16 марта 2020 в возрасте 47 лет из жизни ушел Лев Прозоров, который предпочитал, чтобы его называли Озаром Вороном. Не можем сказать, что мы были друзьями и вообще были близки, Прозоров был одним из, пожалуй, наиболее предвзятых критиков теории мерянского субстрата у великороссов и мерянского этнофутуризма. Тем не менее, как верно замечает наш друг и автор, владимирский археолог Тимур Галкин, увлеченность Прозорова темой истории Древней Руси могла направлять не только читателей, но и нашу редакцию и коллег на новые темы. В таких случаях принято вспоминать ушедшего человека.

Слово кандидату исторических наук, ведущему научному сотруднику Заповедника «Зарайский Кремль» Тимуру Галкину:

Возникшая в последние несколько недель ненормальная ситуация со статьей о Л.Р. Прозорове на «Википедии» требует на мой взгляд решительного вмешательства и пояснения ряда аспектов.

Прочитав всю ветку рассуждений, любезно скинутую мне коллегой В.В. Долговым, я понял, что основной причиной, из-за которой статью о Прозорове могут удалить это его некая «малозначимость».

Часть 1. Идеологическая.

1. Я собственно так и не понял «а судьи кто?», т.е. кто тот удивительно умный и скромный (оба слова в «») человек, решивший, кто значимый а кто нет? Претензии к Прозорову, как я понимаю, строятся на том факте, что все без исключения его работы вызывали критику профессионального сообщества. Об этом ниже. Тот факт, что Прозоров действительно популярный писатель не вызывает ни какого сомнения. По роду деятельности я объехал практически всю европейскую Россию, от моря до моря. И точно могу сказать, что книги Прозорова есть практически в любом не только областном, но и районом центре. Это неоспоримый факт. Даже в небольшом Зарайске, откуда я пишу сейчас эти строки.

2. Как идеолог неоязыческого движения Прозоров также сыграл свою, и очень значимую роль. Не вдаваясь в религиозный диспут, я хочу отметить, что, не называя себя «волхвом», и наоборот часто весьма остро критикуя данную субкультуру Прозоров очень многих привел если не к научному, то к научно – популярному изучению истории Древней Руси. Причем, уведя этих людей от книг типа «русские славяно-арийские веды» и прочих сочинений пациентов психиатрических больниц. На личном примере могу отметить, что поскольку как оппонент я следил за его творчеством и имел все его книги, в данный момент их у меня все разобрали для чтения как приятели, так и бывшие студенты, которые во многом благодаря этим книгам избавились, например от навязчивых бредней о «Велесовой книге» и прочих сомнительных сочинениях.

Резюмируя первую часть: Прозоров безусловно наиболее известный и авторитетный автор в неоязыческой среде. Причем, насколько это было возможно в силу его собственных увлечений, привлекавший внимание – ярко, талантливо, провокационно и, не могу этого не признать, часто научно.

Часть 2. Научная.

«Википедия» очень много и полно цитирует мою работу Галкин Т. О. Славянские «варяги» Л.Р. Прозорова или снова «антинорманизм» // Merjamaa — Мерянское наследие России. — 2016, из чего уже можно сделать вывод о том, что я не согласен с Л.Р. Прозоровым практически по всем научным вопросам. Наше общение, и в период обсуждения мною, так и не выпущенной ВАК статьи о связи культа Велеса и строительных жертвоприношениях, зафиксированных археологически в древнерусских городах, и обсуждение автореферата моей диссертации, где Прозоров так и не смог открыть глаза на огромное количество археологического материала подтверждающего финское и скандинавское влияние в погребальном обряде Волго-Окского междуречья и тот факт, что вскоре он (проявив «лучшие» «подростковые» качества) просто «забанил» меня для дальнейшего общения, все это не дает никому возможность обвинить меня в «заинтересованности» в данном вопросе.

Тем не менее, увлеченность Прозорова темой, и его действительно меткие замечания не могли направлять не только меня, но и моих коллег, кто занимается Древней Русью на некоторые новые темы, которые увы, (в моем случае) так и не получили развития.

Небольшое отступление, при несопоставимости значения и влияния, я всё же хочу привести примеры 2 корифеев, которые занимаясь схожими темами, так же допускали ошибки и подвергались критике. И если Б.А. Рыбаков на критику своего рыхлого и во многом фантастического двухтомника о язычестве ответить уже не смог, то великий и ужасный Л.С. Клейн после критики славистов признал свою ошибку о сохранении реликтового Перуна на Кавказе (см. Л.С. Клейн Воскрешение Перуна), но и в том и в том случае это был научный поиск, обогативший нашу науку.

Приведу один пример пользы творчества Прозорова, даже со всеми его заблуждениями и ошибками. В 2017 году мною была подготовлена обширная, и достаточно критичная рецензия на научно-популярную книгу «Мифы о Древней Руси. Историческое расследование». Издательство: Эксмо, Яуза. Год: 2016». Собственно, рецензия в своё время была заморожена из-за этических причин на Прозорова опять завели дело по «Русской» статье, а в таких условиях я счел невозможным вступать в какую-либо полемику с человеком, попавшим под репрессии системы. Сейчас же смысл этой рецензии отпадает, ибо как говорили умные римляне — Mortuo non maledicendum.

Тем не менее, рассуждения в главе 7, о мифах Куликова поля натолкнули нас на мысль, которую я позволю себе здесь озвучить. Безусловно, Прозоров частично боролся с ветряными мельницами, всем историкам было понятно, что никакими монахами Ослябя и Пересвет не являлись, но и писал он это для обывателей, а не для узкого профессионального сообщества, но вот что интересно. Как говорил Шерлок Холмс «Ищите мотив». Зачем вообще кому-то понадобилось превращать Ослябю и Пересвета в монахов?

Фрагмент нашего обсуждения с одним коллегой, данной темы, действительно поднятой именно Прозоровым.

1. Родственники оных товарищей.

В конце XIV в. в ближайшем окружении митрополита Киприана действительно находились сородичи Осляби. В то же время сам Киприан находился в натянутых отношениях с великокняжеским домом (и прежде всего с Дмитрием Донским, которого он анафемствовал). Поэтому в конце XIV в., когда еще были живы свидетели Куликовского сражения, сочинение легенды о двух якобы монахах было совершенно исключено (из-за упомянутых выше непростых взаимоотношений главы церкви с

великокняжеской семьей). А в более позднее время уже сами Ослябины потомки совершенно затерялись в среде служилой знати, и посему не обладали достаточным авторитетом для организации подобных лже-прославлений своего предка.

2. Великокняжеская власть.

Совершенно непонятно, почему на роль "героев Отечества" были "избраны" не свои же собственные подданные, а по сути, люди посторонние (Пересвет и Ослябя являлись выходцами из-под Брянска).

3. Троице-Сергиев монастырь.

Тут непонятно, почему после битвы тела Пересвета и Осляби оказались не в Троице, а в Москве, на Старом Симонове (где якобы их могилы находились вплоть до прихода Советской власти; хотя скорее всего это уже были кенотафы-новоделы или фальсифицированные захоронения).

4. Старый Симонов монастырь.

Вот это, пожалуй, — единственная зацепка. Как раз перед Куликовской битвой Симонов монастырь стал утрачивать свой авторитет, так что у его властей вполне мог появиться соблазн сочинить легенду о двух монахах. Однако неясно, почему монахи эти были "чужие", не из стен самой обители; кроме того, поскольку новый "культ" невольно бил по престижу других московских монастырей, непонятно почему те не выступили против фальсификаторов.

Собственно из всего этого вывод может быть только один: очень трудно представить, чтобы вся эта история о монахах была выдумана от начала до конца книжником рубежа 15-16 вв. В этом плане особо показательна историчность обоих персонажей, причем Пересвет в ранних источниках упоминается как лицо светское. То же самое отмечает и А.А. Горский, при этом однако не задумываясь вот о чем: если все так и было, то выходит, что книжник был весьма самонадеян и глуп, поскольку не только он один имел доступ к письменным источникам, и стало быть, пытливый читатель вполне мог бы при желании вывести его на чистую воду. Поэтому скорее всего сюжет о монахах бытовал в устной среде; насколько он (сюжет) историчен, насколько он соотносится с личностями Пересвета и Осляби, и вообще, когда он возник и как развивался в течение 15 в. — все это уже совершенно иная проблема, более близкая скорее филологам нежели историкам».

Это тот небольшой пассаж, который породило обсуждение только 1 главы для рецензии. Я показал вам кусочек нашей «кухни» что бы вы понимали, к каким порой неожиданным выводам и на какие тропы могут нас увести разборы пусть и ошибочных и часто очень самонадеянных работ, как у Прозорова.

Подводя итог: я совершенно точно уверен, что страницу необходимо сохранить, добавив в неё больше проверенных фактов.

В конце – концов это просто неэтично, устраивать сейчас пляски на костях.

С уважением,

К.и.н., в.н.с. Музея – Заповедника «Зарайский Кремль» Галкин Т.О.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Введение в геомантию

Поиск

Журнал Родноверие