Всё больше мальчишек и девчонок предпочитают популярным виртуальным играм «по средневековью» реальные спортивные бои на мечах и копьях. После школы они учатся архаичным боевым искусствам в клубах по интересам, в каникулы – ездят на турниры по всему миру.
Когда можно вызвать маму на дуэль
Сегодня такие объединения есть в 70 российских регионах. Одно из трёх сильнейших – клуб боевых искусств «Северный волк» – находится у нас, в Архангельске. Он существует три с половиной года и последние два удерживает высшую российскую награду в командных боях по спортивному мечу – переходящий командный Кубок Федерации спортивного меча. Кстати, до этого им много лет попеременно владели только две команды: сборная Московской области и сборная Санкт-Петербурга, – за исключением лишь одного года, когда кубок был у Карелии. Больше никто отобрать не мог.
К тому же среди воспитанников клуба уже сегодня три чемпиона и шесть призёров чемпионата мира по историческому фехтованию среди детей, два взрослых чемпиона мира по историческим средневековым боям и свыше 20 чемпионов и призёров чемпионата России.
По словам директора клуба Антона Викульева, «Северный волк» ещё и самый крупный клуб исторического фехтования для детей в мире. Каждый год число его участников увеличивается кратно: сегодня здесь уже более двухсот детей и взрослых. Самым азам можно учиться уже с трёх лет, но самым оптимальным возрастом для старта здесь считают школьный.
В Архангельске клуб имеет две базы для занятий, одна из них на Смольном Буяне с просторным залом, где занимаются группами до пятнадцати человек. Когда я туда попала, к тренировке готовились те, кто старше 18‑ти, и оказалось, что многие из тех, кто занимаются два-три года, уже имеют престижные награды.
Одна из девушек, Елена Рыжкова, рассказала, что пришла три года назад с нулевой подготовкой, а на последних всероссийских соревнованиях заняла первое и второе места в дисциплинах «копьё» и «щит-копьё». А Мария Кононова, упражняясь около двух лет с мечом и щитом, успела стать в этой дисциплине чемпионкой мира. Наталья – начинающий боец.
– Меня сюда привели дети, – рассказала Наталья. – Когда старшему, Марку, было девять, представители «Северного волка» пришли в его школу с показательными боями. И, что интересно, он у меня занимался к тому времени много чем, но всё неохотно, хватало на два-три месяца, а тут прибежал домой с такой энергией: «Хочууу!» Сейчас ему двенадцать, и он чемпион мира по командным боям. И младшего брата Сашу тоже затащил, когда тому было пять, а потом и меня.
Есть мнение, что если ребёнок чем‑то серьёзно занимается и достигает результата, то только благодаря настойчивости взрослого.
– У нас совсем другая история, – говорит Наталья. – Марку безумно нравится заниматься здесь, и это даже стало влиять на его успеваемость в школе. У нас уговор: будет плохо учиться – не будет ходить в «Северный волк».
Марк не бунтует. Но недавно во время внутриклубных боёв вызвал маму на дуэль на копьях. Мама, впрочем, одержала победу. Она ведь тоже тренируется с азартом.
Вместо железа – полимер
– Историческое фехтование выросло из реконструкторского движения. В какой‑то момент появились ребята, которые хотели научиться фехтовать, «как в те времена», – рассказывает Антон Викульев. – Сегодня есть даже поединки, демонстрирующие боевое искусство римских воинов третьего-пятого веков нашей эры. Но наиболее популярная эпоха для воспроизведения – это позднее средневековье, XV–XVI века. Время тяжёлых доспехов и мечей.
Дело в том, что оружие и снаряжение развивалось по принципу: к более тяжёлому – и обратно.
– Сначала доспехи становились всё крепче, а мечи, соответственно, всё тяжелее. Но когда доспехи достигли того уровня, что мечом их уже невозможно было прорубить, нашли другой способ – колоть туда, где остаются зазоры. Вот тогда появились шпаги и рапиры, которые нам представляют на Олимпийских играх, – поясняет Антон. – Техника же боя мечом не подразумевает нанесения уколов. Удары наносятся исключительно рубящие – с размаха.
Вид исторического фехтования, который воспроизводит это боевое искусство, называется исторический средневековый бой, или ИСБ (англ. Historical Medieval Battle – HMB), а версия для детей носит название «Спортивный меч» (англ. HMB-Soft). В клубе «Северный волк» спортивный меч – это основное направление, поскольку адаптировано для новичков, детей и подростков, что подразумевает замену тяжёлого спортивного инвентаря на лёгкий и безопасный.
Стандартный стальной шлем взрослого спортсмена я поднимаю с усилием: он весит около пяти килограмм. Меня уверяют, что целиком комплект доспехов может достигать и 40.
– Что детям с таким инвентарём тренироваться нельзя, было понятно сразу, поэтому была создана Федерация спортивного меча, которая адаптировала исторический средневековый бой для детей и подростков. И у них снаряд стал выглядеть так,
– говорит Антон Александрович и показывает палку с мягким полимерным покрытием, длинную и лёгкую.
Оказывается, приди я завтра заниматься, мне бы тоже никто не дал сразу железный меч. Вся техника боя осваивается вот с таким «мягким» оружием, и только затем бойцы, мужчины и женщины от 18 лет по желанию могут перейти «на железо».
И защита тела у «мягких» и «железных» спортсменов принципиально не отличаясь по комплектации («панцирь» для корпуса, «чашки» для суставов, паховый бандаж), существенно отличается по весу, материалу и стоимости.
Я спрашиваю, насколько дорого обходится спортсменам экипировка. Мне отвечают, что стоимость «мягкой» – порядка тридцати тысяч рублей, «железной» – порядка двухсот тысяч. Но «мягкую» экипировку и оружие клуб предоставляет бесплатно.
Кстати, меч, в отличие от «защиты», довольно сильно меняет размеры с возрастом участника: если вариантов щитов всего два – для младших и старших, – то размер меча меняется каждые два года.
– От роста и телосложения спортсмена это никак не зависит, потому что в спортивном мече нет весовых категорий – только возрастные. Гораздо больше здесь зависит от того, как человек тренируется, – говорит Антон Викульев. – Так что на первых этапах это очень хорошая возможность почти в игровой форме получить боевые навыки, научиться не бояться принимать удар, входить в конфронтацию и выходить из неё победителем, не получая при этом травм. Здесь не бывает разбитых носов, и нагрузка растёт плавно, по мере того как боец постигает искусство постановки удара, учится отражать атаки соперника и выполнять элементы защиты.
Наследник «Рыкаря»
Главный тренер клуба по спортивному мечу и его негласный руководитель наряду с Антоном Викульевым Евгений Костык – один из тех, кто первым начал развивать направление исторического средневекового боя для взрослых и исторического фехтования для детей в Архангельске.
История «Северного волка» корнями уходит в середину 90‑ых, когда Евгений Костык и его единомышленники создали в городе первый ролевой клуб «Красный лев», а затем – центр славянских единоборств «Рось». Их участники занимались реконструкцией эпохи Древней Руси до XI века, начиная с изготовления атрибутики и заканчивая постановкой боёв.
Евгений Витальевич говорит, что уже тогда они ставили себе целью не просто популяризировать исторические боевые техники, но и воспитывать через это детей и подростков: в 1997 году открыли в Архангельске первый военно-патриотический клуб такого толка «Пятый океан», который очень быстро вырос, отделился от «Роси» и трансформировался в военно-исторический клуб «Рыкарь». В некотором смысле «Северный волк» считает себя его преемником. Ребята, занимавшиеся в 90‑е и «нулевые» в «Роси» и «Рыкаре», теперь приводят своих детей в «Северный волк».
По словам Антона Викульева, сегодня «Волк» единственный в Архангельской области из клубов своего направления имеет лицензию на образовательную деятельность. И перспектива очень хорошая: интерес к историческому фехтованию у детей растёт, можно было бы расширяться, в том числе открывая филиалы в области. Но для этого нужны дополнительные тренеры и небольшая поддержка на первых порах: недавно клуб обратился в Агентство регионального развития Архангельской области, и там пообещали помочь.
А тренеров в клубе намерены себе вырастить. В феврале представители «Северного волка» уже побывали в Северном Арктическом федеральном университете и Архангельском педагогическом колледже с серией ознакомительных мастер-классов для студентов.
– Мы приглашаем проходить у нас педагогическую практику. А с теми, кто хочет развиваться в направлении «историческое фехтование», готовы обсудить возможное сотрудничество,
– говорит Антон Викульев.
При этом в качестве будущих тренеров рассматривают как юношей, так и девушек. Во всяком случае сегодня в «Северном волке» девчонок занимается даже больше, чем мальчишек. Антон Викульев подводит меня к доске почёта участников клуба:
– У нас есть внутриклубный рейтинг. Мы считаем, сколько каждый боец получил медалей за год, и лучшие попадают сюда. Так вот, ребята в верхнем ряду – это те, кто привёз медали в личном зачёте с последнего чемпионата мира в Риге. Большая часть из них – девушки. Но в целом направление в равной степени популярно как среди юношей, так и среди девушек.
– Почему‑то пошла такая тенденция: мальчиков принято жалеть, а девочек – напротив. Так что зачастую девчонки уже на пробных занятиях показывают настолько шикарный результат, что мы просто диву даёмся, а из мальчиков к открытому конфликту мало кто готов. И я не про мордобой сейчас говорю, а про готовность отстоять свою точку зрения. Вот почему очень важна включённость родителей – тыловая поддержка в смысле общей системы понятий. Ведь почему я сам в своё время начал этим заниматься? Потому что у меня была прекрасная учительница по истории, наш классный руководитель Татьяна Васильевна Шестакова, и мои родители собирали книги по истории, я любил их читать. С тех пор вот этот фанатизм в хорошем смысле – иначе, наверно, не назовёшь, – во мне и сидит.