Масленичная неделя любима практически всеми. В это веселое время даже у самого строгого сухаря рука сама тянется к сковородке, чтобы выпечь эталонный праздничный блин — как в детстве. По всем правилам праздника-карнавала Масленица издревле выступала отдушиной, магическим промежутком, в который забывалась и зимняя усталость, и грядущие тяготы Великого — самого строгого — поста. На время народ шагал в волшебную страну изобилия, веселья и ярмарочного огня, где за короткие семь дней нужно было многое успеть. Шагнем сегодня и мы, посмотрим, что там делается — в чудесной стране Масленица.
Почему Масленица
Одним из первых о календарной оказии, связанной с главным блинным праздником, упоминает вездесущий Нестор. Описывая тревожный и засушливый 1092 год, монах констатирует:
…многие люди умирали от различных недугов, так что говорили продающие гробы, что «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста семь тысяч.
«Повесть временных лет», Нестор Летописец
Мясопустом звали переходный период перед Великим постом, когда мяса уже не ели. У католиков мясопусту соответствовал «карнавал» — в происхождении этого слова филологи находят два латинских корня: carnis (мясо, плоть) и vale (прощай) — выходит то же «прощание с мясом».
Питер Брейгель Старший, Битва Масленицы и Поста (фрагмент)
С мясом прощались, но не отказывали себе в разнообразной молочной снеди — и не просто не отказывали, а объедались ею. Такая далекая от заветов христианской умеренности традиция объясняется суеверной логикой: если в начале года (а когда-то Новый год отмечали именно весной) много есть, то будешь сытым весь год.
Как раз за это обилие масляной пищи праздник и прозвали Масленицей. Еще ее в народе ласково называли «государыней», «госпожой» или «сырной седмицей», а иногда давали и менее лестные имена — «обжорная Масленица», «Масленица-разорительница».
П. Фролов, Масленица
Историк XIX века Николай Дубровский предоставляет исчерпывающее описание:
Масленица у нас, на Руси, есть самый разгульный народный праздник; народ недаром называет Масленицу широкою и честною (в том смысле, что народ ее чествует). Почти целую неделю идут попойки и взаимные угощения; много пьется и естся в масленичные дни, но всего более поглощается горячих поджаристых блинов.
Н. Дубровский, «Масленица», 1870
Э. Панов, Натюрморт с блинами
Как и всякое событие, связанное с народным календарем, Масленица была продуктом языческой древности. Стихийно передавая старинные обычаи через поколения, люди не особенно задумывались об их причинах, сохраняя только внешнюю оболочку ритуала. Поэтому теорий и предположений о происхождении блинного пира этнографам не занимать.
Масленичные символы: блин, чучело и колесо
Комплекс масленичных гуляний пестр и разномастен, и его обряды охватывают практически все аспекты человеческой жизни. В короткую неделю перед постом дел было невпроворот: нужно было и уважить предков, и поздравить молодоженов, и потешить детей, и попировать с друзьями и соседями.
И. Шаймарданов, Ситцевый Пушкин
Несмотря на всю яркость и веселость, у истоков Масленицы стоят и мрачные мотивы. Историк и этнограф Аполлон Коринфский считает, что этот весенний праздник рожден из обряда поминовения умершей зимы Мораны (Морены) — богини зимы, стужи и смерти. Эту теорию подтверждает главный масленичный символ — блин, один из основных поминальных атрибутов.
Кроме того, чучело Масленицы, которую традиционно хоронят в начале весны, повторяет историю Морены: жаркий солнечный огонь сжигает ледяную деву-зиму.
Вместе с умершей богиней справляли тризну и по остальным почившим, твердо помня, что для того, чтобы хорошо жилось живым, нужно время от времени успокаивать своих мертвых.
С. Кожин, Масленица. Проводы зимы.
Со временем похоронная обрядовость померкла, уступив место смеховой, карнавальной. В самом начале к Масленице обращались как к красивой девушке, приглашали ее с поклонами и почестями:
Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех-материна дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! <…> Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася.
Иван Сахаров, «Сказания русского народа»
Затем красота ее утрачивалась, Масленицей обряжали мужика, «увешанного березовыми вениками и с балалайкой в руке», в финале своих превращений когда-то прекрасная дева становилась тем самым чучелом, которое весело жгли и хоронили. За одну неделю Масленица проживала весь годовой цикл.
Колесо — еще один распространенный масленичный символ. На Русском Севере, отыскав холм повыше, ставили высокий шест с колесом и соломенным снопом. В некоторых регионах России на Масленицу к нему привязывали пучки соломы и веники, поджигали и катали с горки. Горящее колесо — очевидный двойник солнца, которое со смертью зимы беспрепятственно катается по весеннему небу.
К. Юон, Весенний солнечный день
В конце масленичной недели в очистительные костры бросали остатки скоромной еды, старую одежду, да и сами прыгали через них — начинали жизнь обновленными. Похоронные ритуалы проступают и здесь, ведь кострами еще «грели дедов» — умерших предков.
Отдельным интересным обрядом было катание с горок на узорчатых донцах от прялок, чтобы уродился богатый лен.
Масленичные дни
У семи дней сырной недели имелись свои имена и назначения.
Понедельник — Встреча Масленицы
Дети строили снежные горы для катания и приговором зазывали ту самую Масленицу с русой косой и красной красой «во тесовой терем, за дубовый стол, к зелену вину».
Е. Балакшин, На Масленице
Обязательно кто-нибудь из ребят, якобы высмотрев приглашенную гостью, громко провозглашал: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!». Взрослые тем временем навещали родных и сообща строили планы на праздничную неделю:
С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости. Здесь, за круговой чашей, условливались: когда и где проводить время? кого звать в гости? когда кататься по улицам?
Иван Сахаров, «Сказания русского народа»
С понедельника блины выпекали только богачи, а люди победнее начинали с четверга или даже пятницы.
Городская и сельская управа в первый день Масленицы устанавливала вислые и круглые качели, балаганы для скоморохов и широкие столы со «сладимыми яствами». Не принимал участия в гуляниях разве что смертельно больной. По словам русского историка Ивана Сахарова, Петр I лично открывал московскую Масленицу у Красных Ворот и качался на качелях с офицерами.
Б. Кустодиев, Балаганы
Масленица была горячей порой и для городских врачей, особенно тех, кто пользовал купечество: последствия блинного обжорства иногда оказывались самыми трагическими. Особенным шиком у купцов считалось заглотить блин целиком — желудки не справлялись с такими гастрономическими лихачествами и все заканчивалось заворотом кишок.
Вторник — Заигрыши
Во вторник решались дела молодых. Деревенские парни и девицы катались с горок, а городские отправлялись на площади и поля. Расторопные матушки в это время старались заманить на блины подходящую для их сына или дочери пару. Делалось это с помощью посредника — бабки-позыватки, которую отправляли к нужном дому. Если родители желанных невест или женихов отвечали условной фразой «У нас у самих прошены гости», это часто трактовалось как отказ в сватовстве.
К. Маковский, Сваха
Среда — Лакомка
Лакомка посвящалась самому анекдотичному из родственных дуэтов. Тещи в этот день угощали зятьев блинами, оладушками и творожниками. Сопровождалось такое застолье вековыми шутками о взаимной «приязни» между этими двумя.
Как теща про зятя блины пекла — как у тещи головушка болит — как зять-то удал, теще спасибо сказал.
В больших городах были свои «блинные места». Например, в Воронинском трактире в Москве на Масленицу было не протолкнуться.
В начале XIX столетия владельцем этого заведения был Воронин, от которого преемникам достались многие кулинарные рецепты, и прежде всего особых, наивкуснейших «воронинских блинов», ради которых в Москву специально приезжали на Масленицу из других городов.
Вера Бокова, «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке»
Б. Кустодиев, Московский трактир
Четверг — Разгуляй
В разгульный или широкий четверг катались в санях, балагурили и устраивали кровавую потеху — кулачные бои. Последняя традиция дореволюционными историками называется «роскошным веселием для наших отцов и дедов». У кулачного боя существовало несколько разновидностей: один на один, стена на стену и сцеплялка-свалка.
Когда бились стена на стену, тогда записные бойцы выдерживались в стороне с толпою людей, уговаривавших стоять за их стену, и выпускались только тогда, когда неприятели пробивали стену. Надежа боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежачего не трогал; а, пробивши стену, возвращался, с толпою льстецов, прямо к кабаку.
Иван Сахаров, «Сказания русского народа»
Б. Кустодиев, Кулачный бой на Москва-реке
Известным бойцом слыл «отец» русского рысака Алексей Григорьевич Орлов (брат екатерининского фаворита Григория Григорьевича Орлова). На масленой неделе он выходил на лед Москвы-реки и бился на кулаках. Его физическая сила была почти легендарной, москвичи с упоением пересказывали друг друг случаи, когда видели Алексея Григорьевича гнущим подковы или — подвиг, доступный только богачам, — сворачивающим серебряный рубль в трубочку.
Н. Сверчков, Граф Алексей Орлов-Чесменский едет на жеребце Барс I
Пятница — Тещины вечерки
На тещины вечерки зятья возвращали услугу и звали в гости своих тещ. Считалось, что чем больше народа приглашено на застолье, тем больше уважения проявляет зять.
Суббота — Золовкины посиделки
Этот день посвящался невесткам и золовкам. Особенно новоиспеченным женам полагалось приглашать в гости сестер мужа и дарить тем подарки. Вероятно, люди безошибочно угадывали типы родственников, у которых чаще всего складывались трудные отношения, и старались выделить время на налаживание хрупкой семейной привязанности.
Еще субботы были известны снежными городками, которые строили на реках и полях. Разделившись на два лагеря, охраняющие и осаждающие с метлами и палками вступали в снежный бой, а после угощались и с песнями шли домой.
В. Суриков, Взятие снежного городка
Воскресенье — Прощеный день
В Прощеный день провожали Масленицу — снаряжали потешную «похоронную» процессию, которую сопровождали скоморохи и колоброды. В конце сжигали или чучело, или пучки соломы. Кроме того, в этот день ходили на кладбища и навещали родителей. У любимых и друзей просили прощения и дарили пряником с узорчатыми надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота», «Чин чина почитай и подарок не забывай». Самыми популярными лакомствами были тульские пряники, белевские медовики и вяземские коврижки.
Пряничные доски городецких пряников.
Описывая быт XIX века, историк Вера Бокова упоминает об особенном бале, который давался в последний день Масленицы. Назывался он фоль-журне (безумный день) и начинался непривычно рано — в два часа дня. Дневной свет представлял серьезное испытание для светских красавиц:
…так как далеко не всякое личико, казавшееся прелестным под слоем пудры и в свете сотен свечей, оказывалось столь же привлекательным при безжалостном свете солнца.
Вера Бокова, «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке»
Что и говорить, после разгульной масляной недели выглядеть свежо и правда затруднительно, надеемся, что у нас с вами получится.