Во время праздника Cтадо будет совершаться обряд сопровождения русалок. Это древний славянский обычай, сохранившийся до наших дней в Полесье (приграничье Украины, Белоруссии и России), хотя этнографические упоминания свидетельствуют о его существовании и на других территориях Украины и за ее пределами.

Согласно взглядам этнографов XIX и XX веков, русалки — это водные демонические существа, возникшие в результате утопления молодых незамужних девушек, относящиеся к категории так называемых „душ”, то есть тех, которым не дано было перейти на ту сторону, в мир мертвых. Можно было встретить русалок над водами, иногда также в лесу или поле. Они были похожи на молодых девушек, обнаженных, с длинными зелеными волосами и иногда рыбьим хвостом. Их характер должен был быть мстительным и очень опасным для людей.

Однако верования из Полесья несколько расходятся с вышеописанными романтическими представлениями зеленоволосых девушек, а этнологический анализ доказывает, что именно Полесские верования о характере русалок, пожалуй, самые архаичные.

По их словам, русалки-это духи людей, умерших во время Зеленых праздников, как естественным, так и трагическим образом, которые к этому времени возвращаются на землю к своим семьям. Русалкой может стать любой, независимо от пола, возраста и семейного положения, они составляют ту же категорию, что и души предков, поэтому они не только и не являются основополагающими душами. Разница между ними в том, что души предков посещают людей несколько раз в год, но ненадолго, а русалки остаются между людьми в течение всего периода зеленого Рождества. Тем не менее, русалки имели определенную связь с водой, потому что в этот период был абсолютный запрет купаться в естественных водоемах и реках, а также было сказано, что они выходят в наш мир из воды. Важна также их связь с майской принцессой-богиней Лели, поскольку они появляются на Земле точно в тот же период, когда проводились обряды вождя майской богини.

Внешность русалок несколько отличается от „романтического” описания; согласно народным поверьям, русалки-это существа с длинными распущенными волосами с венками на голове и в белой одежде. Иногда их одежда оставалась такой, в которой был похоронен человек. Они также имеют возможность превращаться в различных животных или предметов.

Во время Зеленых праздников русалки посещают свои родные дома. Однако их действия не заканчиваются едой с семьей, а выходят за рамки этих – русалки ходят по полям, качаются на березовых ветвях, купаются в реках, танцуют на лугах, иногда даже приходят в хижины. Уникально их обожание чистой одежды, ткачества, а также музыки и танцев. Важно их влияние на урожайность-там, где русалки бегают в поле, там зерно исключительно хорошо растет.

Их отношение к людям амбивалентно. С одной стороны, они могут помогать своим живым членам семьи, с другой-они могут наказывать тех, кто не соблюдал определенные трудовые запреты (запрет на плетение, работу в поле и т. во время Зеленых праздников). Среди них есть разделение на „свои” и „чужие " русалки. ” Своими " являются умершие члены собственной семьи, которых не нужно бояться. "Чужие" могут навредить. Именно в страхе перед ними рассыпались по избам защитные травы:АИР, мята, полынь. Этот обычай широко сохранился после славянства как Майен хат.

По традиции, русалки появляются на земле в первый четверг зеленого Рождества и остаются еще на 12 дней. Иногда весь этот период назывался Русальной неделей (вместо зеленых праздников). Люди оставляли им на лугах свежий хлеб и полотно для рубашек. На следующий день, в так называемую зеленую пятницу, русалкам устраивали жертвенную вечерю, в домах или на кладбищах, где употребляли только горячую пищу, согласно вере, что духи питаются дымом. Также пекли ржаной хлеб и еще теплый ставили на стол, чтобы русалки могли питаться его запахом.

В последующие дни русалки жили рядом с человеком, на полях, в лесах, садах. Их присутствие обычно не влекло за собой человека, однако дистанцировало его безопасным страхом – считалось, что духов следует опасаться „в принципе”. Иногда им приносили на поля очередные буханки хлеба, а на деревьях вешали полотно, иногда даже обедали в поле, приглашая на них русалок, чтобы поесть, и, наконец, оставляли им подношения. Так же поступали и в последний день их пребывания на земле.

Через 12 дней последовал Русальный понедельник, когда русалок провожали, чтобы они вернулись в свой мир. Обряд провожания русалок совершали женщины, вечерний час, мужчины обычно оставались тогда дома. Женщины, в венках из березовых Витек на голове, и девушки, кроме того, с распущенными волосами, шли по главным улицам деревни с Русальной песней на губах. Считалось, что русалки любят качаться на ветвях березы, поэтому считалось, что, провожая их, они садятся на венки, которые несут на головах. Провожание русалок заканчивалось на кладбище или в лесу. Там был сформирован большой круг для театрализованного представления, и в нем пытались запереть как можно больше могил или деревьев. Березовые венки висели на деревьях и могилах. После песни люди возвращались в деревню. Кое-где русалок уносили в реки, иногда называя это шествие „таянием русалок”.

Во время праздника стадо, несмотря на то, что у нас есть только 3 дня, чтобы отпраздновать, мы встретим достойно русалок, соблюдая все традиции, и, наконец, проводим их в свои обители.

Во-первых, приветствуя русалки (а на самом деле желая, чтобы они приветствовали нас, потому что в конце концов, это мы приезжаем туда, где они уже есть), в пятницу вечером мы накажем им стол с соломинкой и свежим ржаным хлебом. Мы также зажжем свечи и поставим букет из полевых цветов для русалок. Однако при этом мы не можем забыть о рассыпании защитных трав-мяты, полыни, аира, потому что все же охраняемого богами охраняют.

В субботу вечером мы устроим русалкам обивку в поле. На близлежащие луга и поля мы отнесем хлеб и оставим его в траве,чтобы русалки могли питаться и сидеть на своем месте. Положив им хлеб на поле, мы будем петь вечерние песни (то есть песни, поем молодежь во время Пятидесятницы) и станцуем театрализованные представления.

В воскресенье, когда мы поблагодарим богов Ладо и Лели за то, что они пришли на наш праздник, мы сформируем шествие и вместе проводим русалок к их месту пребывания – роще у реки, расположенной ниже городища. По традиции шествие будут вести женщины в четырех рядах, поющие традиционные русальные песни. В роще мы торжественно прощаемся с этими душами, вежливо прося их вернуться в свои обители – лес и воду. Венки из березы, которые мы будем иметь на головах на протяжении всего праздника, теперь будут оставлены в обителях русалок.

После провожения русалок заканчивается чрезвычайно опасное время пребывания духов на земле, среди людей. Однако это не означает, что эти существа навсегда исчезают из нашего мира. По-прежнему следует соблюдать осторожность в лесах и водах, а до Купалы не купаться в озерах или реках.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие