Среди исторических статуй Свентовита наиболее известен Свентовит из Збруха, а среди современных – Свентовит из Милувки. Первый Milówko Świętowit высотой 14 метров был построен в прошлом году в знаменитом Лесном Гроде. Второй, шестиметровый, был установлен в этом году сначала на вокзале, а затем на площади перед библиотекой. И именно об этой статуе я хочу сегодня написать.
Это, мягко говоря, странная статуя. С одной стороны, оно представляет собой языческое божество, а с другой – насыщено христианским содержанием. Четыре стороны скульптуры относятся к четырем близлежащим городам: Милувке, Райче, Венгерской Гурке и Камешнице. На стороне Камешницы находится портрет местного приходского священника, прославившегося своей борьбой с алкоголем. На улице Райчанской находится изображение расположенного там Богородичного святилища. Эта смесь христианства и язычества оскорбляет многих людей. Это неприемлемо не только для значительного числа христиан, но и для подавляющего большинства коренных верующих. Оба они, если серьезно относятся к своей вере, не приемлют религиозного синкретизма. Для христиан недопустимо смешивать истинную и ложную религию, а для коренных верующих недопустимо смешивать родную и иностранную религии.
Однако то, что неприемлемо на религиозном уровне, терпимо на художественном уровне. В литературе такой синкретизм совершенно нормален. Хорошим примером этого является творчество Адама Мицкевича, в котором можно найти элементы не только христианства и язычества, но и иудаизма. Конечно, есть авторы, обвиняющие в этом пророков, но они скорее на задворках литературоведческого сообщества. Также в искусстве, в том числе народном, такой синкретизм в целом считается допустимым. Однако, с другой стороны, столь же широко распространено мнение, что спорные произведения, а синкретический «Свентовит», несомненно, попадает в эту категорию, не должны быть представлены в публичном пространстве. Итак, в частный парк, в который можно войти по билетам, но не обязательно на Рыночную площадь. Я не говорю, что Световит должен исчезнуть из центра Милувки, потому что меня это не беспокоит, так же как я не возражаю против синкретических произведений Мицкевича. Однако я могу понять тех, кто обеспокоен, поэтому думаю, что было бы лучше, если бы художник размещал свои работы более тщательно. Ниже представлены фотографии Световита из Милувки Малой.