Мифологический цикл ирландских саг восстанавливается прежде всего по 'Книге захватов Ирландии" — обширной компиляции Х1 вв. Описываемые в ней события привязаны к легендарной истории Библии и Античного мира /чему была причиной двойственная эрудиция хри­стианских монахов/. Однако, сквозь средневековую ученость "Книги Захватов" проглядывает древнее языческое содержание. Еще в 19 в. Жюбенвиль трактовал данное произведение как не­кую ирландскую теогонию, в которой за сменой волн пришельцев на острове видны акты творения и борьбы света и тьмы.

Важное значение для понимания мифологических образов принадлежит также не входящей в 'Книгу Захватов Ирландии" саге "Битва при Маг Туиред". 3 ней языческие боги показаны во всем великолепии.

Спустя годы, морс отхлынуло назад, обнажая сушу и в Ирлан­дию пришла новая волна колонистов, тысячи мужчин и женщин. Их привел некий Партолон "из края греков с востока". Колонисты расчистили четыре долины, построили дороги и постоялые дворы, принесли медицинские знания и искусство пивоварения. /согласно теории трех функций Ж. Дюмезиля их можно считать носителями идеи плодородия/. Однако, партолонянам в борьбе за остров пришлось столкнуться с фоморами — морскими великанами, сведущими в колдовстве, одноногими, однорукими и одноглазыми /их имя-"нижние демоны" увековечено в названии фоморских островов/.

Люди победили своих врагов, но вскоре погибли от какой-то загадочной болезни.

Следующее вторжение на Эрин возглавил Немед /от слова "священный"/, прибывший из Греции через Скифию. При нем к ландшафту Ирландии добавились еще четыре озера и двенадцать долин. Но после смерти Немеда и жены его Махи между их сыновьями — Старном, Иарбонелом и Фергусом начались раздоры. Воспользовавшись этим, демоны-фоморы наложили на немедян изнурительную дань. тогда последние обратились на родину, в Грецию за помощью. Помощь прибыла в виде войска, в котором были жрецы и какие-то невиданные ядовитые животные. Общими силами немедяне изгнали демонов. Однако, когда гордые победи­тели попытались напасть на заколдованный северный остров фоморов; их стеклянную башню, те вызвали бурю. Корабли Фергуса погибли в буре, а Старн и Иарбонел с остатками своих людей бежали, первый в Грецию, второй на далекие северные острова.

Прошло время и потомки Старна решили вернуться. Из кожаных мешков они сшили лодки и во главе с Делом /"Прославленный"/ добрались до Ирландии, где получили многозначное имя Фир Болг /"Надутые"/. Возможно, оно означает также "люди с кожаными мешками". /Ж. Дюмезиль обратил внимание на еще одно толкование: "бешеные", указывающее на воинственный характер данного племени/.

Фир Болг плодолжили уполядочивание жизни в Ирландии. Они упрочили значение священной королевской власти и основали традиционное деление острова на пять частей-королевств. "Знание — на западе, битва — на севере, изобилие — на востоке, музыка — на юге, власть — в центре"/.

Но на смену Фир Болг — воинам, уже готовились прийти Племена Богини Дану /они же туаты — "могущественные"/. В узком смысле они олицетворяли магическую власть, в широком — представляли основную группу богов древних кельтов. Поэтому уместно дать их подробное описание.

Богиня Дану /"богатство", "процветание"/ признавалась прародительницей туатов. Первым королем был Нуаду, чье имя значит "собиратель облаков" и связано с небесной стихией. Племена богини Дану и появились на острове, окутанные густыми облаками.

Одним из наиболее видных их представителей являлся Дагда /"Добрый бог"/, известный также под именем Эохайд Оллатар /"Отец всех"/ и Руайд "Рофесс /"Красный, многомудрый"/. Его образ вобрал в себя представления кельтов о всемогущем божестве потустороннего мира и подателе урожая.

Царство Дагды начиналось у источника реки Бойн, заключавшего в себе божественную мудрость. Орешник, росший возле него ронял в воду плоды, которые, попадая в реку, давали отведавшему их полноту знания. Сам же потусторонний мир кельты воображали залом пиршеств с неиссякаемым котлом Дагды и изобилием свинины /ср. со сканди­навской Вальгаллой/.

Добрый бог мыслился, как великан с могучей палицей, одним концом могущей поразить сразу девятерых, другим же — вернуть их к жизни. /Ее возили за Дагдой на повозке/. Супругой Доброго бога считалась обожествленная река Войн, сыновьями Кермайд, Бодб Дерг и Мак-Ок /"сын юного"/, он же Энгус. Последний являлся покровителем влюбленных и был особенно популярен; согласно легенде, поцелуи Энгуса превращались в птиц и летали над его головой.

Дочь Дагды — Бригиту /"вершина"/, покровительницу мудрости, врачевания и кузнечного дела, часто представляли птицей с человеческой головой или в виде трех журавлей, стоящих на спине быка /такова она на галльских памятниках/. Когда же богиня являлась в человеческом образе, над ней сверкал огромный огненный столб.


“Дагда.”(А. Фанталов, 1998)

Брат Дагды — Огма, называемый "солнечноликим", сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и поэтическим искусством. Он считался создателем огамического письма, которым ирландцы пользовались в дохристианскую эпоху. Предания описывают его старцем, одетым в звериную шкуру, с дубиной и луком со стрелами. До нас дошли также изображения Огмы, ведущего группу людей, уши которых прикованы цепочками к языку бога. Ж.Дюмезиль видит в этом персонаже черты "бога-связывателя", сходного с индийским Варуной.

Среди других представителей Племени Дану выделяются Гоибниу — бог-кузнец; Диан-Кехт — бог врачеватель и, конечно, же Луг /"Сияющий"/- бог света ирландский и общекельтский. Интересно его происхождение:

"И случилось Племенам богини заключить мир с фоморами, и Балор, внук Нета отдал свою дочь Этне Киану, сыну Диан Кехта. Чудесным ребенком разрешилась она и был это сам Луг" ( Битва пли Маг-Туиред //Предания и мифы Средневековой Ирландии, изд. московского Университета, 1991). Со временем, бог света заслужил прозвание Самилданах — "Госгюдин ста ремесел" /почти буквально соответствующее имени индийского мифологического персонажа Вишвакармана/ и сделался также хранителем тайных знаний.

Несколько особняком от туатов стоит Мананнан сын Лера, божество, связанное с морем. Обычно он описывался как всадник, ска­чущий верхом по волнам или едущий по ним на колеснице. Мананнан был еще и хозяином особого потустороннего мира на Острове блаженных — так называемого Эмайн Аблах, где росли золотые яблоки вечной моло­дости.

Воинственные кельты также высоко почитали богинь войны: Морриган /"Великая королева"/ и ее сестер Маху и Бадб. В облике ворон носились они над битвой, предвещая победу или гибель.

Ирландская псевдоисторичеекая традиция связывает туатов с потомками Иарбонела, укрывшимися на северных островах, где они постигали "премудрость, магию, знание друидов, чары и прочие тайны, пока не превзошли искусных людей со всего света ... Из Фалиаса принесли от Лиа Фаль /камень/, что был потом в Таре. Вскрикивал он под каждым которым, кому суждено было плавить Ирландией. Из Гориаса принесли они копье, которым владел Луг. Ничто не могло устоять пе­ред ним или перед тем, в чьей руке оно было.

Из Финдиаса принесли они Меч Нуаду. Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уж не мог от него уклониться, и был он воистину не­отразимым. Из Муриаса принесли они котел Дагды. Не случалось людям уйти от него голодным…

Появились Туата де Дананн в Илландии и густые облака окутывали их… В первой битве при Маг Туиред победили они Фир Болг и поразили сто тысяч воинов во главе с королем Эохайдом.

Уцелевшие Фир Болг бежали к фоморам, оставив своим победителям остров. К несчастью в сражении Нуаду отрубили правую руку. И хотя Диан-Кехт изготовил ему новую из серебра, что двигалась словно живая, королем он уже быть не мог.

И решили туаты отдать престол Бресу, женатому на Бригите, дочери Дагды. Матерью нового короля была Эри, женщина из Пле­мен богини Дану; отца же его никто не знал…» (Битва при Маг Туиред).

Некогда, неизвестный воин, прекрасный видом, явился к туатам на серебряном корабле. "До самых плеч спадали его золотистые волосы. Платье его было рас­шито золотой нитью, а рубаха золотыми узорами. Золотая пряжка была у него на груди и от нее исходило сияние бесценного камня. Два копья с серебряными наконечниками и дивными бронзовыми древками держал он в руках. Пять золотых обручей были на шее воина, что нес меч с золотой рукоятью, изукрашенной серебром и золотыми заклепками" (Предания и мифы средневековой Ирландии. — М.: Изд. Московский университет, 1991// Битва при Маг Туиред, с.34).

Не устояла перед незнакомцем Эри. Откуда же ей было знать, что в обличье прекрасного воина скрывался король демонов-фоморов Элата?!

От своего отца Брес унаследовал демонские черты и печаль­ным было его царствование. Умолкли барды и филиды, прекратились пра­зднества. Три правителя фоморов — Индех, Элата и Балор обложили Ирлан­дию данью. "Сами великие мужи принуждены были нести службу: Огма таскал дрова, а Дагда возводил крепости — это он построил крепость Бреса.

И к тому же, Дагде пришлось отдавать третью часть своей еды уродливому слепцу со ртом на груди по имени Криденбел. И тяжко страдал от голода Добрый бог.

Кончилось терпение туатов и сложили они про Бреса первую позорную песнь / широко распространенный в древней и средневековой Ирландии сатирический жанр.

"Без пищи, что явится быстро на блюде, без молока коровы, в утробе которой теленок, без жилья человечьего в темени ночи, без платы за песни поэтов пребудет пусть Брес" (там же, с. 37). А затем потребовали от злого короля оставить трон. Однако Брес уговорил их подождать семь лет, а сам отправился в сторону фоморов.

Предстала его глазам бескрайняя равнина со множеством людских сборищ. Обратился Брес к ним за помощью. Величайшие герои фоморов — Балор и Индех собрали свое воинство. "Сплошная вереница их кораблей тянулась от островов чужеземцев до самой Ирландии. Дотоле не знала Ирландия силы грозней и ужасней, чем войско фоморов".

После ухода Бреса, Нуаду снова стал королем. Но тут некий воин явился к Племенам Богини и предложил им свою помощь. Это был Луг.

Решили испытать воина туаты и спросили, что он умеет делать. "Я плотник, кузнец, герой, играю на арфе, сведущ в делах Старины, чародей, кравчий и медик " — был ответ. И хотя всеми этими ремеслами и владели Племена Богини, но не было среди них никого, кто был бы искусен во всем. И пропустили Луга в столицу.

Поднял тогда Огма величайший камень, сдвинуть который под силу лишь восьми десяткам упряжек быков и метнул его через мои за стены крепости. Желал он испытать Луга, но тот зашвырнул его далеко на середину королевского покоя. "А затем взял арфу и погрузил туатов в сон на день и ночь. "Грустную песню сыграл им воин и все печалились и плакали. Песнь смеха сыграл он потом и все они веселилсь да радовались.

Увидев, сколь многоискусен Луг, решил Нуаду уступить ему трон, думая, что поможет он избавиться от ига фоморов.

Узнал новый король о нашествии врага и удалился тогда с мудрейшими из Племен Богини — Дагдой и Огмой на Глеллах Доллайд. туда же явились и Нуаду, Гоибниу и Диан Кехт. И целый год держали совет.

Стали думать боги, как послужат они своим искусством против фоморов. Обещал Гоибниу, что ни один наконечник, откованный им, не пролетит мимо цели. А Диан Кехт обещал, что исцелит любого, кого бы ни ранили в битве. Дагда, Огма и Нуаду обещали яростно сражаться с врагами. А затем пришли чародеи и друиды с колдунами и тоже давали клятвы. Сказали они, что обрушат на фоморов все великие горы Ирландии, низведут на в лагов огненные ливни с небес, оживят камни, дерн и деревья и двинут их в бой.

Наступила осенняя пора. И встретил Дагда на реке Униус женщину. "Девять распущенньх прядей волос спадали с ее головы" (там же с.40). то была Морриган -богиня войны, "великая королева". Поведала богиня Дагде, что ступили уже на землю Эрина фоморы. Отправился тогда Добрый бог в лагерь фоморов, дабы задержать их, покуда не приготовятся к битве туаты. Согласились демоны на перемирие, но в насмешку король Индех : велел сварить огромное количество козлятины, свинины и баранины и заставил Дагду съесть под угрозой смерти. Еле добрался домой Добрый бог, волоча свою раздвоенную палицу.

Встреча противников произошла на том же самом месте, что и схватка туатов с Фир Болг и получила название "Второй битвы при Маг-Туиред. Согласно традиции, она случилась в одно время с падением Трои.

"В день великого сражения выступили фоморы из лагеря и встали могу­чими несокрушимыми полчищами, и не было среди них вождя или героя, что не носил бы кольчуги на теле, шлема на голове, тяжелого разящего меча на по лее, крепкого щита на плече да не держал в правой руке мо­гучего звонкого копья. Воистину биться в тот день с фоморами было, что пробивать головой стену, держать руку в змеином гнезде или под­ставлять лицо пламени.

... Поднялись против них Племена Богини Дану. Возгласил Луг, обходя свое воинство на одной ноге и прикрывая один глаз. (Поза, дающая человеку прикосновение к грани двух миров). "Громкий клич испустили воины, устремляясь в битву и сошлись, и принялись разить друг друга". (Предания и мифы средневековой Ирландии. — М.: Изд. Московский университет, 1991// Битва при Маг Туиред).

Тут увидели фоморы, что сраженные насмерть воины Племени Богини Дану наутро бьются снова. А это Диан Кехт погружал их в чудесный источник Слане. Забросали тогда фоморы его камнями. И начали гибнуть туаты. Воитель Огма победил короля Индеха, но и сам был сражен в поединке. Нуаду с Серебряной рукой и Маха дочь Эрнмаса пали от руки Балора. "Дурной глаз был у Балора и открывался только на поле брани, когда четверо воинов поднимали веко проходившей сквозь него гладкой палкой. Против горсти бойцов не устоять было многотысячному войску, глянувшему в этот глаз.

Вот как был наделен он той силой: друиды отца Балора варили однажды зелья, а Балор тем временем подошел к окну и проник в его глаз отравленный дух того варева.

И сошелся Луг с Балором в схватке. — Поднимите мне веко, о воины, — молвил Балор, — дабы поглядел я на болтуна, что ко мне обратился. Когда же подняли, веко Балора, метнул Луг камень из своей пращи и вышиб глаз через голову, так, что воинство самого Балора узрело его". (Предания и мифы средневековой Ирландии. — М.: Изд. Московский университет, 1991// Битва при Маг Туиред).


“Поединок Луга с Балором.”(А. Фанталов, 1998)

Бросился владыка фоморов в бегство, а Луг гнал его через Ирландию, не давая пощады. Тут-то признал Балор внука. Стал король демонов просить бога света, дабы тот, сразив его, водрузил отрубленную голову на свою; тогда мол, счастье и доблесть Балора перейдут к победителю. Срубил страшную голову Луг, но воздвиг ее на каменный столб. Потек из черепа яд и расколол тот столб на куски. (Поединок Луга с Балором является центральным эпизодом всего мифологического цикла и относится к широко распространенному в различных мифологиях типу сражений светлого бога с чудовищем, олицетворяющего тьму и хаос. Губительный взгляд владыки фоморов можно с поставить с взглядом медузы Горгоны, славянского Вия, индийского Аурвы).

Саму же битву Племен богини Дану и "нижних демонов" сравнивают с борьбой сыновей Адити и асуров /Индия/; Олимпийцев и титанов /Греция/; асов и хримтурсов-великанов /Скандинавия/.

Интересно, что у валлийцев есть сага "Бранвен,дочь Ллира",которую можно трактовать, как описание войн туатов с фоморами с точки зрения последних/.

Взвилась тогда Морриган перед войском туатов и пропела песнь "Движутся в бой короли..." Бросились ободренные Племена богини на демонов и обратили их в бегство до самого моря. Не многим фоморам удалось спастись. В их "числе был филид Лох Летглас, зеленый наполовину от земли до макушки. Пощадили туаты и предателя Бреса, за что тот по­ведал ирландцам, как обращаться с землей.

"Пусть пашут во вторник, поля засевают во вторник, во вторник пусть жнут. Так спасен был Брес".

Когда же утих шум битвы, Морриган возвестила о яростной схватке и славной победе величайшим вершинам Ирландии, волшебным холмам, устьям рек и могучим водам. Но затем вышла ее сестра Бадб, женщина с огромным ртом, в дырявом плаще, слепая на один глаз"... Предрекла она конец света и всякое зло, что случится в ту пору, каждую месть и бо­лезнь. Вот как пела она:

Не увижу я света, что мил мне.

Весна без цветов, скотина без молока,

Женщина без стыда. Мужи без отваги,

Пленники без короля,

Дурные времена,

Сын обманет отца,

Дочь обманет мать.

С той поры среди туатов начались распри, затронувшие и величайших ив них. Жена Луга изменила ему с сыном Дагды Кермадом. За что бог света поразил последнего копьем. Дагде пришлось тогда долго искать магические зелья, пока он не воскресил сына. А затем внук Доброго бога Мак Куйл убил самого Луга. Мак Куйл и его братья Мак Кехт и Мак Грене стали тремя королями Племени Богини Дану.

На этом беды не кончились. Морриган родила чудовищного сына Мехе, имевшего три сердца, пронзенные змеями. Чтобы они не выросли и не погубили все вокруг, Мак Кехт убил Мехе, а змей сжег. (Предания и мифы средневековой Ирландии. — М.: Изд. Московский университет, 1991// Старина мест).

И вот явился в Ирландию некий Ит, увидевший в ясный весен­ний вечер остров с высокой башни. Этот Ит бил родом ив синов Миля — гойделов, великого народа, захватившего Иберию /Испания/. Испугались тогда три короля, что приведет он в их страну свой могучий народ и убили Ита. Но прознали о том Сыны Миля и решили отомстить.

На многочисленных кораблях приплыли они в Ирландию. Долгое время гойделы не могли подойти к острову — мешал и чары туатов, вызвавших бурю. Потонул один их кораблей в волнах.

Но вот, наконец, удалось Сынам Миля пристать к берегу. Первым из них на землю Эрина ступил поэт и провидец Аморген Глуингел. Увидел он три горы и на каждой ив них богиню – Банба, Фотла и Эриу. Это были хранительницы острова. Заговорили они с поэтом и каждой Аморген обе­щал назвать страну ее именем. Имя Эриу же провозгласил главной из трех. А взамен она предсказала Сынам Миля вечное владычество над Ирландией.

Обрушились Сыновья Миля на Племена Богини в битве при Слиаб Мие и победили их, но погибла Скота, жена Эримона. Сравились гойделы с туатами при Лифе и вновь одержали победу. А затем случилась страшная битва при тальтиу, где погибли три коро­ля племени Богини Дану и три королевы и сломлено било господство туатов. И тогда призвали туаты великого и могущественного Мананнана, дабы рассудил он их с сыновьями Миля.

"И сказал Мананнан, что надо воинам разойтись по сидам в хол­мах и приветливых долинах Ирландии... и всякому из Племен Богини Дану, кому должно было иметь поселение и достойное жилище, тому назначил Мананнан особое место для каждого благородного воина и даровал им Фет Фиада, из-ва чего и били они невидимы, пир Гоибниу, дабы отвратить от королей смерть и старость и свиней Мананнана, чтобы могли убивать их и снова были живы те свиньи" (Воспитание в домах двух чаш. //Предания и мифы средневековой Ирландии. — М.: Изд. Московский университет, 1991. С.88).

С тех пор подземная Ирландия стала царством туатов, а сами туаты — обитателями холмов, сидами. Называли их также "добрым народом" Наземная же Ирландия досталась людям — милезянам. А на месте битвы под Тальтиу был учрежден Самайн — ежегодный праздник /с 12 октября по 1 ноября/. Грань миров в эти дни исчезала и туаты могли быть видимы смертными.

Ниже приводятся сюжеты двух саг, показывающих, как дальше развивались отношения между людьми и сидами.

"Сватовство к Этайн".

Был среди сидов могущественный чародей Элкмар. Супруга его, Боан /Бойн/ полюбила она Дагда и тайно родила от него сына, по имени Энгус /Мак-Ок/. Мальчика отдали на воспитание Мидиру из сида Бри Лейт.

Вырос Энгус и отправился он к своему отцу Дагда, просить себе владение. Тот же научил сына, как отнять сид Бруг /место,где сохра­нились докельтские мегалитические сооружения/ у Элкмара. Пришел Энгус в день мира к безоружному Элкмару, обнажил меч и требовал у него королевскую власть на день да ночь. Уступил чаро­дей. Но когда окончился срок, сказал Энгус, что Бруг дан ему навсегда, ибо "...не бывает в мире иного, кроме дней и ночей" (Сватовство к Этайн// там же, с. 60). Элкмар ушел в изгнание, Боанд же стала женой Дагда.

Однажды разгорелся между жителями Бруга спор. Мидир же хотел рассудить их. Вдруг попал ему в глаз прут из остролиста. Отправился Мидир к Диан Кехту и тот исцелил рану. Но не утешился хозяин Бри Лейт и потребовал у Энгуса возмещение — сосватать ему красавицу Этайн, дочь уладского короля. Согласился помочь Мак Ок и внес за девушку громадный выкуй. Вместе с Дагдой расчистил он двенадцать, до­лин, отвел двенадцать могучих рек и отмерил столько золота, сколько весила дочь ко тюля. Привел Мак Ок Этайн к Мидиру.

Стала Этайн хозяйкой в Бри Лейт. Прежняя жена Мидира, колдунья Фуамнах решила погубить девушку. Пригласила она Этайн к себе в покои, ударила прутом и превратила в лужу воды. А сама ушла в дом своего отца, "затем жал от очага, земля да воздух стянули воду и обернулась она в красную муху. Была эта муха не меньше головы война и не сыскать было прекрасней ее во всем свете. Слаще песен волынок, арф и шгов были звук ее голоса и жужжание крыльев. Словно драгоценные камни в сумерках сверкали ее глаза..."( Там же с.64). Всегда была муха подле Мидира и знал тот, что она Этайн.

Спустя некоторое время, явилась в Бри Лейт Фуамнах и были с ней Луг, Дагда и Огма. Подняла колдунья могучий ветер, подхвативший Этайн, Семь лет носило несчастную по всей Ирландии, пока не упала она измученная на грудь Мак Ока.

Подхватил тот девушку в обличье красной мухи, поместил ее в солнечный покой и облачил в пурпурное одеяние. И куда бы не от­правлялся Мак Ок, повсюду следовала за ним Этайн.

Узнала об этом злобная Фуамнах, пришла в Бруг, когда не было там Энгуса и снова наслала вихрь. У нее ветер Этайн в Улад и упала мушка в золотую чашу супруги героя Эмара. Проглотила ее жен­щина вместе с питьем и родила прекрасную девочку, которую назвали Этайн.

Между тем, вернулся Мак Ок к себе и не нашел Этайн в стеклянном солнечном покое. Бросился он в погоню за Фуамнах, догнал и отру­бил ей голову.

Прошли годы. Стал верховным королем людей Ирландии Эохайд Айрем и решил он выбрать себе королеву, разослали гонцов во все стороны острова, дабы найти самую красивую девушку. И привели к Эохайду Этайн, стала она женой короля.

Брат же Эохайда Айлиль Ангуба полюбил Этайн и тяжко заболел. Когда отправился верховный король в путь по Ирландии, признался Айлиль в любви его жене. Согласилась Этайн прийти к брату мужа своего на свидание ради исцеления его.

Но одолел Айлиля сон и вместо него явился некто другой. "Не с тобою был мой уговор" сказала ему Этайн, — откройся же, кто ты, пришедший ко мне?..." "Мидир из Бри Лейт — отвечал человек. ...Это я вложил в душу Айлиля страсть, что пожрала его плоть и кровь ... Пойдешь ли со мной ты, коли согласится на это сам Эохайд?

- С охотой пойду — овечала Этайн.

Вернулась она домой и нашла Айлиля живым и здоровым.

Как-то в ясный летний день Эохайд Айрем поднялся на воз­вышение крепости:

"Вдруг увидел он перед собой незнакомого воина: до плеч покрытых пурпурным плащом, спускались его золотистые волосы. Светились его голубые глаза. В одной руке держал он пятиконечное копье, а в другой щит с белой шишкой и драгоценными камнями". То был Мидир. Предложил он верховному королю сыграть с ним в фидхелл /ирландские шахматы/. Проиграл Мидир Эохайду пятьдесят чудесных жеребцов и удалился. Приходил он и в следующие дни и проигрывал снова и снова. Лишился хозяин Бри Лейт пятидесяти свиней-трехлеток, пятидесяти красноухих коров с белыми красноухими телками, стреноженными бронзовыми цепочками, да пятидесяти баранов с тремя квасными головами, да тремя ногами у каждого.

Наконец, сказал Мидир, что ставкой в игре будет то, что каждый из них пожелает. И в этот день выиграл бог. Потребовал он себе Этайн. Попросил король у хозяина Бри Лейт месяц отсрочки. Сам же созвал к себе во дворец лучших воинов со всей Ирландии. В означенный день увидели все прекрасного Мидира, идущего по королевским покоям.

Отказался Эохайд отдать богу Этайн, разрешил лишь обнять ее посреди дворцового зала. Взял Мидир "... свое оружие в левую руку,а правой обнял Этайн и унес ее с собой через отверстие в крыше дворца. "Потом заметили в небе двух лебедей, летевших в сторону Бри Лейт.

Пустились Эохайд Айрем и воины его в погоню. Пришли они на север и стали срывать волшебный холм. Явился тут Мидир и сказал, что вернет Этайн королю, если тот узнает ее.

"На другой день утром увидели воины пятьдесят женщин, лицом и одеждой во всем схожих с Этайн. " Велел король Ирландии им разливать напитки войнам. С двух сторон подходили к котлу красавицы. Узнал Эохайд свою жену и увел ее с собой.

Однажды беседовали верховный король Ирландии и Этайн во дворце и опять явился им прекрасный бог. «Скажи мне, доволен ли ты?» — спросил Мидир – «Вполне» — отвечал Эохайд. «Я тоже доволен, и знай же, что понесла твоя жена, когда была со мной и родила на свет дочь, что сидит сейчас подле тебя. А жена твоя осталась со мной и теперь ты снова отпустил ее».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие