Часто можно услышать от специалистов этнографов, что праздник Купала является восточно-славянским, но наиболее архаичные традиции его празднования сохранились только в Беларуси. В белорусских деревнях Купальская ночь имеет до сих пор, в 21 веке, статус самого почитаемого народного праздника, никак не связанного с церковным или официальным календарем.


Купалье в Беларуси отмечают повсеместно

Древнейший праздник беларусов

И это объясняется очень просто Купала — древнейший праздник белорусского этноса, относящийся к такой глубокой древности, о которой подробно не могут рассказать даже археологи. По самым предварительным подсчётам, этому празднику не менее 3000-4000 лет, и он не имеет никакого отношения к Иоанну Крестителю, и поэтому добавление Иван Купала или Ян Купала означает только позднее желание двух ведущих церквей Беларуси, каким-то образом, взять под контроль массовые летние празднества в стране.


Романтичный праздник Купалье

Никаких особенных славянских традиций в празднике Купала нет, как не старались этнографы, но у них не получилось выявить связь Купалы с мифическим праздником Ярило. Этот языческий праздник якобы отмечали испокон веков финно угорские племена, где то неподалеку от Старой Ладоги. Купалу тоже отмечали в Московии 17-18 века, но связано это было с переселением на московские земли большого количества крестьян, угнанных в плен во время литовско-польских войн. А также традиционно этот праздник всенародно отмечали в Смоленской, Псковской, Брянской областях, землях которые несколько сотен лет входили в состав Великого Княжества Литовского.

Московская русская церковь всегда вела с этим праздникам непримиримую борьбу, на территориях проживания своей паствы, отголоски этой борьбы всплывают даже сейчас, в 21 веке. На Украине, Купалье отмечают издавна, тоже в пограничных с современной Беларусью регионах, как и в Польше. Такая география говорит об одном, что сердце, душа и основные традиции самого мистического праздника лежат на территории современной Беларуси, и о его настоящем происхождении можно только догадываться.


Купалье в Ракове

Общий праздник с шотландцами и ирландцами

Наиболее близкий к белорусскому Купалью — это кельтский праздник Лита, который в Великобритании уже стал практически мифом. Хотя ещё пару сотен лет назад Лита был основным праздником у шотландцев и ирландцев, гораздо более значимым, чем нынешние дни святого Патрика и святого Андрея.

Лита и Купалье сходятся абсолютно во всем:

  • время проведения
  • магическое значение папоротника
  • горящее колесо в центре ритуального костра
  • использование, в качестве ритуальных нарядов, свежей зелени
  • гадание на будущую семейную жизнь
  • мистические обряды, связанные с костром

Причем шотландцы никак не могли принести сюда этот праздник, так как первые шотландцы появились в ВКЛ в 15 веке, в роли городской стражи Гродно, Бреста, Полоцка, а первое упоминание о Купалье, на территории современной Беларуси, оставили источники в 13 веке.

Согласитесь, для того чтобы целая народность тысячу лет праздновала практически не переделанный кельтский праздник нужны весомые причины. А если учесть, что исходя из последних антропологических и генетических данных, население Беларуси не было подвержено массовой миграции и ассимиляции более 4500 лет, то вырисовывается совсем интересная картина. Это является свидетельством, что население Беларуси является одной из самых древних стабильно проживающих народностей, и кельтские истоки основного народного белорусского праздника как минимум не вписываются в классический миф о восточнославянских народностях.


Купалье в Дудутках

Праздновали несмотря на войны и запреты

До присоединения белорусских земель Российской Империей, католическая и униатская церковь относилась к празднованию Купалья относительно спокойно, за исключением небольшого периода расцвета инквизиции в ВКЛ. Практически всегда молодые шляхтичи, в том числе сыновья и дочери вельмож и магнатов ВКЛ участвовали в весёлом магическом празднике, посвященном наивысшему расцвету летней природы.

Наибольшее гонение на сельчан, отмечающих Купалье началось в середине 19 века, после двух антироссийских восстаний на территории Беларуси. В то время были закрыты практически все монастыри и церкви других конфессий, а православное приезжее духовенство резко отрицательно относилось к чуждому празднику. После революции 1917 года и раздела Беларуси на Западную и Восточную эпицентр праздника стал находиться западнее Минска.


Гадания на Купалье

Польские власти поддерживали эту народную традицию, придав ей благозвучную приставку, празднование стало называться — Яна Купалы. Но, несмотря на все уловки католических ксендзов, народ шел праздновать к реке, игнорируя костёлы и все церковные каноны.

По воспоминанию очевидцев, в Гродненской и Минской областях, Купалье отмечали даже в период оккупации. В этот день и ночь местные партизаны и полицаи не участвовали в операциях против друг друга, а забывали о войне за праздничным столом и в ночных танцах вокруг костра. Что никак не могли понять диверсанты присланные в БССР из Москвы, и украинская полиция, которой обычно укрепляли гарнизоны оккупантов в западных областях Беларуси.


Купающаяся девушка

Начиная с 60-ых годов прошлого века, советские власти наоборот поддерживают праздник, и к его организации привлекают даже отделы культуры райисполкомов. Купалье становится признанным народным праздником, возможно руководство в этом видело некий противовес церкви.

Сейчас Купалье — это национальный бренд Беларуси. Все больше и больше молодежи участвуют в магических обрядах старинного праздника. Есть даже исследование, что в этом празднике, посвященному природе, теплу и солнцу содержится некий код, разгадав который люди заново начнут понимать язык земли, растений и животных.


Праздник уходящий корнями в седую древность

Сейчас Купалье можно отметить в Беларуси три раза. Вначале в историческую кельтскую дату 22 июня, затем на католического Яна Купалы 23-24 июня, и третий раз на православного Ивана Купалы с 6-7 июля. Празднование Купалья проводится во всех районах Беларуси, особенно красочно и соблюдением древних традиций оно проходит в этнографических комплексах Дудутки, Дукора, Сула, где собираются тысячи гостей, чтобы поучаствовать в празднике, история которого значительно старше всех стран Европы. А об отличиях традиционного белорусского Купалья, от отмечаемых в других странах, мы поговорим в следующей статье.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие