, итальянский ученый и поэт. В 1688 году он заметил, что в гниющем мясе не образуются черви, если только мухи не отложат в него яйца.

Поступок Соломона напоминает необычный «эксперимент», который предполагалось провести в одной из древних философских школ. Пифагор считал бобы нечистым растением и велел своим ученикам воздерживаться от их употребления в пищу. Его более поздние последователи ломали голову над причиной этого запрета. Порфирий Тирский, философ, действовавший в III веке, объясняет в «Житии Пифагора», что, когда мир был создан, люди и бобы родились из одной и той же гнили.

Были даже попытки доказать эту связь. Кормовые бобы, надкушенные и выставленные на солнце, пахли человеческой кровью. Поедание этого растения было в некотором роде актом каннибализма. Порфирий добавляет, что если кусок потемневшего цветка фасоли поместить в глиняный горшок и закопать в землю на девяносто дней, то при выкопке будет видна голова ребенка или женские репродуктивные органы.

Славянские суеверия и христианство

Откуда взялось это необычное сочетание убеждений? В XIX веке первые исследователи полагали, что «простой народ» продолжал поклоняться старым богам под видом христианства. На протяжении веков Церковь должна была бороться с суевериями, которые постоянно выходили на первый план в культе святых и в апокрифической литературе. Федор Буслаев, один из первых палеославистов, создал запоминающуюся концепцию «двоеверия», которая долгое время направляла исследования.

Сегодня мы знаем, что это упрощенный, антиисторический образ. Часть апокрифов использовалась — без всякого возражения — в богослужении, т. е. духовенством. Христианство, чтобы обрести последователей, не могло полностью стереть то, что было у людей в головах.

В отличие от той части славянского региона, которая переняла культуру латинского Запада (а значит, и Польши), она была написана на понятном слушателям языке, ссылаясь на их знания. Верования о том, какие растения и животные хорошие, а какие плохие, как действуют стихии и т. д., обычно разделялись духовенством и простым народом.

Славянское духовенство, развивая нити Ветхого и Нового Заветов, без труда общалось с мирянами, поскольку разделяло их представления об устройстве мира. Взгляды на этот счет часто исходили из дохристианских времен, и смена религии не оказала на них существенного влияния. Они продолжали функционировать как элементы христианского образа мира, хотя и не всегда в соответствии с богословской ортодоксальностью.

Религия славян

Древние боги были низведены до ранга демонов. Древние отцы Церкви не отрицали существования языческих божеств. Однако они убедили верующих, что на самом деле они злые духи. В уже упомянутом «Слове о Сивилле» языческая провидица представлена ​​в образе самодивы — женщины-птицы-демона, известной из балканского фольклора. Эти существа должны были вводить людей в искушение, знать магию, фитотерапию и предсказывать будущее. Автор, несомненно христианин, говоря о Сивилле, представлял ее в образе лесных духов, о которых он, должно быть, слышал с детства.

Однако к синкретизму следует относиться с осторожностью. Например, сегодня антропологи отходят от некогда популярного тезиса о том, что Перуну (повелителю грома) поклонялись еще сто лет назад под видом культа Илии (который использовал молнию, чтобы победить жрецов Ваала).

Механизмы и цели адаптации языческих тем к христианским историям сегодня не всегда понятны. Более того, стоит помнить, что христианство и язычество – не единственные ингредиенты «балканского котла». Славянская вера также демонстрирует влияние иудаизма и дуалистических христианских групп, таких как павликиане и богомилы. При турецком правлении начинается противостояние с исламом, следы которого можно найти и в фольклоре. Этнологи записали большую серию историй с нападками на Мухаммеда и его последователей. Но это материал для другой истории.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие