Искор – княжеская резиденция или главное святилище этих мест? А может и то, и другое? Именно здесь решалась судьба Перми Великой – быть ли ей в составе московского государства? Шаг за шагом, точнее раскоп за раскопом многочисленные загадки древнего Искора пытаются разгадать археологи. Журналист «АиФ-Прикамье» отправилась на север Пермского края на место раскопок.

Двести лет раскопок

Искор издавна считается местом сакральным. И, несмотря на то, что находится далеко – на севере Пермского края, привлекает толпы туристов.

 В городище можно добраться от посёлка Ныроба или села Искора на своей машине либо на такси. Оно располагается  на холме высотой примерно 50 метров почти посерёдке между посёлком и современным селом с одноимённым названием.  Около 5-7 километров полуразбитой в дожди песчаной дороги (в сухую и солнечную погоду грунтовка вполне сносная), и вы на месте.

Северный склон холма – широкий и пологий, на южном – кручи, тропинки упираются в обрывы. Весь холм зарос молодым ельником, но много и берёз. А вокруг холма раскинулась сосновая тайга с ковром из белого мха. На сам холм можно доехать и на машине – желательно, внедорожнике с хорошим водителем, но ещё лучше пешочком взобраться по узким тропочкам.

1 2
Искорский холм упирается в Узкую улочку. Фото: личный архив/ Григорий Головчанский

 «Из» – камень, кар – город, в переводе с коми языка на русский, Искор – это каменный город.  Но это, пожалуй, один из самых загадочных вопросов, над которым многие годы ломают головы и лопаты археологи и исследователи: а чем собственно являлся древний Искор?

Исследования здесь, на Искорском городище, ведутся долго и давно.  На территории за все годы раскопано около 800 кв.метров.

«Рычков, Берх, Сергеев, Новокрещённых, Талицкая, Аноприева, Оборин, Корчагин, Скорнякова…», –

перечисляет кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии ПГНИУ, руководитель Камской археологической экспедиции Григорий Головчанский исследователей городища.

– Раскопки ведутся с начала XIX в., но многие тайны не раскрыты до сих пор.

1 3
Григорий Головчанский. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Сейчас их пытаются разгадать студенты  ПГНИУ под руководством Григория Петровича.

«Я бы очень аккуратно отнёс начало Искора к 8-9 векам нашей эры, – на вопрос о датировке памятника отвечает Григорий Петрович. – С одной стороны, это городище (укреплённое поселение. – Ред.). Остались три вала – остатки укреплений, они визуально фиксируются до сих пор. Крепость была готова к обороне и могла отразить нападение. Из летописей, где Искор называется городком и всячески подчёркивается его значимость, можно предположить, что в Искоре в 1472-м году находилась резиденция князя Михаила. Есть даже место, которое называется «Княжьим», оно находится в центре городища, где сейчас располагается часовня Параскевы Пятницы.  Есть рисунок XVII в. известного картографа С.У. Ремезова, где Искор изображен с двумя башнями и крепостными стенами. Но построек, пригодных для длительного проживания людей, здесь не найдено. С другой стороны, это явно святилищный комплекс, где совершали языческие обряды местные жители. Этот памятник использовался сначала в языческой традиции и культуре местных финно-угорских народов, а позже стал культурно-религиозным  центром христианства. То есть использовался вплоть до современности».

1 4
На раскопках. Фото: личный архив/ Григорий Головчанский

Портал между мирами

«Искор – это языческое святилище»,

– убеждает меня кандидат исторических наук, доцент кафедры древней и средневековой истории России исторического факультета ПГГПУ, археолог Павел Корчагин, проводивший  исследования в городище в 2000-х годах, и заглянувший и на нынешние раскопки.

На это указывают, по его мнению, все признаки: и топографические, и археологические.

«Искор, как и остальные святилища в Прикамье, расположен на высоком холме. Для святилищ характерно особое расположение – на перекрёстке, развилке путей, около водоёма, на характерном изгибе реки и пр. С севера и востока городище омывается реками Люнва и её притоком Кысьей. Наличие священного дерева или рощи (или воспоминаний о них).  Есть воспоминания о берёзе. Обычно с площадки святилищ открываются какие-то особые характерные виды – к примеру, на какой-то памятник природы. Рядом, в 150 метрах на юг от городища, расположен природный памятник – скала «Узкая улочка» с двумя расщелинами, собственно Узкой и Широкой «улочками», – перечисляет Павел Анатольевич топографические признаки. – Вытянутая форма Искорского холма и весьма характерный вид на окруженную растительностью «Узкую улочку» несомненно символизируют мужской и женский детородный органы и неизбежно вызывают соображения о культе плодородия».

Существует поверье, что поднявшемуся по «Узкой улочке», в сторону которой вытянулся Искорский холм, прощаются все грехи, а спустившийся по уже Широкой улочке человек рождается заново.

«Вверх-вниз – по нескольку раз за археологический сезон, все грехи уже отмолены,  – смеются археологи. – Страшновато, конечно, выглядит, но подниматься достаточно безопасно. Даже 80-летние бабушки, бывает, залезают по улочке».

Но вообще-то это даже не улочка, а очень узенькая расщелина шириной всего около 40 сантиметров, довольно круто стремящаяся ввысь. В неё ещё и не каждый протиснется.

1 5
Узкая улочка. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Но раз даже бабушки поднимаются… То и я лезу верх. Две минуты дрожи в ногах на одном из участков  – не понимаю, как раскорячиться, где найти точки опоры. А вниз – уже не хочется и приходится лезть выше. Ноги соскальзывают, камни после дождя мокрые и скользкие. По ним поднималось  столько грешников, кажется, что они отполированы. Ещё несколько минут (высота всего около 5 метров) и почти счастливо выдыхаю на вершине.  И сразу упираюсь в дерево желаний – берёзу, ветки которой украшены лентами и …медицинскими масками.

Спускаюсь вниз уже по другой улочке – Широкой – она где-то шириной около полутора-двух метров, и всё – считайте, грехи отпущены, родилась заново. Правда, ни ленточку на берёзе не завязала, ни монетку не оставила. А, говорят, надо было – здесь ещё и желания можно загадывать (впрочем, археологи смеются, что всё врут неоязычники).

1 6
У этой берёзы загадывают желания. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Почему снимаются все грехи?  Исследователи объясняют: это имитация рождения человека. Поднялся – попал на тот свет. Спустился – родился заново (из чрева земли). А новорожденные безгрешны. Сугубо языческая традиция, уходящая в далёкую древность.

«Смотрите, что было обнаружено во время раскопок на Искоре: более половины находок представляют собой узкие и острые предметы: ножи, наконечники стрел, разного рода острия и крючки.  Другая заметная группа предметов – это находки с отверстиями – пряслица, пуговицы, стеклянные бусины, железные кольца, монеты. Они явно символизируют мужское и женское начала»,

– считает Корчагин.

– Как и что ими делали?

– Ясно, что все они предназначены для совершения обрядов плодородия. А как именно проходили эти обряды, мы пока можем только догадываться, – пожимает плечами  Павел Анатольевич.

По его словам, в Искоре был образован своеобразный портал между мирами.

– Каким был мир в представлении древних людей? Центр мира – это обычно высокая гора, а на ней – древо жизни, которое корнями уходит в землю, а ветками – в небо. Так называемое Княжье место в Искоре, где сейчас стоит часовня Параскевы Пятницы – это центр портала, где можно путешествовать между мирами, то есть передавать свои пожелания и просьбы. Не зря позже именно на этом месте установили часовню. Реки Ленва и Кысья – подводное царство. Узкая улочка символизируют вход в подземное царство, правее был могильник. Здесь люди молились своим богам, приносили вещи, чтобы боги были более благосклонны.

Руководитель нынешней экспедиции Григорий Головчанский показывает сложенные в пакетики кости, найденные во время этого сезона.

– Приносили в жертву?

– Наши предки были неглупы. Они были рачительными хозяевами. Несмотря на то, что религиозная составляющая была очень серьёзная в жизни ранних обществ, они всё равно были прагматиками.  Допустим, взять и в честь такого-то бога съесть овечку – да завсегда пожалуйста. Домашних животных приносили в жертву и  в православные времена.  И традиции кое-где сохраняются до сих пор.  Жители соседнего Ныроба, кстати, имели коллективное прозвище «быкоеды». Есть свидетельства, что обряд освящения скота близ часовни исполнялся до начала XX в. Вспомните «Быкобой» (жертвоприношение быка) в Коми округе, традиция жива и доныне.

То есть всё просто: боги мяса не едят и вина не пьют. Они «питаются» запахом, паром и дымом жертвенной пищи. Остальное съедали жертвующие.

1 7
Кости животных. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Была ли битва между ратью Фёдора Пёстрого и местными?

Когда прекратил своё существование языческий Искор? Можно назвать даже год – 1472-ой. Это год похода московского князя Фёдора Пёстрого на Пермь Великую, в который его послал князь московский Иван III Васильевич – «воевати за их неисправление».

В чём смысл похода Пёстрого? Версий – много. Основная: поход московской рати – это карательная экспедиция, в результате которой было завершено подчинение Перми Великой Москве. 

–  Еще выдвигалась версия – неоказание Перми Великой помощи русским при осаде Казани: «пермяки за казанцев норовили, гостям казанским почести воздавали, людям торговым князя великова грубили». «Норовили» – значит, были на их стороне.  Не думаю, что так. Вы же понимаете, что нужно осторожно относиться к летописям, смотреть, кто их писал, с какой целью. Никогда Пермь Великая «не норовила» казанцам, – считает Павел Анатольевич. – Казань всегда воспринималась как опасность. Ну и, возможно, Пермь просто не хотела вмешиваться в дела русских и татар, считая, что это их дело, а не пермяков. А, возможно, это было предлогом для Москвы, чтобы идти на Пермь.

Как описывается поход Фёдора Пёстрого в летописях? Берём  Никоновскую летопись (XVI в.): «...на Фоминой неделе в четверток пришел в землю ту на усть речки Черныя, и оттуда пойде на плотах и с коньми и приплыл под город Анфаловский, сойде с плотов и пойде оттуда на конех на Верхнюю землю к городку Искору; а Гаврила Нелидова отпустил на Нижнюю землю на Урос и на Чердыню и на Покчу на князя Михаила...».

– Первый вопрос, который возникает, почему Пёстрый пришёл ранней весной, – обращаюсь к Павлу Анатольевичу. – Фомина неделя (вторая неделя после Пасхи) – это же апрель? В это время обычно снега еще лежат и реки во льдах. И как всё войско сплавлялось по реке на плотах вместе с конями? Трудно даже представить…

– Отряд вышел из Москвы зимой. Как лежал путь: Москва – г. Белое озеро – Вологда – Великий Устюг – р. Вычегда. Конец апреля-начало мая – это период, когда снег на севере Пермского края уже изрядно подтаивает. Отряд Пёстрого подгадал свой поход к вскрытию рек. Он подошёл к устью речки Усть-Чёрная (современный Гайнский район Коми округа), которая впадает в Весляну (левый приток Камы) и сплавился к Анфалову городку.

Версий, где располагался Анфалов городок выдвигается очень много. И сейчас-то рек с названием «Усть-Чёрная» в Прикамье аж семь.

– На мой взгляд, он располагался около современного села Кольчуг (Чердынский район), – уверен Павел Анатольевич. – Ошибочно считалось, что Анфалов городок был городом в полном смысле этого слова, он не был даже населённым пунктом или «порубежной заставой». Это была просто перевалочная база. Место у начала древнего волока, который был одной из первых сухопутных дорог Перми Великой. В Чердыни отряд разделился на две части.

Известный российский историк Николай Карамзин пишет, опираясь на летописи:

«Победа не могла быть сомнительною: Князь Феодор рассеял неприятелей; пленил их воевод, Кача, Бурмата, Мичкина, Зырана; взял Искор с иными городками, сжёг их и на устье Почки, впадающей в Колву, заложил крепость; а другой воевода, Гаврило Нелидов, им отряженный, овладел Уросом и Чердынью, схватив тамошнего Князя Христианской Веры, именем Михаила… Сие завоевание, коим владения Московские прислонились к хребту гор Уральских, обрадовало Государя и народ, обещая важные торговые выгоды и напомнив России счастливую старину, когда Олег, Святослав, Владимир брали мечом чуждые земли, не теряя собственных».

– Ощущение от слов человека, который писал «Историю государства Российского», что битва была большой и кровопролитной..– Представьте себе конный отряд Пёстрого на плотах. Он не может быть большим. Думаю, человек 50, не больше.

– Не маловато людей для карательной экспедиции? Совсем небольшой отряд в тылу противника, ещё и разделился на две части. Не совсем логично, учитывая чужую недружественную территорию?..

– Пермь Великая в то время – это по сути четыре местных городка: Искор, Урос, Покча, и столица – Чердынь. Анфалов городок считается русским, но, как мы уже говорили, населённым пунктом он даже не является. Дай бог, если в каждом живёт по 100 человек – это вместе с женщинами, детьми, стариками. И тут приходит военное войско, пусть 50 человек, но вооружённых до зубов. И надо учитывать, что Пёстрому особо нечего бояться, к этому времени Пермью Великой управлял князь Михаил, уже подчинённый Москве.

– Он коми?

– С одной стороны Михаил сам, да, коми, и «вчера» ещё язычник, а сегодня он крещённый и христианин. Ему нужно улаживать отношения с русскими,  но при этом так, чтобы и свои не отвернулись.  

- Но если князь  уже в подчинении Москвы, зачем «жечь города»? И зачем идти именно на Искор. Если там не было резиденции князя, а было святилище?

Москве, по словам Корчагина, надо было показать местным коми, кто хозяева в этой стране.  Упрочить положение Михаила среди местной элиты. Утвердить своё господство.   Уничтожение главной святыни – Искора – стало ещё и завершающим этапом крещения Перми Великой, хотя остатки языческих обрядов сохраняются до сих пор.

–  Моё мнение – Фёдор Пестрый пришёл разорять не города, а святилища. Пёстрый понимал значение Искора, что это главная святыня языческой Перми Великой. Это была диверсия против язычников, – считает Павел Корчагин. – Поэтому поход и замышлялся весной. Пёстрый хотел подгадать время весенних языческих праздников, когда перед сельхозработами люди собирались на святилищах, чтобы просить своих богов об урожае.  Разоряя местную святыню, Пёстрый демонстрировал не только мощь московского оружия, но и силу христианского бога. Коми божества, не сумевшие защитить собственное святилище и свой народ, были дискредитированы в глазах местного населения.

– Местные оказали сопротивление? Зачем князя Михаила пленили? Он участвовал в битве за Искор? Почему его отправили в Москву, а затем снова отпустили княжить в Чердынь?

– Описывается сражение перед Искором на переправе в Колве, – говорит Павел Анатольевич.  – Перечисляется несколько имён сотников. Утверждается, что из войска Фёдора Пёстрого никто не пострадал, потери местных неизвестны.– Что за битва такая, что нет пострадавших хотя бы у одной стороны?

– Судя по трофеям москвичей, а они незначительны, воинов было немного что с той, что с этой стороны: «16 сороков соболей, да шуба соболья, да пол-30 поставов сукна, да 3 пансыри, да шелом, да две сабли булатные».

Михаил был отправлен в Москву а затем возвращён, скорее всего, потому, что не в компетенции князя Фёдора Пёстрого было решать вопросы по интеграции пермских земель в состав московского государства.  Через 33 года с наместнического поста был «сведён» сын князя Михаила Матвей. Москва поставила на Чердынь московского наместника Василия Ковра.

– Будете смотреть фильм «Сердце Пармы» по роману Алексея Иванова, где речь ведётся о событиях тех времён? – спрашиваю Павла Анатольевича.

– Почему нет? Как фильм-фэнтези – да, – улыбается Корчагин. – Когда вышел роман, я сначала сидел и пытался карандашом отмечать те вещи, что не отвечают действительности, но затем, когда замечаний стало слишком много, бросил карандаш и просто стал читать, как читают литературные приключенческие романы.

От царя Кора до князя Михаила

В летописях упоминается, что в момент уничтожения Искор был княжеской резиденцией. Но сохранились легенды и о более ранних временах, где повествуется, что в Искоре сидели местные правители.

В 19 веке местный священник Василий Попов записал легенду о царе Коре, который правил Искором: 

«Он собрал из ближайших мест людей, вооружил их и послал навстречу ногайским татарам, чтобы не допустить последних до Искора; а сам с небольшим числом людей остался в городке. Отряд Кора расположился на небольшом холме, в 5 верстах от Искора. Здесь к ним подошли в большом количестве ногайцы, и завязалась битва. Отряд Кора был разбит; ногайцы преследовали бежавших искорцев, подступили к их городку и осадили его. Искорцы, благодаря неприступности своего городка с трёх сторон, долго держались против татар; они, кроме воинской обороны, защищались еще и другим способом: срубали и катали на осаждавших бревна, бросали и скатывали на них каменья и т. д., но, наконец, ослабели. Ожесточенные ногайцы, взяв городок, перебили всех жителей и самый городок разрушили». 

Очень красиво её изложил в своей поэме этнограф, писатель и философ Каллистрат Жаков.

Но пока известно пока только о двух явных следах более-менее постоянного жительства здесь человека. 

«На юго-западной окраине Владимир Оборин находил остатки небольшого, около 10 кв. м., сооружения, похожего на деревянную избу. Здесь, по его мнению, могли обитать люди, возможно, жрецы, охранявшие святилище, – рассказывает Григорий Петрович о находках предшественников. – В восточной части городища найдены остатки еще одного срубного сооружения. Исследователи датируют постройку третьей  четвертью XV в. Здесь найдена русская гончарная посуда, серебряная монета с розеткой и двумя звёздочками на лицевой стороне и круговой надписью с именем князя, из-за плохой сохранности нечитаемо какого именно, пятилепестковым цветком и надписью «деньга московская» на обороте (такие монеты чеканились в конце правления Василия II – начале правления Ивана III)».Под северо-западным углом этого сруба нашли череп собаки.

– Строительные жертвы не свойственны коми, скорее всего, это явление уже можно соотносить со славяно-русским населением второй половины XV в., проникшим в Верхнее Прикамье, – отмечает археолог.

В этом году на западном склоне городища были найдены остатки еще одного небольшого сооружения.

Нынче раскопки ведутся на металлургической площадке Искора.

– Нашли мы нечто похожее на металлургический горн, нужно заниматься реконструкцией объекта, – рассказывает Головчанский.

– Это признак того, что здесь все же жили люди?

– Металлургический комплекс мог быть и на святилище. У большинства культур от Африки, Америки до Азии и Европы, как мы можем судить по этнографическому и археологическому материалу, одно и то же отношение к металлургии в период раннего металла – это сакральное производство. Даже в поздней русской традиции считалось, что кузнец общался с нечистой силой. 

1 8
На Искорском городище. Фото: личный архив/ Григорий Головчанский

– Но ведь легенды не могут быть совсем беспочвенны?

– Искор мог быть как резиденцией, так и святилищем, – считает Головчанский. – Одно не противоречит другому. На самом деле, раскопано не так уже и много. Как знать, может, когда-нибудь мы найдем следы.

1 9
На месте раскопок. Фото: личный архив/ Григорий Головчанский

Под другими хоругвями

Сейчас Искор – это просто заросший лесом холм. Одинокая часовня, неожиданно вырастающая средь деревьев и бурьяна в центре, единственное, пожалуй, явное и зримое напоминание о том, что это место когда-то было культовым. Других свидетельств вы не найдёте. Внутрь можно попасть, открыв железную щеколду массивной двери, выкрашенной в голубую краску. Над ней значится год постройки – 1891-й. До каменной часовни стояла деревянная – тоже, как и эта, в честь Параскевы Пятницы.

1 10
Часовня Параскевы Пятницы. Фото: АиФ/ Марина Сизова

«На северной стороне изображена сцена крещения жителей Перми Великой в 15 в. Над входом запечатлен момент защиты городка Искор от набега ногайских татар. На южной стороне свода – крестный ход в день Параскевы Пятницы…»

– остаётся на самом деле лишь верить этим данным – роспись полуистёрта и еле различима.

Рассказывают, во время одного из вражеских набегов Параскева помогала оборонять городок защитникам Искора. Однако врагам удалось полонить её. Её, израненную, с разбитыми в кровь ногами, водили вокруг крепости, затем подняли по «Узкой улочке» на вершину скалы. Но это только укрепило дух защитников крепости.

– Это неомифология, сюжет родился у меня на глазах, – смеётся Павел Корчагин. – Один из посетителей напечатал эту белиберду на бумажке, заламинировал и поместил в часовню.

Как говорят исследователи, состоялся перехват традиций: в языческую эпоху здесь был распространён культ плодородия, и Параскева, в честь которой позже была построена часовня, тоже отвечает за плодородие.

1 11
Внутри часовни. Фото: АиФ/ Марина Сизова

– Чтобы не было культурного шока у местного населения при внедрении христианства, –объясняет Григорий Головчанский.  – Надо было как-то переубеждать людей, что христианство правильнее и сильней язычества. Новые религии обычно утверждаются двумя способами. Можно тех, кто не хочет её принимать либо порубить в капусту, либо убеждать. Но убеждают тоже обычно силовыми методами. Люди всё равно склонны к вере предков. И возникает двоеверие – человек вроде христианин, но справляет языческие обряды. Миссионеры в это же время пытаются донести, что новая вера – это правильная вера. И используют разные способы, показать это. К примеру, строят православные храмы на месте языческих капищ, подчёркивая силу и главенство новой религии.

– «Раз привыкли, то ходите на старое место, но уже под другими хоругвями»,

– говорит Павел Корчагин. – Языческий Искор таким образом стал крупным христианским культовым центром.

Параскева должна была заменять многих языческих богов, поэтому отвечает почти за всё.

– Она почитается как покровительница женских работ, брака и рождений, подательница плодородия, – говорит Павел Анатольевич. – К Пятнице обращаются в заговорах, для обеспечения успеха жатвы, под икону крестьяне кладут плоды своего труда, как залог будущего урожая. По сути, люди у неё просили то же самое, что древние коми просили на этом же месте у своих богов. Как у древних славян она заменяла Мокош, так у коми она могла заменять Зарни Ань.

Во время двух крестных ходов (в дни празднования «петровского заговенья» – в канун поста после Троицы  и на девятой неделе по Пасхе, в «девятую пятницу»), проводившихся здесь, из церкви села Искор приносили на городище икону Параскевы, с которой после службы в часовне обходили древние валы и почитаемые с языческих времен места.

– Местные жители вспоминают, что около восточной стены часовни, ближе к юго-восточному её углу, стояла священная берёза, – рассказывает Павел Корчагин. – После службы в часовне люди выходили и резко переставали быть христианами, становились язычниками – отщипывали кору, отрывали листочки – считалось, что она защищает от болезней.

Очевидно, что и в дохристианское время на языческом святилище Искора, как раз на Княжьем месте, где сейчас стоит часовня, основным объектом поклонения была священная берёза (на коми языке – кыдз) – дерево, широко почитаемое у народов коми.Почему часовня построена именно на этом, «Княжьем», месте? Якобы здесь на старом берёзовом пне появилась икона Параскевы Пятницы. То есть святая сама указала место, где быть часовне. А указала она, скорее всего, на место срубленной священной берёзы.

Место поклонения язычников вскоре стало местом поклонения христиан.

– Образно говоря, после падения Искора население Перми Великой было идеологически разоружено. Это была больше психологическая атака. Не надо было людей убивать, а достаточно было срубить священную берёзу. Как Стефан Пермский срубил священную берёзу в Усть-Выми. Но нужно понимать глубину ужаса язычников. Для местных эта срубленная берёза, разрушение святилища означает, что связь между мирами нарушена, нет общения между мирами и ничего не родится – ни дети, ни пшеница.

Святилище было разрушено, но и часовня Параскевы Пятницы, несмотря на то, что туристы оставляют здесь иконки и свечи, сегодня заброшена – на облупленных стенах и стёртых иконах красуются надписи в духе «здесь был Вася», оставленные носителями более новой религии – безверия.

Что дальше? А дальше, по словам Григория Головчанского, большая и кропотливая работа. Чтобы Искор раскрыл хотя бы некоторые свои тайны.

1 12
Август 2021.  Фото: АиФ/ Марина Сизова

ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

Детский некрополь

Возле часовни Параскеве Пятнице (Княжье место) в 80-е гг. были обнаружены захоронения 19 младенцев. (18 детей от 1 года до 3 лет, один возрастом до 10 лет). 8 из которых имели нательные кресты XVII - первой четверти XVIII вв.  По данным исследователей, часть погребённых имеют явные следы насильственной смерти. Каким образом погибли дети и почему они похоронены здесь?Две основные точки зрения. Одна из ранних версий: детей сюда привели и убили. Это могло быть ритуальное убийство христианских младенцев во время борьбы язычества и христианства.  Однако такие случаи в Прикамье ни разу не фиксировались и найденные при детях крестики датируются 18 веком. А христианство внедрялось в 15-м.

– История загадочная и катастрофическая, которая произошла через 300 лет, как языческое святилище прекратило своё существование. Православные умерших хоронят на кладбищах (и оно есть в двух-трёх километрах от городища), почему эти дети были похоронены здесь?  Возможно, это были так называемые «заложенные покойники», – придерживается второй версии Павел Корчагин. – Это люди, которые умерли насильственной и непонятной смертью, их тоже предавали земле, но не на святой христианской, а на сакральной языческой территории, например, на развилках дорог. А тут как раз перекрёсток путей земных и вертикальных. Это могла быть большая трагедия, к примеру, когда на населённый пункт напали разбойники, убили детей, а взрослых рядом не было. Когда взрослые пришли домой – увидели детей мёртвыми. То есть никто не видел разбойников, обнаружили только мертвые тела.

Судя по источникам, часовня на Искоре появилась в первой трети XVIII в., после совершения детского погребения.

– Этот детский некрополь на территории Искора пока остаётся загадкой, - говорит Григорий Головчанский. – Одна из проблем археологии – проблема фиксации материала. Кости сохранились плохо, и в руки антропологов не попали, поэтому сложно судить – отчего и каким образом наступила смерть детей.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 10.10.2009

Алексей Блинов (Бахарь) - Магическая символика

Лекция школы "Русская Традиция" от 01.09.2009

Велеслав - Славянская волшба

Поиск

Журнал Родноверие