Часто вы слышите от людей, мнящих себя суперсветилами славянского язычества: ваши обряды — новодел, и вообще все долбославы, кроме я?))
Амбиции, самомнение, высокомерный подход в стиле «мы для вас уже все придумали, нечего там отсебятиной заниматься!»))
А давайте посмотрим, какой подход к данной теме у тех язычников, чья традиция не прерывалась?
«Один Бог знает, как нужно ему молиться, а человеку трудно, даже невозможно знать об этом; пусть, стало быть, всякий молится так, как умеет...»
— говорят жрецы народа мари.
Предлагаем Вашему вниманию выдержку из книги "Календарные праздники и обряды марийцев":
"...76-летний Максим мне все больше и больше нравился, чем более я с ним говорил. Он рассказал мне, что вот уже лет 40, а, пожалуй, и больше, читает он везде и всегда молитвы, причем ему часто помогает брат.
Федор на 15 лет моложе и далеко бодрее своего брата, хотя волосы столь же поседели. Разница между ним и братом заметна и в другом отношении: Максим далеко величавее и бесспорно знает больше своего брата, но память ему уже изменяет подчас, как и слабеющий голос.
Федор с большей торжественностью может прочитать молитвы, больше придать им выражения. Оба сознают важность своего дела и говорят о нем с любовью, даже увлекательно.
Мне невольно пришло в голову все, что было писано об этих черемисских жрецах со времен г.Миллера до гг.Знаменского и Риттиха: почти везде языческие жрецы выставлены плутами, обманывающими народ, распространяющими заблуждения и отрывающими от церкви новообращенных.
Мне приятно было встретить совсем другой тип жреца — простого, честного черемисина, простосердечно убежденного, что он делает что-то хорошее, молясь своим богам Сӱрем. Кӱсӧ (Праздник летнего жертвоприношения) и сохраняя старые обряды.
Не нашел я в них, в этих двух жрецах, ни малейшей замашки пропагандировать свое языческое учение о Боге.
Добряки откровенно сознавались, что они только так и умеют молиться, как молились с детства, выучившись заветным молитвам от своих предшественников; никто им не старался растолковать, чем христианство лучше той религии, которую они хранят.
О христианстве они почти ничего не знают, поэтому в простоте души думают, что если они учат соплеменников молиться как-нибудь, то и тогда уже делают доброе дело.
Седые жрецы пришли к весьма последовательному для них выводу:
«Один Бог знает, как нужно ему молиться, а человеку трудно, даже невозможно знать об этом; пусть, стало быть, всякий молится так, как умеет. А кончать (уничтожить) нашу веру, надо и нас кончать (истребить)».
Эти слова, по моему мнению, имеют весьма важное значение и объясняют очень многое, а всего прежде — неуспех христианской проповеди." [с. 95-96]
Источник
Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып. 1: Сб. материалов. — Йошкар-Ола: Марнии, 2003. — 286 с., илл.
Фотографии представлены из открытых источников (Интернет).
Материал подготовлен с помощью Михаила Иванова.
*До сих пор на некоторых молениях в роще можно услышать мелодии, сыгранные на марийских гуслях.