Во время великого переселения славянских народов — это случилось в V — VI веках нашей эры — дальше всех на запад продвинулись лютичи, руяне и ободриты. Есть версия, что вольный город Гамбург, ставший впоследствии центром крупного архиепископства, построили именно славяне. Но это не факт. Скорее всего, Гамбург был передовой крепостью франков, которые еще до прихода к власти Карла Великого, еще при Пипине Коротком, а, может, даже Карле Мартелле начали движение на восток. И в какой-то момент столкнулись со славянами.

Самые западные славяне
Западнее всех из славян жили ободриты, и они в VIII веке стали верными союзниками и вассалами могущественных франков. Известно, что во время ожесточенных войн с саксами Карл Великий если и мог на кого-то положиться, так это на ободритов. Князь Дражко сколотил прочный союз, прихватив и некоторые земли своих соседей — саксов-нордальбингов. Король франков не противился. Потому что ободриты помогали Карлу не только захватывать земли саксов, но и отражать постоянные набеги данов, англов, ютов (тех, что не удосужились к тому времени переселиться на туманный Альбион). А также — воевать с другими славянами.

А именно — с лютичами, или, как они сами себя называли вильцами, велетами, то есть “великими”. Они жили несколько восточнее ободритов: их ареал простирался от устья впадающей в Балтийское море реки Пене до устья Одера (современная немецкая земля Мекленбург — Передняя Померания). Лютичи не сильно отличались от ободритов внешностью, языком, обычаями или верой (главные боги, во всяком случае, у них были одни и те же: Редегаст, он же Сварожич, Прове, тезка восточнославянского Перуна и прусского Перкунаса, Святовит, прекрасногрудая Жива и некоторые другие), но вот внешняя политика у них была совершенно иной. Лютичи с франками никогда не дружили, напротив, чаще всего были на ножах, выступая на стороне их извечных противников данов.

“В Германии есть некая славянская народность, живущая на берегу океана, которая на их собственном языке называется велатабы, по-франкски же вильцы, — читаем мы в “Анналах королевства франков”. — Она, всегда была враждебна франкам. И своих соседей, которые были подчинены или союзны франкам, она имела обыкновение преследовать враждой и теснить, и беспокоить войной”.

Из хроники летописца Карла Великого Эйнхарда мы знаем о походе короля данов Гудфреда против ободритов в 808 году. На помощь ободритам Карл Великий отправил своего сына — также Карла, и ему на Эльбе удалось остановить данов и поддержавших их лютичей. Мы знаем также о князе вильцев Драгомире — непримиримом противнике франков. Он воевал с Карлом Великим на протяжении нескольких лет, но в итоге был вынужден был покориться.


Расселение балтийских славян. Источник: Википедия

Позднее, начиная с X века, когда империю Карла Великого сменило Восточно-Франкское (Германское) королевство, а затем Священная Римская империя германской нации, начавшая активную экспансию на восток, ободриты и лютичи уже по одну сторону баррикад. Они сражаются рука об руку с саксонским герцогом Генрихом Птицеловом. Во время крупнейшего славянского восстания против немцев, датируемого 983 годом, лютичи и ободриты также вместе. Как и во время Вендского крестового похода, который организовали против славян саксонские феодалы Генрих Лев и Альбрехт Медведь.

Язычники до конца своих дней
Кем же были эти лютичи или вильцы? Сейчас известно, что это был конгломерат племен, в который входили жившие к западу от реки Пене хижане и черезпеняне, а также долечане и ратари, обитавшие к востоку от этой реки. Священным городом лютичей был Ретра, где находился главный храм бога Редегаста — верховного божества не только лютичей, но, по мнению некоторых историков, и всех балтийских славян.

“Их город, известный всему свету, Ретра, служит центром идолослужения, — где демонам знаменитейший между коими Редегаст — построен огромный храм, — пишет хронист Адам Бременский. — Его изображение сделано из золота, а пьедестал из пурпура. Самый город имеет девять ворот, окружен глубоким озером, а чрез него перекинут деревянный мост, но по нем позволяется проходить только приносящим жертвы и желающим вопросить оракула”.

Ретра был храмовым городом, в нем, по всей видимости, жили только жрецы. Совершенно другой была Юмна — крупный и, по-видимому, богатый населенный пункт в устье Одера.

“Об этом славном городе ходит множество невероятных рассказов, поэтому я счел уместным включить кое-что, достойное упоминания, — сообщает Адам Бременский. — Это, безусловно, самый большой город во всей Европе, населяют его славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Равным правом на жительство обладают и приезжающие саксы, если только они не выказывают там всенародно христианства. Дело в том, что все они до сих пор пребывают в заблуждении язычества, хотя в остальном не найти народа более честного, добросердечного и гостеприимного. Нет такой диковинки или предмета роскоши, которых не нашлось бы в этом городе, куда в избытке стекаются товары из всех северных стран”.

Лютичи, как, впрочем, и другие балтийские славяне были прекрасными мореходами и торговцами (первенство здесь принадлежало обитавшем на острове Руяне или Рюгене руянам). Задолго до того, как немцы образовали Ганзейский союз, славяне вдоль и поперек избороздили Балтику и создали сеть эмпориев — крупных торговых поселений, — раскинувшуюся от Северного моря до Острогарда, то есть Руси. Кроме Юмны стоит отметить такие города, как Старигард, ставший впоследствии Ольденбургом, Магнополис (будущий Мекленбург), Лютицу, превратившуюся затем в Любек, Аркону на острове Руяне.

А как насчет государства? В отличие от соседей-ободритов княжеская власть у лютичей была крайне слаба на всем протяжении их истории. Племенной союз, который сумел создать Драгомир в эпоху Карла Великого и который являлся неким подобием централизованного государства, — это, скорее, исключение из правил. Лютичи были крайне свободолюбивы, не желали никому подчиняться, терпеть не могли вертикаль власти, а роль князя у них выполнял сход, или вече.

“У всех тех славянских племен, которые обыкновенно называются лютичами, нет никакого особенного властителя, — пишет епископ Титмар Мерзебургский. — Общим советом рассуждая на сходе о своих нуждах, они решают дела единогласием. Если же кто из них на сходе противоречит решению, то бывает бит батогами, а если и впоследствии станет явно противиться, то либо от поджогов и беспрестанного разграбления лишится всего своего имущества, либо должен будет перед народом заплатить определенное количество денег, сообразно своему значению.

В сущности это был конгломерат независимых республик. Вероятно, по причине своей разобщенности лютичи проиграли в итоге борьбу куда более централизованным к тому времени немцам, которые с покорения ободритов, вильцев и руян начали свой знаменитый Drang nach Osten. “Славяне мужественны и воинственны и, если бы только они не были разобщены и разделены на множество ветвей и частей, ни один народ в мире не смог бы противостоять их натиску”, — отмечал арабский путешественник Ибрагим ибн-Якуб.


Лютичи идут! Рисунок И. Сакурова. Источник: bookz.ru

Лютичи были окончательно покорены во второй половине XII века. За отвагу и упорство в битвах они заслужили у хронистов выразительные эпитеты. Как пишет российский историк Александр Гильфердинг, немецкие летописцы постоянно называют лютичей храбрыми, жестокими, лютыми.

“И долго после их истребления, предание о лютичах, как о злых людоедах и народе свирепейшем, жило в немецких сказках и пугало воображение людей”, — отмечает Гильфердинг.

Возможно, так сильно сгущались краски еще и потому, что в отличие от ободритов, язычники-лютичи до конца своего существования так и не приняли христианства, которое пытались им навязать вначале словом, затем огнем и мечом.

Поиск

Журнал Родноверие