Наличие кургана, то есть бывшей могилы, было подтверждено в нескольких сотнях метров от городища в Ходлике. Это результат начатых несколько дней назад в так называемом Повислянском лесу раскопок. В последние дни также были обнаружены многочисленные следы древнего поселения.

Все благодаря работе студентов-археологов из Варшавы, Познани и Гданьска под руководством археолога Луки Меховича.

- Курган мы копаем уже неделю, и этот курган — это Курганная насыпь,

- говорит Лукаш Мехович.

- Этот слой — все еще остаток насыпи, так что мы едем по нему красиво, ну и, как команда знает, сантиметр за сантиметром. И здесь у нас есть такая методика, которую мы придумали для себя – мы не делаем рисунков, а документируем все с помощью фотографии и 3D. это выглядит так, что мы отдельно обозначаем каждую керамику, каждую находку и каждый памятник другим цветом крестиков.

- На самом деле, это как бы считать, это действительно мои четвертые или пятые раскопки,

– сообщает Луиза Збицяк, студентка археологии UAM из Познани.

— Я уже немного копала, но еще не Раннего Средневековья, так что Ходлик это для меня разновидность, потому что я не копала ни Кургана, ни раннего средневековья. Есть эмоции, тем более что мы находимся в таких слоях, что достопримечательности выходят. Мы уже выкапываем керамику и кости, металлические памятники, кремневые артефакты, так что это определенно волнение.

- Мы находимся в так называемом Повислянском лесу, к югу от городища, за такими обширными лугами, которые когда – то были болотами и окружали поселковый комплекс Ходлик с юга,

- добавляет археолог, возглавляющий раскопки.

- На этом месте несколько хороших лет назад, потому что в 2014 году мы проводили поверхностные исследования, направленные на разведку среди других лесных массивов. Мы использовали технологию LiDAR. В сканнинге местности, сделанном из самолета, были очерчены некоторые интересные структуры. Мы сразу поняли, что это, вероятно, курганы, потому что это видно – в лесу есть курганы, часть уложена рядком. Там, где мы сейчас находимся, их 8. Есть также невероятно интригующий объект, его можно увидеть с того места, где мы стоим, то есть вал. Вал тянется на 200 метров, а за ним-курганы. Удалось подтвердить, что это не только курганы, так как у нас здесь в насыпи курганы, а также всесожжение, раннесредневековое. У нас очень мало, на данный момент, фрагментов глиняных сосудов раннего средневековья, но у нас очень много фрагментов древних сосудов: из периода неолита, бронзового века, из более ранних периодов. И в пространстве за Курганом мы также обнаруживаем керамику. Как выясняется, в том месте, где мы находимся, кроме раннесредневековых курганов, есть также Древнее поселение, то есть здесь люди жили всегда.

- Я на квадранте, где она работает, выкопала очень много костей, несколько кремней и немного керамики,

– говорит Александра Яворская, студентка археологии в UW.

- Меня больше всего интересуют кости. Здесь у нас обгорели кости человека и животных. Животные меня больше интересуют. Возможность исследовать прошлое, правду, это очень увлекательно и увлекательно. Каждый раз, когда вы выкапываете какой-то памятник, это эмоции.

- Косточки обгоревшие отмечаем желтыми крестиками, керамику зеленым крестом, кремнием синим,

– рассказывает Мехович.

- Здесь мы нарушаем план. Мы установили такую сетку из крестиков. В одном квадранте мы дошли до уровня захоронения. На самом деле эти кости вышли два дня назад, и мы копаем очень, очень медленно, потому что мы спускаемся на сантиметр; мы отмечаем местоположение каждой кости, каждый фрагмент керамики, мы измеряем, мы устанавливаем сетку, мы делаем фотографию, мы делаем 3D-модель. есть также поверхностные исследования, также проводимые с помощью металлоискателей. Мы уже несколько лет сотрудничаем с исторической Ассоциацией страсть, и вместе мы обнаружили множество вещей. Эти исследования важны, во-первых, потому, что этот район исследуется местными детекторами, впрочем, выражением этого является наше открытие со вчерашнего дня. Недалеко, как раз рядом с продольным валом, мы нашли то, что назвали месторождением детектора. Значит, на самом деле кто-то вырыл яму и бросил в нее весь мусор или вещи, которые ему не нравились: снаряды, гильзы, какие-то куски листового металла, куски железа. Очевидно, что то, что вышло из – под детектора, было в какой-то сумке-ну, потому что кто-то собирал этот мусор и выбрасывал его в лес. Это означает, что этот район уже был довольно сильно пройден кем-то отсюда. Местные, наверное.

- Известно, если мы попадем на железо, на что – то, то нужно быть осторожным, потому что это леса, здесь были всевозможные военные действия,

- подчеркивает Григорий Ковальчик, член исторического общества.

- Но в целом мы уже 5 лет сотрудничаем как историческое объединение с паном Лукашем Меховичем. Металлов много, от железа до свинца, на все мы можем попасть. Если кто-то потерял кольцо, его тоже можно отследить.

- Я вообще первый раз на раскопках,

- рассказывает Петр Дизла, студент археологии.

— Меня это всегда интересовало. Больше, чем сами письменные источники, потому что история, тем не менее, оперирует письменными источниками, и здесь мы имеем дело также с нерушимым материалом, не являющимся только формой записи. Я всегда хотел пойти в археологию, Но жизнь так сложилась, что только после изучения истории я решил, что займусь этим, и действительно, в рамках обогащения мастерских навыков. Эмоции феноменальны, это что-то совсем другое. Удалось найти несколько фрагментов: керамику, немного костей, немного кремней. Это что-то интересное, на самом деле, такое нахождение предметов несколько сотен или нескольких тысяч лет назад – это увлекательно.

- Сейчас мы нашли около 200 останков. Они плохо подгорели — температура кучи была не слишком высокой,

- добавляет Лукаш Мехович.

- Конечно, часть-это человеческие кости, часть-нужно исследовать, потому что во всех исследованных нами до сих пор в Ходлике могил была еще примесь костей животных. В этом у нас есть курган с лошадью, одно захоронение типа альт-кебелиха в виде полусемянки-такой Дом Мертвых, где мы также обнаружили останки человека и лошади. Кроме того, 4 других захоронения. Эти кости только пойдут на антропологический, археозоологический анализ. Дело не в том, что археологи делают все. Мы сотрудничаем со многими специалистами; с антропологами, археологами, с натуралистами, археоботаниками, которые определяют нам, например, вид дерева, из которого происходят древесные угли, найденные в траншее. Мы берем образцы, которые идут к палинологу, чтобы проверить, нет ли там семян. Много людей занимается не только копанием, но потом и разработкой таких раскопок.

Раскопки возле городища в Ходлике продлятся до середины августа. Их осуществление возможно благодаря многочисленным учреждениям и субсидиям от частных лиц. Археологическая миссия в Ходлике может быть поддержана, среди прочего, через сайт www.patronite.pl/chodlik.

Щелок / ОПР. KB


Фото: Лукаш Грабчак

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие