Пигалкина Светлана Николаевна, аспирант.

Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); Институт государственной службы и управления (ИГСУ)

Аннотация: В статье рассматриваются материалы журнала «Родноверие» с начала его издания в 2009 году и до настоящего времени. Анализ разнообразных по своей тематике статей журнала позволяет по-новому взглянуть на ситуацию в современном языческом движении в России.

Ключевые слова: родноверие; неоязычество; российское неоязычество; журнал; славянские традиции.

В России на сегодняшний день выходит большое количество религиозных изданий, но лишь немногие из них посвящены проблемам неоязычества. Одним из таких изданий стал журнал «Родноверие», представляющий интерес для специалистов как источник по неоязычеству. В данной статье предпринята попытка анализа материалов журнала.

Издает журнал Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры.

Первый номер журнала вышел в 2009 году. На момент написания данной статьи последний номер журнала датировался апрелем 2015 года. Всего за весь период из- дания журнала вышло десять его номеров.

Журнал выходит с периодичностью один – два раза в год.

Учредителем и руководителем проекта является глава Союза Совета Славянских Общин Славянской Родной Веры Вадим Казаков. В каждом номере он публикует свои авторские статьи и роман «Летопись вятичей», рассказывающий о древней истории ранних славянских племен.

Первые номера находятся в свободном доступе в интернете, остальные продаются на различных неоязыческих сайтах. Цена колеблется от 250 рублей за новые номера до 700 рублей за более ранние выпуски.

Каждый номер журнала состоит из постоянных разделов: Явь, Правь и Навь.

Номера тематические: славянская женщина, воинское искусство, славянское творчество, загробная жизнь и т.д. Как и многие другие журналы, каждый номер «Родноверия» открывается вступительным словом главного редактора – Максима Ионова (Белояра).

Журнал является крайне важным источником информации о развитии современного российского язычества. Тематика статей разнообразна: от исследований об Илье Муромце до правил питания. Но все они касаются различных аспектов славянской культуры и традиций с древнейших времен и до наших дней.

Ведущей темой журнала являются славянские традиции в период до принятия на Руси христианства. Авторы стараются напомнить своим современникам о многих забытых вещах в духовной и материальной культуре наших предков: о традиционном русском костюме, об устройстве дома, ремеслах, свадебном и погребальном обычаях, о значении определенных предметов, металлов и растений в жизни человека и о многом другом.

Журнал призывает изучать свадебные традиции славян с целью их применения в современных брачных церемониях: «Готовясь к собственной женитьбе, мы с суженым обратились к родной славянской, русской культуре. Ведь никакие китайские «лягушки удачи» не дадут нам такого благополучия и лада, какой даёт Родная Земля, тысячелетиями носившая наших предков и вдохновившая их древние и мудрые традиции» [1,35].

Любопытно, что авторы используют термин «фэн-шуй по-русски», рассказывая об устройстве дома согласно русской традиции [2,14-15].

Все номера издания ярко иллюстрированы, в том числе и картинами современных языческих художников. Некоторые номера включают интервью с ними.

Так в № 10 от 2015 года размещено интервью с художником Сергеем Суворовым (Велеяром) [3,13-16]. В беседе художник называет свой стиль «этническим футуризмом», в рамках которого он возвращается к традиции европейского и Русского Севера, не отрицая при этом достижений современности.

В № 8 от 2014 года дается развернутое интервью с участниками хора «Суроварг», в котором они рассказывают о своем творчестве и жизни в старейшем эко- поселении России – этнокультурном центре «Колосвет» [4,5-7].

Подобные материалы содержат сведения о современном языческом искусстве и его представителях.

Практически в каждом номере размещены объявления о неоязыческих собраниях и мероприятиях, что позволяет читателю быть в курсе общественной жизни сообщества. В № 7 за 2013 год община Кола Рода приглашает всех желающих на празднование кологодних вех [5,57]. В №5 2011 года опубликовано приглашение в Минск на IV Международную научно-практическую конференцию «Традиционная культура славян в XXI веке» [6,18].

В журнале встречаются материалы о расологии, роде, нации. Так, в № 5 2011 года дается обширная статья под названием «Проблемы восприятия расовой мысли», в которой раскрывается понятие расологии и доказывается ее состоятельность как науки [7,48-53]. К той же тематике относится статья «Мышление как отношение развития рода» в № 9 2014 года [8,36-42]. Материал «Воинство и раса» в № 6 2012 года рассказывает об отношении различных народов к военному делу [9,38-41].

Практически в каждом номере есть статьи, посвященные героям древнерусского эпоса: Илье Муромцу, Василию Буслаеву, Алексею Поповичу и т.д. В статьях говорится не только о культурной значимости былинных персонажей. Такие герои являются идеалом для современных язычников.

Интересны статьи, рассказывающие о языческих традициях разных народов России и других стран. Этими публикациями подчеркивается единство языческой традиции во всем мире. Рассказывается о верованиях народов России (манси, карелы и т.д.) и о верованиях язычников в других странах, прежде всего севера и северо- востока Европы.

В № 9 2014 года публикуется статья в память о лидере восстановления и сохранения этнической культуры балтов, главе литовской этнической религиозной организации Ромува – Йонасе Тринкунасе [10, 74]. В ней авторы «Родноверия» рассказывают о своем знакомстве с ним, деятельности Ромувы и ее лидера и высказывают соболезнования в связи с его кончиной.

В № 10 2015 года вышло интервью с главой крупнейшей общины родноверов в Исландии Йоурмундиром Инги, в котором он рассказывает о язычестве Исландии – Асатру [11, 35-37]. Беседу вел Дилан Берг, английский писатель из США, а затем она была переведена на русский язык одним из авторов журнала. В своем интервью Йоурмундир Инги рассказывает об истоках Асатру и основном произведении германско-скандинавской мифологии – «Эддах».

Некоторые статьи посвящены организации и ведению родноверческой общины. Так, статья «Общинное строительство», опубликованная в № 6 2012 года, рассказывает о том, какие задачи должна выполнять община, каким общепризнанным родноверческим лидерам можно доверять, в какие объединения родноверов можно вступить [12, 10-12]. В 2012 году общепризнанными лидерами российского язычества, по мнению автора статьи, считались: Велеслав, Богумил, Вадим Казаков, Антон Платов, Иггельд, Озар Ворон. Из организаций он выделил ССО СРВ (Союз славянских общин славянской родной веры), КЯТ (Круг языческой традиции) и «Велесов круг». Этот материал является чрезвычайно важным для исследователей.

Интересны псевдонимы авторов «Родноверия». В основном это старославянские имена: Велеслав, Доброслав, Белояр, Мирослав, Чистосвет, Ярополк, Богумил, Рада, Яримир и т.д.

В именах авторов «Родноверия» встречаются такие приставки-прозвища, как Сокол, Ворон, Витязь, Волхв. Имена авторов часто являются производными от названий растений – Ракита, Осока, Василек.

Такие псевдонимы еще раз напоминают о близости язычества с природой и с дохристианской культурой Руси.

Встречаются такие, например, имена как Волк Бусый. Так зовут одного из героев одноименной книги писателя Марии Семеновой, автора целой серии фантастических романов – «Волкодав» и «Валькирия». Или статьи под псевдонимом Иггельд. Это имя одного из героев книги писателя Юрия Никитина «Куявия».

Авторы «Родноверия» знакомы с произведениями русских писателей-фантастов, творчество которых оказало немалое влияние на развитие неоязычества в России.

Цель журнала, на наш взгляд, – создание идеального образа современного язычника, человека, по своим личным качествам (героизму, смелости, выносливости) близкого к героям русских былин. Этот человек свято чтит древние традиции своей родной земли, уважает своих предков, но при этом не отказывается от благ и достижений современной цивилизации. В идеале он живет в экопоселении, где ведет свое собственное приусадебное хозяйство. Придерживается здорового образа жизни, по возможности занимается в секции славянской борьбы.

Таким образом, журнал «Родноверие» с его разнообразной тематикой является интереснейшим источником исследования российского неоязычества. Негативная информация в нем отсутствует. Однако, используя его, нужно относиться к полученным из него сведениям критически, прилагая максимум научного профессионализма.

Список литературы:

  1. Черкасова Л. Славянские свадебные традиции // Родноверие. – 2010. – № 2(3). – С. 35
  2. Лютана. Русский фэн-шуй // Родноверие. – 2009. – № 1(1). – С. 14-15.
  3. Иггельд. Беседа с художником Сергеем Суворовым // Родноверие. – 2015. – № 1(10). – С. 13-16.
  4. Мирослав (Евгений Власкин). Суроварг – солнечная кузня счастья // Родноверие. – 2014. – № 1(8). – С. 5-7
  5. Община Коло Рода приглашает всех желающих // Родноверие. – 2013. – № 1(7). – С. 57
  6. IV Международная научно-практическая конференция: «Традиционная культура славян в XXI веке» // Родноверие. – 2011. – № 2(5). – С. 18
  7. Станислав. Проблемы восприятия расовой мысли // Родноверие. – 2011. – № 2(5). – С.48-53.
  8. Чистосвет. Мышление как отношение развития рода // Родноверие. – 2014. – № 2(9). – С. 36-42
  9. Станислав. Воинство и раса // Родноверие. – 2012. – № 1(6). – С. 38-41
  10. Lietuvos Romuvos Krivis Jonas Jaunius Trinkunas (1939-2014) // Родноверие. – 2014. – № 2(9). – С. 74
  11. Дилан Берг. Современные язычники / Пер. с англ. Волк Бусый // Родноверие. – 2015. – № 1(10). – С. 35-37
  12. Мирослав. Общинное строительство // Родноверие. – 2012. – № 1(6). – С. 10-12 Социально-политические науки 3’2016

РЕЦЕНЗИЯ на статью Светланы Николаевны Пигалкиной «Журнал «Родноверие» как источник изучения российского неоязычества»

Статья С.Н. Пигалкиной посвящена проблеме рассмотрения журнала «Родноверие» как источника изучения современного неоязычества в России. Автор обращается к контент-анализу 10 номеров журнала, вышедших в период с 2009 по 2015 годы.

С.Н. Пигалкина отмечает своеобразие структуры и тематики журналов, говорит о том, что все они касаются славянской культуры и дохристианских традиций на Руси. По мнению автора статьи, материалы журнала популяризируют свадебные традиции славян с целью их применения в современных брачных церемониях.

В качестве несомненных достоинств журналов «Родноверие» отмечаются их яркие иллюстрации, наличие интервью с известными языческими художниками, материалов о современном языческом искусстве.

В статье говорится, что материалы журнала помогают быть в курсе общественной жизни сообщества, так как практически в каждом номере размещены объявления о неоязыческих собраниях и мероприятия.

Содержание журналов, посвященное героям древнерусского эпоса, помогает, по мнению автора, формировать в людях патриотические качества.

Обращаясь к статьям, рассказывающим о языческих традициях народов России и других стран, С.Н. Пигалкина делает вывод о том, что языческие традиции едины во всем мире. В статье говорится, что многие материалы журнала посвящены организации и ведению родноверческой общины.

С.Н. Пигалкина отмечает оригинальность и славянские истоки псевдонимов авторов «Родноверия».

Автор убедительно доказывает, что целью издания журнала «Родноверие» является создание идеального образа современного язычника. В статье подчеркивается, что к информации, содержащейся в журналах, нужно относиться критически, прилагая максимум профессионализма.

Статья написана доступным научным языком. Все выводы и положения обоснованы. Может представлять интерес не только для философов, этнографов, культурологов и искусствоведов, но и для широкого круга читателей.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, а также в журналах из перечня ВАК.

Рецензент: канд. соц. наук, генеральный директор научно-информационного издательского центра ООО «Ростра» Шахов Денис Андреевич

Поиск

Журнал Родноверие