Род, по наиболее распространённым определениям, — божество судьбы, олицетворение судьбы человека. Однако случай с Родом может оказаться гораздо сложнее.

Р. Свержбенский предполагает существование божества по имени Рок , а не Род, с аналогичной областью и функциями. Узнайте больше о Року и его жрицах .

Род – бог сообщества людей

А.Гейстор ограничивает возникновение Рода областями восточнославянских земель и называет его «богом сообщества людей» и отмечает, что такие слова, как жезл или рождённый, если они не происходят от Рода, то имеют общий источник с ним. Подтверждением этому предположению может служить тот факт, что волосы мальчиков предлагались в качестве подношения родзанским женщинам, служанкам Рода , во время стрижки , знакомя их с родовой общностью мужчин.

А. Брюкнер относит счастье, удачу и успех к сфере деятельности Рода, подозревая, что Род разделяет компетенции с Долой . Учитывая тот факт, что родзанице, спутники Рода , плетут человеческие судьбы так же, как и скандинавские норны, предположение А. Брюкнера представляется имеющим серьезные основания.

Бог-Творец?

Тоже не Род сидит в воздухе, комья на землю бросает, и в этом рождаются дети (...) ведь творец всего Бог, а не Род

Древнерусский антропогенный миф

По мнению Рыбакова, Род мог быть богом-творцом, эфемерным божеством славян до того, как владимирский пантеон вышел из тьмы истории .

В такой интерпретации Род по своему творческому потенциалу напоминал бы христианского бога.

Божество плодородия

По мнению В. Будзишевской, Род — это божество плодородия — или урожая, в слове которого мы снова видим корень стержня :

Таким образом, Род будет богом жатвы и «урожая» — nomen Agentis и nomen actionis (...). Однако, поскольку Род должен был быть творцом людей, следует предположить, что понятие плодородия означало рост населения, животных и растений. Так что, возможно, это было бы просто божество плодородия.

В. Будзишевска

Это предположение расширяет сферу действия божества, наделяя его полномочиями, аналогичными силам белорусской Споры .

День Рода

Семье Рода и Родзани были совершены бескровные подношения хлеба, меда, сыра и крупы . Праздником Рода должна была стать Щедрая свадьба , приходившаяся на день зимнего солнцестояния (в зависимости от календаря праздник начинался с 21 по 26 декабря).

Расположение праздника Роды именно в этот день может указывать на его большое значение в славянской религии — дата этого праздника была заменена христианским Рождеством, одним из двух важнейших праздников литургического календаря, что, вероятно, было вызвано необходимость заменить сильный и устоявшийся языческий ритуал столь же увлекательным христианским праздником.

Род как домашний

Со временем жезл мог опуститься до уровня домашнего демона, охраняющего счастье и успех хозяев. Для Рода и Родзанича во время Праздника спаривания в угол избы бросали кутью .

Угол дачи – самое важное и священное место в хозяйстве, ведь именно здесь обитают духи-покровители дома. Со временем Род смог спуститься с небес в человеческие поселения и поселиться с другими демонами-хранителями в углу хижины.

Суд и Судички

На сербско-хорватском языке Рода и Роджанице назывались Суд (слово, имеющее общий корень со словом суд) и Судички (аналогично, от soditi — судить) .

Существующие отношения между Палатой представителей и судебной властью в целом должны были так или иначе существовать; возможно, владения этого бога не ограничивались плодородием, изобилием и гаданием. В эту концепцию укладывается интерпретация раннего верховного бога славян Ромуальда Свержбенского .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие