Если подойти к вопросу существования и сущности Славянских Богов в Древней Руси (IX—XII века) максимально критично, логично и скрупулезно, то не подлежит сомнению существование и божественная сущность только пяти и по-сути шесть имён Славянских Богов Древней Руси:..

1) Перун — глава Славянского Пантеона (Всебожья), Громовержец, покровитель власти и воинства (главный Бог Руси), Творец Мира...

2) Велес(Волос) — "скотий Бог", Бог богатства и поэзии, загробного Мира..

3) Огонь Сварожич ("Сварог") — Бог Огня, Покровитель кузнецов и главный посредник между людьми и Богами

4) Даждьбог (Хорс) — Бог Солнца и Его олицетворение, Бог плодородия.

5) Хорс (Даждьбог) — Бог Солнца и солнечного диска...

6) Макошь (Мокошь) — Мать Богиня и Богиня Судьбы (Божественная Пряха)

Их и можно по полному праву назвать основными(Главными) Славянскими Богами Древней Руси. Причём имена Перуна и Велеса по-сути известны ещё со времён балто-славянской общности (Perkūnas & Vels) и даже со времён праиндоевропейцев (Perkwunos & * uel). Существование других Славянских Богов в Древней Руси — спорно (априори дискуссионно), не понятна их божественная функциональность, они могут является просто эпитетами или другими именами (эпиклезами) данных шести Богов, просто Духи Природы, известны лишь по одному историческому источнику или божественные персонажи уже русского Средневековья, периода Двоеверия или ещё более позднего времени или вообще являются вымышленными или т.н. "кабинетными" персонажами...

Сейчас нужно чётко опираться на САМ Славянский пантеон Дреней Руси. На Славянских Богов этого пантеона Древней Руси с более или менее понятным божественным функционалом.

А вот с остальным поступать с научным подходом и серьезно Их обосновывать и объяснять их реальный божественный функционал. И включать по максимуму логику, учитывая общие индо-европейские параллели или вообще не использовать в современном Славянском Язычестве (Родноверии).

В той или иной степени этого касается (Кратко и бегло пройдусь по списку):

1) Сварог (Огонь Сварожич — тогда роль Оня Сварожича ясна и понятна. И она важна априори)

2) Ярило (Ярун) — явно связан с Ярой (Весной) — культивировать Весной (Ярой)

3) Род и Рожаницы — ( покровители деторождения и рода и И х роль в этом важна)

4) Мара (Морена) — ( изначально мифологический персонаж низшей мифологии, связанный со смертью)

5) Лада — вообще сплошной ? или вообще плод кабинетный мифологический персонаж. Версия в том, что Она жена Перуна и Сварога явно ошибочная и новодельная.

6) Жива -тоже сплошной ?

7) Хорс — по-сути дублирует функционал Даждьбога и скорей всего иранской происхождение

8) Додола (Перуница, Пеперуда) — скорей всего жена Перуна и Богиня Грозы, Молнии и Дождя.

9) Семаргл — персонаж с непонятными функциями, как бы не крутили вокруг иранского крылатого пса. ( вообще не вижу смысла Его включать в нынешний Славянский пантеон и культ)

10) Мать — Сыра Земля ( в принципе Божественный функционал ясен и понятен и культ оправдан и очень важен)

11) Лель и Леля — под ?

12) Троян — под большим ?

13) Купала (Купало) — божественное олицетворение соответствующего праздника

14) Коляда — божественное олицетворение соответствующего праздника

15) Святовит (Свентовит) — главный Бог Арконы, балтийских славян, связан с войной и победой и Светом. Скорей всего на Руси — это именно Перун...

16) Стрибог — скорей всего Славянский Бог Ветра и Воздушного простора (Известен из пантеона Древней Руси).

И т.д.

P.S.

"Что мы знаем о личных божествах славян" — назвал свою статью 1885 г. А. Кирпичников. О многих Богах сообщения поздние, сомнительные, о других неизвестно ничего, кроме имени.

"Строго говоря, — заключил он свою статью, — из всех Богов русских непоколебимо может вынести критику только один Перун..."

(Кирпичников 1885: 65)

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Стрибог воин

Поиск

Журнал Родноверие