Согласно опросу, проведенному в 2008 году, до 40 процентов жителей Словакии наслаждаются народной музыкой и фольклором. Эта приблизительная цифра, вероятно, включает непопулярный среди молодежи "Духовой оркестр", а также более популярную оригинальную этно- и мировую музыку.
Когда одноклассник из Брезно эмигрировал в Америку в качестве "панка" для "socika", в течение года его матери пришлось присылать ему хореронийские песни на кассете. Он заявил, что у Sex Pistols идиотские тексты песен и что Балог действительно лучше и тяжелее. Подобные изменения происходят на наших глазах. Хип-хоп, техно и другие музыкальные, коммерчески развернутые течения проявляются в период полового созревания и после него, и слушатель рано или поздно приходит к вопросу о собственной идентичности. Он обнаруживает, что он не из Англии и не из Америки, и что он по-прежнему не хочет подчиняться ему в вопросах музыки, вкуса, дешевой философии и медийной политики. Пока этого не произойдет, он будет тратить деньги на записи модных песнопений, с которыми вскоре либо перестанет отождествлять себя, либо, в лучшем случае, будет смотреть на них со снисходительной улыбкой.
Некоторые молодые люди, наиболее невежественные и стадноподобные, думают, что недавнее рождение — это преимущество, и по какой-то причине они умнее или лучше старших. Это относится не ко всем, потому что настоящий бунтарь упрям даже в вопросе понимания возраста и имеет друзей в разных возрастных "слоях". Более или менее несомненно, что если те, кто сегодня гордится своей молодостью, не умрут преждевременно, не станут старше и им придется обрести иную уверенность в себе, то некоторые преуспеют в чем-то более оригинальном, чем год рождения, который снова станет интересным, возможно, через столетие. Если они не стали или не станут "холодными хиппи", "холодными панками", "холодными рокерами", "Холодным хип-хопом" и т.д., потому что даже сегодня летающий хип-хоп неизбежно вскоре превратится в "допотопные раскопки", им придется столкнуться художественно-философский вопрос "что дальше?"
Точно так же, как дерево в определенный период развития осознает, ощущает и реализует свою плодовитость, так и с людьми. Правда, не каждое дерево выживает в своей плодовитости, и не каждая культура выживает в своей креативности. Некоторые деревья увядают и передают силу своей гнили другим видам. Но некоторые деревья прорастают выше своих корней, и их потомство выживает. О реальном и духовном выживании — это немодно и некоммерчески, то есть духовность вне времени. Фольклор имеет к этому отношение.
Народная музыка и фолк на самом деле в буквальном смысле (этимологически) совпадают с поп-музыкой. "People" по-немецки означает "фолк", а латинский корень — "поп". Однако в сегодняшнем понимании народная музыка и фольклор являются более или менее оригинальными музыкальными видами, в то время как фолк (на Западе это слово означает фольклор) – это своего рода диленская форма кантра-музыки (Кантра — это американский фолк — фольклор, если не добавлять индийскую и эскимосскую музыку, которая сегодня это не "в ходу", в отличие от хип-хопа, который, несмотря на свое афроамериканское происхождение, является для дедушки как бы менее удачной мутацией старославянской колядки). Беспорядок, он же хаос в терминологии, предполагает, что номинальное значение слова и народное значение часто оказываются несовместимыми величинами.
Если сорока процентам людей нравится народная музыка и фольклор, то возникает вопрос, почему им не отведено 40 процентов места в рыночном механизме. Аргумент о том, что молодые люди меньше слушают ее и тратят на нее больше денег, был бы справедлив, если бы народная музыка и фольклор привлекали интерес, наряду с мировой музыкой меньшинств, этно-музыкой, нью-вуд-музыкой, paganmetal, metalfolk и т.д., а также другими жанрами, связанными с оригинальной музыкой и ее концепцией, по крайней мере 20 процентов. Однако, если 12% молодых людей не воспринимают народную музыку и ее фьюжн в основном эфирном времени, потому что, согласно опросам, у каждого восьмого молодого человека с ней хорошие отношения, это означает, что оригинальная музыка по какой-то причине подавляется, вытесняется, забывается. Похоже, что некоторые круги хотят превратить нас в культурную цензуру духовных мутантов. В то же время отвратительно и даже забавно, когда народная музыка печатается только в колонках типа "поздравления юбилярам" под кастрированной подборкой постоянно повторяющихся песен, когда на словацком радио их не десятки и не сотни, а десятки тысяч. Они находятся в архивах, и сегодня их не записывают, потому что западную музыку проталкивают в сша коммерчески, и она внедряется, продвигается и записывается, а следовательно, продается. Понятно, что творческая музыка летает быстрее. Но та, кто "летает", как правило, "креативна" только по западным образцам. Именно "мейнстрим" заменил коммунистическую цензуру менее жестоким, но более коварным способом. Отвратительный, омерзительный и добровольно неперевариваемый.