Редакционная статья сообщества Варяжский вопрос.
Сегодня во многих пабликах вы увидите поздравление со «славянским Новым Годом». Его название и картинки с улыбающимися людьми в вышиваночках создаёт полное впечатление того, что это народный или языческий праздник, когда жнецы заканчивали сбор урожая, водили хороводы, вязали куклы из сена, пели срамные песни у костра и высоко через него прыгали. Но так ли это? И почему 14-е сентября?
На самом деле, 14 сентября это 1 сентября — по юлианскому календарю, действовавшему в Римской империи с 45 года н.э.
«Стоп!» — скажете вы, — «какое отношение юлианский календарь и Рим имеют к древним славянам?»
Вот именно.
Год по юлианскому календарю начинался 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. Однако для сбора налогов императоры установили определённый период в несколько лет: индикт (от лат. indico — назначать цену, оценивать), в конце которого объявляли и собирали подать за этот период с населения. Император Октавиан Август для сбора налогов и начала нового индикта выбрал свой день рождения — 23 сентября.
Октавиан Август
Однако это была не «круглая» дата, и около 462 года начало индикта было перенесено на 1 сентября. Годы в индикте стали называть: первый год индикта, второй год индикта, а потом и вовсе: первый индикт, второй индикт…. по отношению к каждому году. «Новый индикт» — это «новое лето» или «новолетие» на церковнославянском, по-русски «новый год».
В 537 году император Юстиниан I ввел единообразие в летоисчислении; согласно его «47-й новелле», новый год должен был начинаться 1 сентября. В Восточной церкви Юстиниановское новолетие было принято в церковный календарь и превратилось в церковный праздник. Но это в церкви, светский Новый год по Юлианскому календарю приходился на 1 марта.
В 988-м году произошло Крещение Руси и вместе с христианской религией Русь приняла византийское летоисчисление («Константинопольскую эру») и юлианский календарь.
Крещение Руси
В Повести временных лет летописец активно ими пользуется при отсылках на византийские документы:
В год 6360, индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала
прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на ЦарьградДоговор князя Олега с Византией датирован:
«Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420», а договор князя Святослава: «месяца июля, 14 индикта, в год 6479»
Но праздновали ли на Руси Новый год? Сведения о праздновании в источниках появляются сравнительно поздно.
Так «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году».
Каждый год начинался с 1 марта по юлианскому календарю, а оканчивался 28 февраля, или 29 февраля в високосные годы.
С 1492 года (с юбилейного 7000 года от Сотворения мира, согласно Константинопольской эре) празднование светского Нового года в России было перенесено на 1 сентября. К славянским традициям, как вы понимаете, это отношения не имело, просто для ведения бухгалтерии было удобно заканчивать календарный год вместе с выплатой даней, пошлин и оброков.
При Петре I в России, начиная с 1700 года, Новый год стали праздновать 1 января, «как в Европах»
Ассамблеи при Петре I
Как вы можете представить, ещё не одно поколение россиян отмечало новый год дважды — по старому стилю 1 сентября и по новому 1 января! Однако, в отличие от европейцев, Россия продолжала жить по Юлианскому календарю, сдвинутому на несколько дней относительно Григорианского. С годами, из-за различных поправок на ход небесных тел, сдвиг возрастал.
В феврале 1918-го года, Россия перешла на Григорианский календарь, однако Русская Православная Церковь (если не считать «обновленцев» церковью) продолжала жить по устаревшему и менее точному Юлианскому календарю – как более традиционному. В результате Рождество, отмечаемое в христианском мире 25 декабря, оказалось «позади» Нового года и стало приходиться на 7 января Григорианского календаря, а рождественский пост оказался в самой гуще новогоднего застолья. Так возник несуразный праздник – Старый Новый Год, само название которого звучало как оксюморон.
Он не был совсем уж бесполезным, ведь его наличие позволяло соблюсти пост, из-за чего некоторые считают Старый Новый Год «православным» Новым годом. Но Новолетие Русская Православная Церковь до сих пор отмечает 1 сентября (то есть 14 сентября «по новому стилю»)!
Почему же праздник православного Новолетия называют «славянским новым годом»? Мы не хотим сказать, что кто-то пытается нарочно объединить или подменить понятия «православный» и «славянский». Скорее всего, авторы таких постов просто забыли о том, что далеко не все славяне православные (и даже христиане), а значит дата православного Новолетия никак не может быть общеславянским праздником. В то же время, Новолетие отмечают православные церкви и неславянских государств, поэтому называть его «славянским» несправедливо и по отношению к ним.
И всё-таки, когда же отмечали новый год «древние славяне»?
Как такового новогоднего праздника, в привычном понимании — с ёлкой, мандаринами и шампанским, у славян не было. Однако европейская и русская этнография донесли до нас особое значение, которое европейские этносы (славяны, балты, германцы, кельты и отчасти финно-угры) придавали летнему и зимнему солнцестоянию.
Поскольку время в сознании земледельческих племён циклично, то с дня зимнего солнцестояния и начинался «новый год» или новый круг «жизненного цикла».
А сегодня мы отмечаем день подачи налоговой декларации в Римской империи! С праздником!