Корочанский район расположен в центре Белгородской области. Во второй половине ХVI — первой половине ХVII века на корочанские земли переселились большие группы черкас — выходцев с Украины. Они образовали здесь свои поселения, располагаясь по соседству с русскими селами. В местной украинской культуре сохранились особые ритуалы, распространенные на коренных украинских территориях и неизвестные в русских селах. Одним из них является вождение Марыноньки в селах, расположенных на юго-востоке Корочанского района.
«Вождение Марыноньки» во всех селах на этой территории совершали на Ивана Купала (7 июля), и только в селе Соколовка — накануне, 6 июля. Этот обряд по структуре соотносится с ритуальными шествиями с участием ряженого персонажа, которые в восточнославянской традиции совершались преимущественно в весенне-летний период народного календаря. Такие практики относятся к обрядам проводного типа, заключительными действиями которых было выпроваживание, уничтожение главного объекта праздника.
Обряды с участием антропоморфных фигур в купальской обрядности были хорошо известны на Украине. Исследователи предполагают, что их содержание приближается к обрядам, посвященным культу какого-либо языческого божества, воплощающего растительный мир природы, которая находится в этот период времени в состоянии наивысшего расцвета [см. Библиографию №5, с. 424].
Структура обряда включала несколько этапов: подготовку главного персонажа — Марыноньки; вождение Марыноньки по селу; выход за пределы села и ритуальное уничтожение персонажа.
Вождение Марыноньки в отдельных случаях заменяли ношением антропоморфной куклы, также носящей имя Марыноньки (село Прицепиловка), или одновременным вождением ряженого персонажа и куклы (село Жигайловка).
Обряд совершался после обеда, ближе к вечеру.
Участниками обычно были девочки подросткового возраста, но зачастую в вождении участвовали мальчики:
«Идуть дивчата, хлопци сзади — охраняют вроде»
(Чумакова Мария Кузьминична, 1939 г. р., с. Фощеватое)
Для подготовки к шествию все собирались в центре села, «на сэрэд улици», договаривались, кто из участниц будет Марынонькой, и наряжали ее.
Традиционным способом ряженья было переодевание в необычную для повседневности одежду — старую, рваную:
«Дивчата наряжались — шо ни чуднише надивалы на сэбэ. Ну, юбки широки надивалы, кохти расшити надивалы, рушником пудвязывалысь, а пацану тоже надивалысь штани яки-нэбудь порвати, жилётку вывернуту, поясом красным обвязувалы, и у его дрючок был здоровый. И по деревне ходылы»
(Приймакова Нина Дмитриевна, 1941 г. р., село Ивица)
В других случаях, наоборот, Марыноньку одевали празднично, «в наряднэ», главным атрибутом ряженья тогда становился венок из цветов, или несколько венков. Венок, как правило, одевали на голову.
В селе Соколовка Марыноньку изображала девочка со связанными над головой руками, на которые одевали венок:
«Марыноньку наряжалы, рукы свяжуть, а тоде венок начеплять»
(Богодухова Мария Петровна, 1929 г. р., село Соколовка)
У ряженой Марыноньки мог быть парный персонаж (село Ивица), у которого не было специального названия. Его роль исполнял ряженый в лохмотья парень, во время шествия он держал девочку за руку.
Куклу Марыноньку изготавливали из ржаной соломы (село Жигайловка).
Символическим образом Марыноньки могло служить и травянистое растение, цветущее в этот период, которое также называли марынонькой (книжное название этого растения — «подмаренник» — созвучно названию персонажа обряда):
«Пахущая эта марынонька — это трава такая высока, пахуча, длинна. Начинается сенокос, она цветёть. Мелкие-мелкие цветочки жёлтенькие, листьев на ней нет, стебель большой, нагнутай»
(Киселенко Николай Иванович, 1927 г. р., село Прицепиловка)
Из этой же травы плели венок для ряженой девочки Марыноньки.
После того, как главный персонаж ритуала был готов, начиналось шествие по селу. Марынонька шла впереди, рядом с ней и позади нее шли остальные участники обряда. Положено было обойти все село, во время шествия звучали специальные песни. На момент фиксации сведений об обряде удалось записать только один текст, исполняемый во время движения:
Дэ наша Марынонька гуляла,
Червоночки чеботочки покаляла
(село Прицепиловка)
Марынонька, в отличие от остальных, шла молча, не принимала участия в пении и разговорах во время движения.
Вождение Марыноньки могло совершаться как отдельное ритуальное действие, но также могло быть частью комплекса купальских ритуалов, имеющих более широкое распространение во всех украинских селах Корочанского района. В этот комплекс включались: возжигания костров и прыганье через огонь; имитация костра с использованием жгучих растений — репейника (будяка), крапивы — с перепрыгиванием через них; действия с растениями — плетение венков и гадание на венках; обливание водой.
Заключительные действия обряда совершались в зависимости от того, кто исполнял роль Марыноньки — ряженая девочка или антропоморфная кукла. В случае, если Марынонькой наряжали девочку (или пару), после шествия ей помогали снять атрибуты ряженья, на этом обряд считался оконченным.
Обряд вождения, в котором главным персонажем была кукла, заканчивался за пределами села — в лесу, либо в саду, находящемся вне пространства села.
Обрядовую куклу либо сразу хоронили, либо «похоронам» предшествовала общая трапеза в складчину:
«Уводылы в лис, чи садок, там вышни былы, вышен нарывалы, с вышен делалы сироп; яйце бралы с дому, кто шо брав из дому. Обед был, пообедалы, а потом эту куклу хоронылы»
(Толстая Людмила Андреевна, 1949 г. р., село Жигайловка)
Считалось, что растительные атрибуты Марыноньки благоприятно воздействуют на будущий урожай, поэтому венки, использовавшиеся при совершении обряда сохраняли, а на следующий день их выносили на домашний огород: «Венки прыносылы во гудыну, дома бросалы в огурцы на други дэнь, штоб хорошо плэлысь в огурках, шоб были» (Толстая Людмила Андреевна, 1949 г. р., село Жигайловка).
На протяжении XX века аграрно-символический смысл обряда вождения Марыноньки постепенно утрачивался, традиционные действия, имевшие раньше магическую направленность, со временем стали восприниматься как действия развлекательно-игрового характера, создающие особую атмосферу праздника.
В настоящее время данный обряд не воспроизводится, сохранились только устные сведения о его проведении. Для более подробной фиксации содержания этого ритуала необходима его реконструкция с включением в нее местных жителей, которые ранее были участниками реальных обрядовых действий «вождения Марыноньки».