88486 dsc 0193 940x310 1
Плотницкие игрушки Русского Севера. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Деревянная игрушка — один из тех замечательных видов народного творчества, который и сегодня обладает большой жизненностью

Плотницкая игрушка
Северная игрушка
Топорная игрушка
Северная топорщина
Щепная игрушка

Игрушка Севера почти не изучена. Сегодня эта часть прошлого, вчера — один из наиболее массовых и замечательных видов народной резьба Архангельского и Вологодского краёв. Хотя массовая кустарная выработка деревянных резных игрушек прекратилась, ещё остались отдельные резчики, сохранились в деревнях детские игрушки-самоделки, местами можно найти в сельских домах и «старинные» скульптурные игрушки 70-90 летней давности.

Лучшие коллекции северных игрушек были собраны в 1910–30 годы, когда игрушечный промысел кормил множество селений. Дореволюционные находки были частично опубликованы в альбомах А. Бобринского и других изданиях, богатейшие поступления 1920-30 годов почти нигде не публиковались и до сих пор мало известны.

bd01c 88470 dsc 0219
Кукла-панка. Онежский берег Белого моря. Архангельская обл. Конец XIX в. Государственный музей этнографии народов СССР. CC BY-SA 4.0

Северная игрушка относится к группе наиболее простых деревянных изделий, таких, например, как мебель из корневищ и развилок, выдолбленные ковши и чашки, простейшие орудия ремесла, вырубленные топором из массива. Северная игрушка, непосредственно связанная с плотницким делом, развивалась как побочная отрасль этого ремесла.

Игрушками часто служили «отходы производства» в виде округлых балясин с маковкой наверху. или квадратных брусков с с фигурными концами, обрезков тесин с узорными кромками. и т.д. Игрушками становились отслужившие детали архитектуры (стамики-«солдатики» с крыши, резные наличники, украшенные головками коней). Вырубая дом, лодку или скамью, мастер попутно изготовлял из того же материала маленькие скамеечки и лодочки, сработанные в то же технике и формах. Многие игрушки служат как бы моделями «больших предметов». Таковы всевозможные детские корабли, якори, лопаты, бороны, сани, телеги, лодки, столы и стулья, ковши, бочонки, ведёрки, совки, гармошки, топоры, ткацкие станы, вальки и прялки (находки на Печоре и Кокшаньге в 1920-е гг.).

Создавая изобразительную игрушку — куклу или зверя, мастер и тут оставался плотником по преимуществу. Скульптурная форма вырубалась быстрыми, сильными ударами, очерчивалась прямым, симметрично расположенными плоскостями. Изделие получалось массивным, цельным и замкнутым по очертанию. Четко обозначались ясные геометрические объёмы, кубичные, шаровидные или пирамидальные. Сочетание этих объёмов, чередование выступов и углублений, прямых и округлых частей подчинялись крупному, чисто архитектурному ритму, выдерживались в величаво-простых пропорциях, создавали ту внушительность силуэта, которая присуща деревянным зданиям Севера.

4906d 88465 9
Кула-панка. Район Архангельска. 1888 г. Архангельский краеведческий музей. CC BY-SA 4.0

Лишь после того, как «построена» устойчивая и выразительная архитектурная балясина мастер слегка детализирует изображение, причём и тут стремится выявить общий, большой ритм, превращая. например, пуговицы на одежде куклы в крупные декоративные кольца, а швы платья — в глубокие желобки наподобие каннелюр или карнизов здания. Применяя подкраску, резчик, опять-таки следуя строительным традициям, кладёт её не везде, а только на отдельных участках, оттеняя объёмную композицию. Этому служит и геометрический выемчатый узор, скупой, но сочный, подчёркивающий гладь дерева игрой светотени. Он также играет не столько изобразительную, сколько архитектурно-декоративную роль: создавая намёк на оперение птицы, шерсть зверя, вышитую одежду куклы, орнамент образует ритмические акценты, выявляя основные оси, границы членений и направление всей формы.

В северной игрушке больше монументальности, чем динамики и повествования. Сюжетные группы почти отсутствуют. Круг изображений крайне ограничен: кукла, петух, водяная птица и конь, самые древние и устойчивые образы северно-русского фольклора.

Даже используя развилки и корневища, северный игрушечник, как и плотник-строитель, подчиняет естественную искривлённую форму спокойной, уравновешенной композиции. Чешскому резчику развилок ветви подсказывает очертания плясуна-музыканта, бойко изогнувшегося в живой залихватской позе. Мастер-помор, наоборот, обрубает случайные отростки, оставляя устойчивый, симметричный развилок, и превращает куклу в правильный треножник. Там, где фантазия норвежского крестьянина усматривает очертания причудливых змей, кусающих как бы сломанную руку человека, архангельский плотник видит плавный, ритмично круглящийся абрис шеи лебедя или коня.

Известно, что на Севере долгое время существовали резные «истуканы» — изображения домовых в виде пугающих портретных голов умерших предков. Подобные изображения, сходные с археологическими находками в Новгороде, ещё недавно можно было встретить в глухих районах Северного края, например, Чарозере, где им придавался особенно правдоподобный облик благодаря использованию настоящих одежд и головных уборов. Магические образы слабо отразились в резной игрушке. В ней никогда не выделяется лицо — этот главный элемент идольских голов. Отсутствуют символические знаки, ритуальные жесты и позы. Основой образа в игрушке служит живая натура, претворённая в обобщённую архитектурную форму.

Характер северных игрушек, при всей устойчивости основных признаков, исторически изменялся. В отдельных районах выработались местные, своеобразные формы. Сложились значительные центры игрушечного ремесла.

Печорские игрушки

Самые ранние сведения о резной самодельной игрушке Севера относится к концу XVIII века. Однако среди простейших печорских коней и кукол конца XIX века есть типы, очень похожие на недавно найденные игрушки древнего Новгорода. Без сомнения, эти плоские, вытянутые в виде бруска коньки на колёсах, могли удержаться на Печоре со времени колонизации края.

58a5d 88467 12
Конёк-поползуха. Некрашенный. Село Великовисочное, Печора. Конец XIX в. Архангельский краеведческий музей. CC BY-SA 4.0

Печорские игрушки, вообще наиболее архаичные и массивные, отличаются особой архитектурностью, кубичностью объёмов и лаконизмом резного узора. Конь, любимая игрушка детей Печоры и Мезени, даётся в самых разнообразных вариантах: в виде удобных салазок, низкой скамейки на колёсах, тройки коней, вырубленных из одного полена, коня, везущего дровни. Все чрезвычайно функциональные игрушки.

Игрушки Мезени

На Мезени особенно часто изображался конь с крутой, изогнутой кольцом шеей, на высоких ногах-тумбах. По объяснению местных жителей, это особая северная порода — «мезенки». Среди печорских кукол из селений Великовисочное, Усть-Цельма, Оксино, Гарево попадаются образы, напоминающие своей экспрессией негритянскую скульптуру. Печорские дети вырезали из дерева маленьких птичек, точно передавая, используя подкраску, особенности местных видов чаек, тупика, черны, свиси, кулика, дикого гуся. На Мезени любили яркую локальную окраску в зелёный, голубой, малиновый цвета.

Игрушки Поморья

К печорскому типу примыкают игрушки Поморья — такие же суровые, глубоко традиционные и монолитные. В Луде и Уне, на Онежском берегу, часто использовали природные развилки. Так возникли весёлые кони-«кобылки» из узловатых ветвей, трёхногие куклы-«мутовки» и куклы-«всадники» с длинными изогнутыми ногами. Они особенно выразительны благодаря тому, что дерево почти не обработано. Местами оставлена даже кора. Скульптор-резчик лишь выявил силой фантазии образ, заключённый в самом материале.

В Пушлахте и Яренге игрушки более профессиональные по выполнению. Строже и тоньше моделируются объёмы, узорно разрабатываются детали одежды, косы и платки на головах, пуговицы на сарафане. Однако все эти детали следуют принципу архитектурно-ритмического размещения. Общая композиция сохраняет все черты ярусной башни или балясины, построенной на игре кубических и шаровидных элементов, узких поясков и сочных подрезов, как в древнерусском зодчестве. Часто применяется особый способ выжигания узора раскалённым гвоздём. Датировка лучших образцов — 80-е годы XIX века.

Архангельская игрушка

С начала XX века появляется крашеная, натуралистическая по формам кустарная архангельская игрушка, копирующая фабричные куклы («купцы», «солдаты», «дамы в кринолинах» и т.д.). В характере объёмного построения, моделировки, статичности облика сохраняются традиции боле ранних кукол (по местному «панок»).

9bc56 88468 14
Карета-каталка. Шенкурский район, Архангельская обл. Конец XIX в. Шенкурский музей. CC BY-SA 4.0

Архангельские «кони» и «птицы» начала XX века (10-20-е гг.) плоски, забавны, ярко окрашены анилином, снабжены кудельной гривой, хвостом. Подобные игрушки изготовлялись шенкурским плотовщиками во время лесосплава.

Вологодская игрушка

Вологодская игрушка — более поздняя по стилю, более нарядная и забавная. Это кустарная массовая продукция, технически упрощённая, изготовленная с минимальной затратой материала. Общие типы глубоко традиционны и сходны с поморской игрушкой.

Главные районы, где создавались вологодские игрушки — Кириллов, Кадниковский уезд, окрестности Великого Устюга, — известны с XV–XVII веков как крупные центры производства деревянной посуды, мебели, разного щепного товара. В конце XIX–начале XX века, в связи с падением спроса на эти изделия, резчики-кустари перешли на игрушечное дело, сохранив традиционные навыки приёмы резьбы.

Кадниковские игрушки

Кадниковские длинные и узкие кони-колоды из берёзы и ольхи, окрашенные темперой черного и красного цвета, относятся к 70–80-м годам XIX века.

Кирилловские игрушки

Кирилловские игрушки 70–80 годов XIX века — наиболее массовые, имеют сходство с нижегородскими, которые возникли под влиянием северных образцов. Для кирилловских изделий характерна выразительность силуэта, угловатая обрубовка объёма, интенсивная окраска темперой, легкий мазковый расписной узор.

fdb87 88466 11
Конь-каталка. Кирилловский район, дер. Теряево, близ Ферапонтова, Вологодская обл.. 1920-е гг. CC BY-SA 4.0

Ремесленное производство игрушек заглохло вначале XX века. Традиции его сохранились до 1930-х годов в творчестве крестьян Кирилловского района (деревни Теряево, Малково) и сказались в самодельных игрушках окрестностей Каргополя.

Устюжские игрушки

Устюжские игрушки возникли на основе местных скульптурных швеек и ковшей конца XIX века.

Мало кому известно, что ещё недавно, в 1930-х–начале 1940-х годов, в окрестностях Устюга резали замечательную скульптурную игрушку, причём, по-видимому, работали потомственные мастера. Вот что было написано в местной газете в 1935 году:

…Игрушечные мастера в районе работают. но никто ими не интересуется. Вот игрушки кустарей из Шемогодского, Пушкаёвского, Щёкинского с/с. Там насчитывается свыше 15 игрушечников. Они выпускают забавные карусели, игрушку, изображающую лошадь в линейке с монументальным кучером на козлах. У этих игрушечников наблюдается стремление к новой тематике. Игрушечники, например, выпускают игрушечные автомобили, грузовики. Игрушечный промысел в этих сельских Советах некем не изучен, кустари до сих пор не объединены. Не пора ли собрать всеъ этих мастеров игрушки в одну артель?»…

Кустарные игрушки местного производства появлялись на рынке в Устюге и в 1940-х годах. В устюжской игрушке встречаются сценки из современной жизни (карусель, колесо обозрения, линейка с кучером). Куклы сохраняют большое сходство с «панками».

6d56d 88469 16
Конь. Великий Устюг. Начало XX в. CC BY-SA 4.0

Кони, как правило, черные, украшенные нарядной упряжью, укреплены на высоких прямых ножках, чаще всего поставленных на колёса. Игрушка очень празднична по цвету, сочна по пластике, функционально действенна и обладает большой декоративностью.

В творчестве современных вологодских резчиков, таких, как Л. Собакин, А. Лагирев, В. Селинский, В. Афанасьев, игрушка уступает место станковой статуэтке. Но, к сожалению, она излишне тематична, подражательна.

Творчество Владимира Афанасьева

Наиболее талантливым из современных резчиков был умерший в 1960 году Владимир Афанасьев. Резчик лучше и вернее других мастеров края показал живую действительность. Он наблюдал жизнь непосредственно в своей деревне на Шоле. Плотовщики, пастухи со стадом, рыбаки в лодке, которые «лучат» рыбу с острогой, колхозники, сметывающие стогоа. и пряха, сидящая на скамье со старинной, типично вологодской расписной прялкой, электромонтёр, устанавливающий динамик на столбе, — все эти сценки были схвачены неподражаемо свежо и остро.

Скульптура Афанасьева не менее массивна и монументальна, чем старинные куклы и кони. Но она богаче последних: круглые, как глыбы валунов, объёмы утратили аморфность и неподвижность, приобрели неторопливое и ритмичное движение. Здесь слились массивность некрашеной игрушки XIX века и декоративность, узорность более поздних щепных изделий. Цвет органично слит с пластикой. Прозрачная окраска не скрывает, а оттеняет дерево. Даже такие детали, как длинная нить в руках пряхи, огонь и дым костра, гребешки воли, зубья вил и грабель, решены сочно, объёмно, в великолепном пластическом обобщении.

Подобно старой северной игрушке, работы Афанасьева отличаются ритмической цельностью. Благодаря этому каждая группа похожа на маленький памятник.

Работам Афанасьева присущи элементы шаржа, экспрессия в передаче характерного движения (например, широкий шаг плотовщика и решительная хватка монтёра, обхватившего столб). Топорная могутность форм делает это движение особенно выразительным и сильным.

Возрождение

В последние годы в местной печати Севера, в частности Вологды, стали появляться статьи и заметки о необходимости изучения, а также возрождения старинных художественных промыслов, в том числе и резной игрушки. Общая мысль статей — важность творческого развития лучших народных традиций, необходимость объединения разрозненных художественных сил в одну систему, связанную с Союзом художников.

Деревянная игрушка — один из тех замечательных видов народного творчества, который и сегодня обладает большой жизненностью. Традиционные кони-каталки, кони-салазки, и кони-скамейки могли бы отлично служить и нашим детям. Полные юмора птицы и строгие куклы, кони-каталки, расписная игрушечная утварь, лодочки и карусели, медведи, поднявшиеся на дыбы, — все эти игрушки могут быть нарядным и дешёвыми, простыми и обаятельными, одинаково пригодными и для игры и для украшения комнаты.

Еще живы мастера, знающие приёмы резьбы. Надо всячески способствовать созданию на Севере своих народных игрушек. Они найдут спрос не только на месте.

Конечно, возрождая игрушечное дело, не следует повторять ошибок кустарных мастерских эпохи земства или Тотемской школы (это была первая в России школа игрушечного производства, открытая в 1899 г.). Там юношей заставляли копировать чуждые им образцы, например, швейцарские игрушки. У наших северных мастеров есть все замечательные традиции, которые необходимо изучать и развивать.

«Плотницкая игрушка». А.К. Чекалов

Современные плотницкие, топорные и щепные игрушки

1bbf8 88477 dsc 0035
Панка. Северная игрушка

73db2 88476 dsc 0407
Северная кукла-панка

0a272 88475 dsc 0170
Кукла-панка

fd9d3 88483 dsc 0030
Берегиня

429d8 88481 dsc 0029
Петух. Северная топорщина

10fbf 88473 dsc 0073
Конь. Северная топорщина

6699e 88479 dsc 0321
Панка в платочке

41f2a 88480 dsc 0449
Панка-матрёшка. Северная игрушка

3fb53 88472 dsc 0019
Конь. Северная топорщина

4c6e1 88471 dsc 0526
Ангел. Щепная игрушка

cc3c8 88485 dsc 0078
На коне. Щепная игрушка

cdbfe 88482 dsc 0432
Птичка-голубь. Щепная игрушка

28a07 88478 dsc 0036
Конь-каталка. Северная топорная игрушка

7f87e 77314 dsc2103
Панка

4a6d6 77310 dsc8809
Панка, XIXв, Русский музей СПб.

Приглашаем приобрести северную топорную игрушку в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Поиск

Журнал Родноверие