Как известно, бог солнца в славянской мифологии имеет четыре ипостаси. С учетом этого, составлялся и древнеславянский календарь: четыре периода и каждый привязан к определенному богу: Коляде, Ярило, Купайлу и Световиту. Коляда – это новорожденное солнце. Оно очень слабое, потому почти не греет. Появляется во время зимнего солнцестояния. Ярило ассоциируется с весенним равноденствием, являет собой уже окрепшего юношу. Купайла – это солнце-мужчина, который появляется в полном расцвете сил во время летнего солнцестояния. Световит – это мудрый старик, чье ослабевающее солнце еще может согреть в день осеннего равноденствия. Световит умирает и появляется в обличии младенца Коляды. Всё начинается снова.
В разное время и у разных славян календари были своими, так как постоянно происходил культурный обмен с соседями, живущими в Евразии или даже в Северной Африке. Чего стоит праздник Нового Года, который отмечался в разное время то в день весеннего равноденствия, то в двенадцатую ночь Йоля-Солнцеворота, а в христианский период еще и сместился ближе к осеннему равноденствию, а затем и к зимнему солнцестоянию. Дошедшие до наших дней сведения о славянском календаре дохристианской эпохи весьма противоречивы и обрывисты. А много из того, что известно наверняка было дополнено и видоизменено уже в христианское время.
Имеющиеся данные о календаре древних славян столь скудны, что из них невозможно реконструировать полностью славянский календарь. Да, сейчас полным-полно так называемых «истинных» древнеславянских календарей, однако в них только малая часть достоверной информации, остальное – домыслы, фантазии, заимствования из культур, имеющих к славянской, в лучшем случае, косвенное отношение.
Сейчас, к сожалению, набирает обороты так называемая «кабинетная мифология», к которой прислушиваются все большее количество аудитории. Суть этой мифологии в том, чтобы выдать народу готовый продукт, якобы основанный на достоверных исторических фактах. Причинами для такой кабинетной мифологии могут быть стремление наиболее легким путем получить признание автора или же государственный заказ на сочинение такого, что соответствовало бы запросам времени.
Большая часть некогда славянских языческих праздников перекачивала к нам под видом христианских. Это происходит всегда, когда происходит резкое замещение одной религии на другую. Однако, христианство только некоторым языческим праздникам подарила вторую жизнь (дни весеннего, осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния), остальные она и вовсе похоронила под собой. Политика борьбы с язычеством напрочь лишила каких-либо существенных сведений о религии древних славян, а потому реконструкция древних верований практически безнадежна. Да, есть какие-то упоминания, фрагменты, намеки на языческие праздники, но соединить всё это вместе не означает получить правильное представление о вере наших предков.