Всего две декады остаются до одного из главных праздников славянского языческого календаря-Купалы. Хочется еще раз сказать о том, в чем его смысл.

Самое первое : когда Купала?

Немало исследователей язычества в настоящее время утверждают, что Купала-это ни в коем случае не один-единственный день, пусть даже такой важный, как летнее солнцестояние, но, по аналогии с другими великими языческими праздниками-целый ПЕРИОД времени.

Так рассуждают как раз те, кто действительно начинает задумываться над сутью, и с их утверждением нельзя не согласиться.

Купала-это период времени, и достаточно протяженный. А попытка определить границы этого периода уже будет неразрывно связана с вторым вопросом : что же есть Купала?

Во всех культурах, где сохранились традиции празднования летнего солнцестояния, оно неразрывно связано с Огнем и Водой, а также растительным миром.

У славян часть купальских обрядов «перешла по наследству» празднику Троицы.

Также этот период-время активизации потусторонних сил, получающих некоторую свободу.

Обычно гуляния эти предполагают в своем сценарии проводы Солнца и встречу его нового восхода-то есть привязаны и к нашему светилу, а также отражают символику Света и Тьмы.

Разгул нежити, ряженые окрутники, участвующие в скоморошинах, обряды очищения, увеличение магической силы трав и колдовских обрядов вообще говорит нам о том, что мы имеем дело с серьезной «пограничной», то есть переходной точкой года.

Но переходной ОТКУДА и КУДА?

Своеобразным «началом» купальского периода можно назвать Ярову ночь, или Бельтейн-время, когда, выражаясь образно, Чернобог «передает власть над миром» Белобогу.

Сейчас я не имею ни малейшего желания вступать в спор с теми, кто дочитал досюда только лишь для того, чтобы заворчать, что ночь с 30 апреля на 1 мая-точка очень условная, имеет происхождение от времени первого выгона скота на пастбища и потому не может иметь привязки к определенной дате. Проверьте сами, есть ли сила в Бельтейне, или нет-но прислушивайтесь при этом к природе, к своим собственным ощущениям, а не просто скептически и предвзято смотрите в написанную кем-то книгу.

С Яровой ночи сила Света в мире ощутимо начинает расти в ущерб Тьме. Это видно даже наглядно по тому, как существенно прибывает день.

Вот ЭТО и создает некий дисбаланс, открывая врата из Ино для духов и пробуждая в природе потаенные силы.

Первая седмица мая-Вешние Деды, время поминовения предков. Затем Семик с его чествованием «заложных» покойников, Русальная неделя с разгулом разнообразных духов и нежити. Главного накала ситуация достигает как раз ко дню летнего солнцестояния.

Все просто трепещет от силы, готовой выйти из-под контроля. Коло года готово сорваться со своей оси, если не замедлить и не сбалансировать его бег.

Потому справедливо считают точку солнцестояния временем очень опасным для людей мало сведущих. Хотя апофеоз купальского таинства, о котором речь пойдет ниже, наиболее уместен как раз в этот момент, обычно массовые празднования Купалы проводят после указанной даты(и это, как мы увидим чуть ниже, вовсе не лишает торжество смысла), а непосредственно на солнцестояние радеют узким кругом лишь опытные практики.

Возвращаемся к символике точки.

Самый длинный день и самая короткая ночь. Чаша со Светом, наполненная практически до краев, лишь единой капли не хватает.

Если этой каплей опять станет капля Света, баланс двух сверхстихий Мироздания безвозвратно нарушится, и Мироздание не выдержит такого конфликта.

Но последней каплей, падающей в чашу на летнее солнцестояние, становится капля Тьмы. И ВСЕ меняется.

Мир начинает восстанавливать утраченный баланс, стремительно уходя от опасной точки, а сила, до этого-хаотическая, «сырая»-становится плодотворной.

А если посмотреть на Землю в этот момент из космоса, то можно увидеть, как она стремительно удаляется от несущего Свет Солнца во Тьму космической бездны, приближаясь к афелию-точке своего максимального удаления от светила.

Этот процесс занимает порядка двух недель после солнцестояния и завершается достижением Землей афелия ( в текущем году-5 июля), когда мир окончательно восстанавливает баланс Света и Тьмы-не равенство еще, но уже отсутствие угрозы разрушения.

Лето движется на жару, но Солнце уже-на зиму.

Вот ЭТО и есть окончательное завершение купальского периода.

Единение неединимых начал-Света и Тьмы-в обрядности олицетворяет мистериальный брачный союз стихий, являющихся их своеобразными олицетворениями-Огня и Воды.

На практике это может быть представлено сакральной «свадьбой» Ярилы, представляемого чучелом с ярко выраженными мужскими признаками, и Мары в образе куклы или, нередко, срубленной березки.

После символической «свадьбы», скоморошин, связанных со «смертью Ярилы» Его чучело сжигают на огне, бросают в воду или уничтожают каким-либо другим способом. То же проделывается с чучелом Мары.

Кульминацией «свадебного союза» может стать огненное колесо, скатываемое в реку, или даже просто потушенный в воде факел.

Таинство совершено, и мы провожаем Божественных супругов, чтобы Они занялись исполнением Своих обязанностей.

Опять же, говоря о традиционности символизма венчания Огня с Водой, мы часто не задумываемся, а ЗАЧЕМ оно нам надо?

Просто потому, что дошло из традиции?

Но огненное колесо в реку-это не просто зрелищная развлекуха(хотя не без этого)))

Смысл данного деяния мы можем легко увидеть в природе, в том, что происходит в ней в этот период.

Купала-это буйное торжество жизни, роста растений-неотъемлемого атрибута праздника.

А ЧТО нужно, чтобы они лучше росли?

Горячий Огонь Солнца с одной стороны, и живительная Вода-с другой. Только при условии сочетания ОБОИХ этих факторов бурно развивается Жизнь.

Вот для чего мы играем ЭТУ свадьбу.

Кроме того, купальские празднества посвящены обрядности очищения и принятия силы от Огня и Воды.

Чтобы достигнуть в этом смысле желаемого, логично будет почтить отдельными требами Богов-покровителей этих стихий. Под тем именем и в тех ликах, которые вы считаете верными и правильными.

Хочется убедительно заявить, что мы вполне допускаем тот факт, что имя «Ящер» могло возникнуть в прошлом веке в результате попыток разобраться в данном вопросе академика Б.А. Рыбакова.

Имя-но не Сам Бог-Змей, присутствующий в абсолютном большинстве традиций народов мира. Сила, связанная со всеми стихиями, стоявшая у истоков Мироздания, способная приносить благо, но при этом почти всегда остающаяся опасной, угрожающей и деструктивной не в силу своей злобы, а исключительно по специфике своей сущности.

Почитание змей в славянской традиции, совмещенное с опасливым и обережным отношением к ним подтверждает, что и наши предки не были в данном плане исключением.

Вполне возможно, в «чистом виде» этого Бога воспринимали даже не сами славяне, а их предки. И судить о том, существует Ящер, или нет, может не тот, кто умозрительно размышлял об этом на диване или балконе, а как минимум тот кто не раз стоял в ночи в темной воде затерянной где-то в дебрях реки во время радения. Там нет книг. Там НАСТОЯЩЕЕ язычество.

Точно так же можно сказать и про Владыку Огня, в честь Которого мы возжигаем направленный в темное Небо Купалец.

Как вы чтите Его-Сварогом, Огнебогом, да хоть Семарглом-исключительно ваш выбор.

Суть в том, что почтить Его требой, как и Владыку Вод-тоже необходимо.

Для нас Он-Сварог, Отец Солнечного, Земного и Пекельного Пламени.

Можно и вовсе не персонифицировать стихии в Божьи лики, просто обращаться к ним, как к Батюшке Огню и Государыне Воде. Вариантов может быть множество-суть одна, в результате общая для всех их.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие