В Кавалерово сегодня возрождают славянскую гончарную традицию. Преодолевая порой недоумение коллег и град вопросов публики, трудится там человек, дни считающий, как это делали первые русичи. Но на самом-то деле, Алексей Кузьменко — творческая натура и жизнерадостный собеседник.
С порога «Светлицы» — это творческая мастерская, она же и небольшой выставочный зал для всех кавалеровских умельцев — упираемся в гончарный круг. И, как там было в известном детском фильме, — остолбеневаем!
Алексей Кузьменко:
«Это блин от штанги»
А еще полуось от «Жигулей» и виниловые пластинки, на которых сейчас формируется горшочек, а может кувшин или крынка.
«Глина иногда сама просит, что ей нужно»
Его глина — кавалеровская. Пока не исчерпались источники. С древних пор за Синегорьем трудились гончары. Но точно не у чжурчженей подглядел он формы для своей посуды. Технологии — другое дело. Постоянные, как день и ночь. За исключением блина от штанги или вот еще — банковской карточки.
«На то и годится только!»
Полки «Светлицы» словно музейные. Славянский отдел. Глиняная крынка, в которой молоко не киснет. Кубышка – ей самое ценное доверяли — новгородские свитки, например. Ну, или монеты, значительно позже. Братина — отдельная тема. Способ молочения, говорит мастер, вариант эмали. Внешне как чугун! Жаль, медового кваса нет, сетует.
Алексей Кузьменко, гончар:
«С краёв отпиваешь. Причем, сделано специально так, чтобы чуть-чуть протекала мимо. По усам текло, как говорится. Это с Богами делишься»
Многие крынки-горшки у него — вроде книг, читать можно, если владеешь славянской азбукой. Буквы и фразы «Глаголицы».
«Здесь — Аз, Боги, Ведаю… одна из первых моих работ»
«Подойдет мама с ребёнком, и ребёнок спросит, а что это? Мама не знает. Ребёнок начинает делать что? Правильно — Алё, гугл, или лезет в интернет, глядишь, что-то для себя откроет».
«Срезал!»
Удивляется мастер: при лишних двух парах глаз всё-таки горшочек у него вполне! Обычно при свидетелях посуда капризничает, идёт в брак.
«Вот горшок пустой, он предмет простой — и никуда не денется!»
Еще неделю выстоит, до обжига в дровяной печи. Из дуба полешки, а коли с чернолощением, так ёловые под самый конец. На донышко обязательно нанесет именные руны и дату в исчислении древних славян. Пусть русский народ просвещается!