Хараппская цивилизация. Приход индоариев. Веды. Система варн
Древнейшей цивилизацией долины страны была цивилизация долины Инда — хараппская, названная по имени крупнейшего города — Хараппы (другим ее известным центром являлся Мохенджо Даро). Она существовала на протяжении 3 тысячелетия до н.э. Хараппцы строили благоустроенные каменные города, с развитой системой канализации. Видимо, в культурном и экономическом отношении их цивилизация была тесно связана с шумерской.
В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам — современному неиндоевропейскому населению страны, сдвинутому, правда, на юг полуострова. Духовная сфера хараппцев известна не очень хорошо, наиболее ценным источником по мифологии религии являются печати с изображениями различных божеств и животных (например, рогатое божество со скрещенными ногами в окружении зверей, напоминающее шумерских богов и, еще больше, кельтского Цернунна).
Эта цивилизация погибла по не вполне ясным причинам, одной из которых, по-видимому, было вторжение индоариев.
Индоарии, одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, пришли на полуостров с Северо-востока. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского (у них не было городов, и, более того, настоящие города у них начали появляться лишь через сотни лет после завоевания страны) за двумя существенными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы использовали боевые колесницы. Из истории мы знаем, что, это давало серьезные преимущества над неповоротливыми армиями древневосточных государств, будь то Ближний восток, Центральная Азия или Индостан. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием (в частности, знаменитыми боевыми топорами). Все это, вкупе с воинственностью, позволило индоариям стать хозяевами субконтинента.
Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства (все сказанное относится не только к индоариям, но и вообще индоевропейцам той эпохи в целом). Но совершенно иначе дело обстояло в духовной сфере.
Индоариям принадлежат Веды — замечательный памятник древнейшей религиозной литературы. Существуют четыре веды — Ригведа (Книга гимнов), Самаведа (Книга напевов), Яджурведа (Книга жертвоприношений), Атхарваведа (Книга заклинаний). Наиболее знаменита и важна с точки зрения сохранения мифологического наследия Ригведа.
Она представляет собрание гимнов, авторы которых обращаются к многочисленным богам.
Индоарийское общество характеризуется варновой системой, отраженной в ведах. Первоначально существовали три варны — брахманы, кшатрии и вайшьи. Брахманы — жречество олицетворяли религиозно-духовную власть. Кшатрии — военное сословие осуществляли государственно-политическое руководство. Вайшьи — торговцы и земледельцы занимались непосредственно хозяйственно-производственной деятельностью.
Разумеется, это в какой-то мере теоретическая концепция. Из более поздней эпохи мы знаем, что царями становились и брахманы и даже вайшьи, узурпируя тем самым функцию кшатриев. Но все же, данная концепция активно проводилась в общественную жизнь.
Магадха и Маурьи. Греки, кушаны. Буддизм и дхармы. Гупты
Первые века после индоарийского завоевания окутаны дымкой легенд. Но в течение первого тысячелетия до н.э. на полуострове начинают формироваться государства, наиболее сильным из которых стала Магадха, расположенная в долине Ганга. Некий Чандрагупта (по преданию вайшья) захватил в нем власть и превратил в империю, охватившую весь индийский субконтинент. По имени установленной династии новорожденная империя называется державой Маурьев.
Вскоре у традиционной индийской религии появился опасный конкурент — буддизм. Он вырос из традиционных представлений, но прошедших интеллектуальную переработку. Характер этой переработки наглядно проявляется в представлении о метампсихозе — перерождении.
В традиционном представлении индоариев, душа человека после его смерти воплощается в новом живом существе. Что это за существо и какая ждет его судьба, зависит от поступков, совершенных в предыдущей жизни.
Буддизм же говорит о "дхармах". Дхармы, в упрощенном понимании, представляют кусочки некоей мозаики из которых "собирается" личность. После смерти индивида они разлетаются, смешиваются с другими дхармами и образуют новую личность. То есть, бессмертна не душа, а дхарма, которая терпит боль и получает наслаждение.
Когда в Индии возникла держава Маурьев, ее царю Ашоке (внуку Чандрагупты) буддизм показался более приемлемой идеологией для централизованной империи, чем древние ведические культы, теснее связанные с локальными правителями и сообществами. Как мы знаем, данная коллизия повторялась неоднократно, унифицированные религии вытесняли культы древних богов (зороастризм в персидской империи, христианство в римской, ислам в арабской). Однако, из всех оформленных идеологий подобного рода, буддизм оказался наименее пригоден в качестве идеологии централизации. Империя Маурьев существовала менее полутора веков и распалась, после чего Индия превратилась в объект вторжений с Северо-Запада (греко-бактрийцы — наследники Александра Македонского, ираноязычные кочевники саки и кушаны).
Во втором веке нашей эры правителям все той же области в долине реки Ганг удалось создать новую национальную державу. Она была менее обширна, чем империя Маурьев (занимая бассейны рек Инд и Ганг и не простираясь на юг полуострова) но более устойчива. Ее правители Гупты (по имени которых и называлась новая держава) также покровительствовали буддизму. От этой эпохи осталось большое количество памятников религиозной архитектуры и скульптуры
Держава Гуптов просуществовала три века, но в 6 в. н.э. стала отступать под натиском новых пришельцев с Северо-Запада — горцев эфталитов. Однако старая область Магадхи продолжала оставаться центром господства буддизма. В 7в. н.э. ее правитель Харши сделал еще одну попытку построения империи.
Но ситуация резко изменилась. В течение тысячелетия господства буддизма, древние ведические культы, изгнанные из столицы и брльшинства крупных городов, не умерли. Они былы тесно связаны с населением племен сельских районов. И, когда в 7 веке на Северо-Западе страны, под влиянием метисизации возникла новая этно-социальная группа — раджпуты, брахману Кумарилле удалось их принять реформированный брахманизм в качестве официального мировоззрения.
Брахманы, раджпуты, касты. Индия и мусульмане. Современность
Здесь мы сталкиваемся с чрезвычайно интересным и редким случаем успешной "мифологической реставрации". Случаи временного возврата язычества нередки: история Юлиана Отступника в Риме 3 в.н.э.; время Хакона Ярла в Норвегии конца 10 вв.; полабские славяне, шведы и Русь князя Святослава 10 в.н.э., Венгрия 11 в. н.э. Но везде данные попытки были недолговечны и заканчивались крахом. Однако, в случае с Индией история таки "повернулась вспять".
Разумеется, Кумарилла возродил не простое язычество. За время сосуществования с высокоинтеллектуальным буддизмом брахманы многому научились. Реформированное учение получило название "индуизм" и состоит в почитании Тримурти — триады великих богов: Брахма, Вишну, Шива. Первый олицетворяет творящий принцип вселенный, второй — сохраняющий, третий — разрушающий.
Надо сказать, что к такому триадизму тяготели многие индоевропейские (и не только) мифологические системы: греческая (соответственно, Зевс, Аполон, Дионис); древнепрусская — балтская (Диевас-Окопирм, Потримпс, Патолс); летто-литовская (Диевас, Перкунас, Велс). Но лишь в Индии он был доведен до совершенства.
Говорить о соответствии Брахмы, Вишну и Шивы определенным варнам нет оснований (хотя это и соблазнительно). Можно сказать лишь, Брахма не является объектом массового почитания, и, таким образом, мы имеем дело с "дуализмом" Вишну — Шива. Шиваизм охватывает верхи и низы индийского общества, в то время как вишнуизм господствует среди могущественного среднего класса страны. При этом если говорить о философских спекуляциях, то оба божественных принципа тяготеют к слиянию в некое единство и, таким образом, к монотеизму.
Раджпутам, несмотря на некоторую свою инородность, удалось войти в варну кшатриев (с этого времени "кшатрий" и "раджпут" стали почти синонимичными понятиями), окончательно сломить правителей Магадхи и искоренить в Индии буддизм. Децентрализованная система раджпутских княжеств под формальным правлением династии Праттихаров охватила почти всю страну. Эта система, возможно, являлась в некотором отношении возвратом к древнему устройству индоевропейцев на стадии великих походов 2 тыс. до н.э.
Грандиозные перемены произошли не только в области идеологии. Появилась система каст (которые иногда ошибочно отождествляют с варнами). Касты это не столько социальные, сколько профессиональные группы. Причем если брахманы и кшатрии/раджпуты практически не образовали каст, сохранив варновую целостность, то Вайшьи и шудры поделились на тысячи кастовых групп. Переход из одной касты в другую был крайне затруднен, почти невозможен. (Кстати, цыгане, вероятно, происходят от муштика и домба каст певцов и музыкантов, вышедших из Индии в конце первого тысячелетия нашей эры).
Однако, решив национально религиозную проблему, раджпутский индуизм не решил проблему, как бы сейчас сказали, безопасности страны. Дело в том, что когда в 11 в. н.э. в Индию начали вторгаться мусульманские армии Мухамеда Газневи и его преемников Гуридов, децентрализованные княжества раджпутов не могли им эффективно противостоять. Проблема усугублялась и малочисленностью военного сословия Индии и абсолютной невозможностью вооружить представителей иных каст по идеологическим причинам.
Индия стала жертвой завоевателей. Дальнейшее политическое развите страны происходило в русле мусульманской государственности. Двекрупнейшие державы средневековтя — Делийский султанат и империя Великих Моголов. Лишь на юге страны сохранялись независимые индуистские княжества.
Но здесь мы сталкиваемся с еще одним удивительным фактом. Индийская культура, сплоченная системой каст и индуистской религией оказалась настолько зрелой, что сумела противостоять идеологии завоевателей (в отличие от, например, зороастризма). Индуисты в течении всего времени оставались большинством населения страны. Более того, мусульманские владыки вынуждены были смириться с тем, что зачастую на местах сохраняли власть раджпутские князья. При императоре Акбаре (16 в.н.э.) была сделана попытка соединить исламскую и индуистскую доктрины, к сожалению неудачная. Тем не менее, в русле этих интегративных процессов возникла новае религия — сикхизм.
Индуизм пережил и английское завоевание и попытки христианизации. В настоящее время население страны составляет один миллиард человек, абсолютное большинство из которых составляют приверженцы традиционной религии. И, после обретения независимости в стране возникла религиозная индуистская партия — Бхарата Джаната Парти, которая в настоящее время является одной из главных партий Индии.