Живописная Мещёра, воспетая К.Г. Паустовским и другими писателями, поэтами и художниками, известна всем. . Также все знают, что этот край назван по имени когда-то проживавшего здесь племени мещёра. О русском племени мещёра большинство имеет самое смутное представление, возможно, – не имеет вовсе никакого.

В первую очередь рассмотрим ключевое слово «мещёра». Предварительно окинем взором Русскую равнину. В Новгородской области протекает р. Мста. В «Истории минувших времён» (Повести временных лет) (год 947) есть такая фраза:

«…иде Вольга (Ольга – Н.Ч.) Ноугороду и устави по Месте погосты…» (1).

Места – это древнее название р.Мста. В нём явственно виден корень мест-. Во Владимирской области есть населённый пункт Мстёра, и, наконец, Красивая Меча – река, на которой проживал тургеневский Касьян. Раньше в русском языке действовал закон открытого слога, и Мста и Мстёра звучали соответственно как Места и Местёра. Этот же корень лежит в основе топонимов Мещёра и Меча. Чередование ст/щ – типичное в русском языке. Простой пример: разМЕСТиться – разМЕЩаться. В своё время на Руси появилось новое сословие подданных – МЕЩАНЕ. Происхождение слова было настолько понятным, что В.И.Даль даже не упомянул его в своём словаре. Всё просто: МЕСТНОСТЬ (территория) – МЕСТЕЧКО (поселение) – МЕЩАНЕ (население). То же самое и с МЕЩЕРОЙ: МЕСТНОСТЬ (новые земли) – МЕЩЁРА (малочисленное население), отсюда и несколько пренебрежительный оттенок звучания этнонима.

Как видим, в основе русского слова Мещёра лежит русский корень мест-.

Вспомним: во время движения на юг одно из русских племён остаётся на месте, в бассейне р. Ока, и называет себя в общении с соседними племенами:

«Мы – мещёра».

Понимай так:

«Мы местные, а вы кто будете?».

Так их стали называть и пришедшие сюда славяне-вятичи:

«Мещёра? – местные, свои…»

Это не было единичным явлением.

Вероятно, такие же группы оставались и в других местах Русской равнины, о чём свидетельствуют приведённые выше топонимы (гидронимы), имеющие в своей основе корень мест-. В Московской области южнее Белоомута также протекает р. Меча, приток Вожи. Понимай – «местная».

Мещёра – это лесная, равнинная, часто болотистая местность. Болота в Мещёре называются «мшары» (от «мох»). От «мшара» также мог образоваться топоним «Мещёра». Наименование племени по месту обитания – хорошо известное явление: поле (степь) – поляне, лес (дерево) – древляне, дрягва (болото) – дреговичи. В этот ряд вписывается и наше мшара – мещёра.

Я живу на юго-востоке Шатурского района, в местности, именуемой Ялмать (от р. Ялма) у слияния рек Пра и Ялма. Река Пра под именем Правени (то есть Пра-река) встречается уже в «Махабхарате». Основу интересующего нас слова составляют два согласных звука – ПР-. Что они значат? Обратимся к однородным словам из русского и других родственных языков. Русское «ПРуд» — небольшой рукотворный водоём, украинское «ПРуд» — быстрое течение, болгарское «ПРуд» — мельничная запруда (сравни русское – заПРуда), древнерусское «ПРудъ» — поток, напор; чешское «proud» — поток, течение; словацкое «prud» — поток, течение; польское «prud» — поток, течение. Итак, корень ПР- в большинстве славянских языков означает «поток, течение». Но «поток, течение» — это, попросту говоря, и есть река. Как видим, если обратиться к русскому и родственным ему славянским языкам, название реки расшифровывается очень просто.

Говоря о названиях, просто невозможно не упомянуть древнее селение Шатур, давшее название Шатурским болотам и будущему г. Шатура. Санскритское «чатур» и цыганское «штар» (цыганский язык относится к индийской группе индоевропейских языков) означают «четыре». А то, что «чатур» в нашем языке за тысячелетия превратился в «шатур», вполне естественно: чередование ч/ш – одно из самых распространённых в русском языке. Что же именно подразумевается под этим «четыре»? Ответ мы находим на карте: с возвышенности, на которой расположено с. Шатур, берут начало реки: стекает на восток р. Цна, с западного склона берёт начало р. Гуслица, с северной стороны возвышенности начинается р. Поля, с южного склона стекает р. Медведка и ещё несколько речушек. Итак, Шатур (чатур) можно растолковать как «четырёхречье», «четвёртая река», «поселение на четвёртой реке». Название р. Цна учёные производят от Десна (правая), которая сначала преобразовывается в Дсна, а затем в Цна. Так же легко и просто объясняются все остальные названия Мещёры.

В спорах об этнической принадлежности того или иного племени часто решающее слово произносят археологи. Хочу познакомить вас с мнением по интересующему нас вопросу Е.А. Рябинина, автора известной работы «Мещёра»:

«Целые керамические формы или их обломки (Пустоша, Заколпье, Поповская, Парахина), — пишет Рябинин, — изготовленные на гончарном круге, принадлежат к древнерусским типам посуды, часто украшены линейно-волнистым орнаментом» (2).

Древнерусская посуда ясно указывает: здесь жили русские.

Украшения мещёры – типично русские. Археологи часто находят при раскопках мещёрских селений такие украшения как гривна. Известный историк Ю.Д. Петухов в своей «Истории Русов» так пишет об интересующих нас украшениях:

«Почти во всех кладах Трои-2 найдены серебряные и золотые шейные гривны, прямые и скрученные. Точно такие же гривны носили русы-варяги и русы Киевской Руси. Шейная гривна была непременным атрибутом наряда князя и воина»(3).

К любимым и распространённым украшениям мещёры относятся также лунницы. Уже упомянутый нами учёный Е.А. Рябинин так пишет об этом украшении:

«…с конца XII в. на рассматриваемой территории… в женский убор входят бусинные серьги, лунницы… характерные для славяно-русской культуры» (4). Эту же мысль проводит и Ю.Д. Петухов: «Лунницы имели широчайшее распространение у русов и славян Восточной Европы. Троянские лунницы идентичны во всём славянским, один к одному. Первые лунницы были обнаружены в городище русов под Варной (Болгария) и датируются VI тыс. до н.э.» (5).

И третье из наиболее распространённых украшений мещёры – шумящие (гремячие) подвески.

«Обнаружено (в Трое – Н.Ч.) множество золотых подвесок, — пишет Ю.Д.Петухов, — представляющих из себя пять или шесть плоских идолов Лады-Роды («геометрического» стиля), подвешенных на цепочках к основанию. Это ни что иное, как типичные балто-славянские «гремячие» подвески, хорошо нам известные по находкам V-XV вв. на Руси и в Прибалтике (иногда «гремячие» подвески и серьги приписывают угро-финнам, это неверно, последние заимствовали их у балто-славян)» (6).

Племя мещёра хоронило своих покойников в курганах. Даже школьникам известно, что курганные могильники – это «визитная карточка» вятичей (вообще – славян). На данной территории не известно ни одно нерусское племя с подобным способом захоронения. Этот способ захоронения – ещё одно доказательство того, что племя мещёра было русским.

У многих напрашивается вопрос: как и почему исчезло это племя. Действительно, было племя мещёра и действительно оно исчезло. Но куда? Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост. В рассматриваемое нами время «исчезла» не только мещёра, но и другие русские племена: вятичи, кривичи, родимичи и т. д. Они «исчезли», слившись в единый русский народ. А вот из нерусских племён на этой же территории ни одно не исчезло. Это ещё одно доказательство «русскости» русского племени мещёра.

Подведём итог всему сказанному. У племени мещёра посуда – древнерусская, украшения – древнерусские, покойников хоронят в русских курганах, все топонимы и гидронимы на месте проживания – сплошь русские, и в летописях ясно сказано, что на средней Оке в это время живут русские (вятичи).

Поиск

Журнал Родноверие