Ковш, кóвшик — ёмкость с одной[1] рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов[2].

В современном домашнем хозяйстве «ковшом» также называют небольшую кастрюлю с прямой ручкой (пример — турка).

Описание

br vkap4k3t6r4p6xachwsbsemco4nxqy8waj5nhqh8paeisvqy7u9prdfn0bpxqldhwb bs1bi1phkhkj0wqqc

Ковши для питья и подачи напитков использовали на Руси в X—XIX веках[2]. Форма сосуда в виде чаши или ладьи. Характерными особенностями является остриё на одной стороне (образующееся подъёмом краёв сосуда и соединение их под углом) и уплощённая (листовидная) ручка на противоположной стороне ковша. Деревянные ковши украшали росписью и резьбой.

У некоторых ковшей на месте острия может быть дополнительная ручка, что превращает их в скобкарь (скопкарь) — разновидность ковша[3][4][5] с двумя ручками (скобами[6]). Ручки скобкаря часто были выполнены в виде хвоста и головы птицы (утки, лебедя), иногда лошади или дракона (редко, в местностях, ближе к скандинавам) [2]. В наиболее поздний период использования ковшей и скобкарей (XIX — начало XX веков) название «скобкарь» сохранили лишь на севере России, в центральных же регионах всё это называли одним словом «ковш»[7].

yqguhvuzchc5fslvljfhiwfmeu3r8bfcaectb1ud2eecf81oiqck6m7huevsvdtyxrn83e8cuywt5oh8latjykoq

Особой ценностью считали серебряные ковши, декорированные владельческими надписями и узорами. Самые ранние серебряные ковши, найденные во время археологических раскопок, датируют XII-XIII веками, в отечественных музеях представлены ковши XV-XVI веков. В литературе встречаются ковши: «питьи», «водосвятные», «выносные», «хоромные», «жалованные», «ковши-лебеди», «погребные», «винные»[8]. «Выносные» ковши обычно большого размера использовали во время торжественных мероприятий. Их украшали гербами, узорами, чеканкой и гравировкой с именем владельца. Наиболее известный ковш такого типа, принадлежавший князю Василию III, хранящийся в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.

vcvt0fd66slp8zavf2 rajh8bvfvphz58dxl zbsanrsqfmgihysllmmsiumquncxvq egzvvedilmwjjxrj2qrg

В большом деревянном ковше (называемом «конюхом») ёмкостью до двух вёдер (около 24 литров) на праздничный стол подавали алкогольные напитки (пиво, медовуху, брагу, квас). Для розлива напитков из большого ковша по чаркам или стаканам использовали налёвки (черпаки), которые вешали крюковидными ручками на края конюха[2].

Серебряный ковш для ритуального омовения рук перед молитвой с обязательной парой ручек для того, чтобы уже омытой («чистой») рукой не взять ручку, которую держала ещё неомытая («нечистая») рука.

Скобкарь для подачи пива

СКОПКАРЬ или СКОБКАРЬ — утварь для подачи на стол пива, долбленная из капа, корневища или части ствола березы, липы. Название сосуда — скопкарь, более старинный вариант — копкарь — произошло, вероятно, от материала (выкопанного корня дерева) и способа его изготовления (выдалбливанием). Представлял собой глубокий сосуд ладьевидной формы с двумя рукоятками, силуэт которого напоминал плавающую птицу.

ngylicn5rue5jj 1fof83robw8e 52x bdeixqilrk0uw42nuuos7elpmcs7eq1rwwu1ky6hbrlgmb2p9ni ogns

Рукоятки были обработаны в виде головы и хвоста птиц: уток, гусей, лебедей. На некоторых скопкарях голова птицы заменялась головой коня или мордой дракона. Большая часть скопкарей имела гладкие стенки, однако встречались и скопкари с ложчатыми стенками, имевшими вертикальные выпуклости, чередующиеся с углублениями — ложками. Предполагается, что ложчатая форма была перенесена на дерево с металлической посуды (см. Братина, Ковш). Были распространены скопкари расписные или же красивого темно-янтарного цвета.

qkd qrsy9lgznj5tze7f 0i7w9z28dsttupt9eodmyle1k84tkuirxkn4gyccdnp otibj9n99jflbgdes xpoac

Он получался после обжига деревянной поверхности огнем, для чего к стенкам сосуда прикладывали раскаленные пластины металла, оставлявшие на поверхности темные контрастные пятна. Скопкари, бытовавшие в селах и деревнях, расположенных на Северной Двине, декорированы росписью. Ее располагали на наружных стенках и рукоятях. Роспись выполнялась по белому или желтому фону красной, оранжевой, зеленой, реже синей краской с черным контуром и носила ярко выраженный графический характер. В растительный орнамент, состоящий из веток с листьями и цветов, включали изображения птиц, оленей, рыбок.

Скопкари в центральных губерниях Европейской России, особенно в Ярославской, расписывали в живописной манере. Роспись наносили чаще всего по верхнему краю сосуда и рукоятям.

На многих скопкарях имелись надписи, указывавшие на их принадлежность:

«Матфея Савиновича Спирина. 1823 года», или надпись с каким-либо назиданием: «Григория Елуферьева сына. Плохова человече буде при славе смирен, а при печали мудр, не зван на пир не ходи, а еще пойдеши, в высоком месте не садис да последи нас бесчестен не идеши, не всякой ковш пей до дна, да не будешь без ума, да к чюжим женам в кут не ходи, с ними не беседуй да не будеши бесчестен»

r5vncvtaigrwfin65u4jqzl0szps0zwhwvnktoohbwmpp4uzb1dcimnnfceatuwovxrdwag 3 ue6oewijx2nqzo

Скопкари обычно подавали на стол вместе с маленькими деревянными ковшами-налёвками, которые вешали на его бортики. Сосуд этот очень древний. В Новгородской рукописи XII в. написано: «А собору святые Софеи даша копкар, во веки им кормление». Скопкари использовались на больших праздничных застольях, когда собиралось много гостей. В XIX в. был широко распространен обычай пить из них пиво на общинных праздниках: престольных, заветных, которые взрослые женатые мужчины и замужние женщины отмечали отдельно, а также на мужских праздниках — братчинах.[9]

Примечания

1. Даль В.И. Ковшъ // Толковый словарь живого великорусского языка. — 3-е изд. — СПб.-М.: Т-во М.О. Вольф, 1905. — Т. 2 (И—О). — Стб. 323. — 2030 стб.↑

2. 1 2 3 4 5 Шангина, 2003.↑

3.Шангина, 2003, с. 389.↑

4. Скопкарь // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — 1976. — Т. 23. — С. 516. — 640 с.↑

5. БСЭ-3, 1973.↑

6. Даль В.И. Скобкарь // Толковый словарь живого великорусского языка. — 3-е изд. — СПб.-М.: Т-во М.О. Вольф, 1909. — Т. 4 (С—Ѵ). — Стб. 194. — 1592 стб.↑

7.Русская изба, 2004, с. 312.↑

8.Л. Спирина. Ковши, чаши, братины, чарки... (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2007. — Январь-февраль (№ 1-2(44)).

9. http://iamruss.ru/skobkar-dlya-podachi-piva/

Литература

Бежкович А.С, Жегалова С.К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 192—193 (илл. 167). — 257 с.

Шангина И.И. Ковш. Корчик. Скопкарь // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 386—392, 399, 458—460. — 688 с.

Баранов Д.А., Баранова О.Г. и др. Ковш. Скобкарь // Русская изба : Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 195—199, 310—312. — 376 с.

Суров М.В. Глава III. Русская деревянная посуда // Вологодчина: невостребованная древность. — Вологда: Полиграфист, 2001. — С. 81—112. — 432 с.

Жижина С., Попова 3. Ендова, скопкарь и … // Наука и жизнь : журнал. — 1966. — № 10. — С. 44—49.

Ковш //Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. — 1953. — Т. 21. — С. 516. — 628 с.Ковш // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — 1973. — Т. 12. — С. 365. — 623 с.

a2j8i 7xj2bd0uzc2ztwgw8dpkd7ptpwj3p thnxibrxxngf1pkc2h qzssy0xw6wf pooatqxdjaubufruuprgc

Поиск

Журнал Родноверие