Мы стали свидетелями недоразумений и неприятия местным населением проведенных обрядов (Праздник Перуна 20-го июля) одним из направлений возрождения Родной Веры, возглавляемого Владимиром Куровским, о чем мы узнали 29.08.2008 года из теленовостей на канале „1+1”, где сообщалось, что сельская община села Раштовцы Тернопольской области требовала выселения "язычников-сектантов".

Первым стремлением было желание высказать слова поддержки собратьям по Родной Вере в их праведной борьбе за утверждение Родного Мировоззрения в христианской среде.

Но впоследствии эта ситуация навела на размышления. Действительно, мы должны поддерживать Родноверов-побратимов, на которых оказывается давление внешнего мира, но также должны и делать выводы, совершенствуя путь Родной Веры и тактику донесение ее до широких народных масс.

Первое, что нужно осознать всем нам, это то, что Родноверы и народ, пусть даже и исповедующий иное мировоззрение – не враги, а единое целое, и каждый имеет свою ПРАВДУ, которую и отстаивает. И население, которое на первый взгляд исповедует христианство, в первую очередь отстаивает ту самую Единую для нас всех Правду, которая является архитипичной для менталитета нашего народа, ту Правду, понимание которой возникло еще на первых этапах формирования нашего рода, и поэтому она понятна и для мировоззрения родновера. Поэтому предлагаю рассмотреть эту ситуацию, не как конфликт мировоззрений, а как человеческое недоразумение, возникшее из-за неучета особенностей нашей украинской ментальности при контакте общины Родной Веры с местной сельской общиной.

Пусть это станет опытом всем нам, ведь зная особенности нашей украинской души такое развитие событий было и есть прогнозируемое. Так будет случаться и впредь, если мы не начнем делать выводов.

Итак, что же мы не учли.

В социопсихическом аспекте украинская нация имеет крестьянскую структуру, которая порождает склонность к созиданию обычных общин, опертые на чувственную близость, теплоту взаимоотношений, которые формируют ощущение единой семьи, где все доверяют друг другу. И потому наш народ не приемлет какие-либо закрытые общества, которым дал клеймо „секта”. Мы народ открытый, гостеприимный, добрый, и поэтому для снятия противоречий „свой-чужой” на территории сельской общины недостаточно было приобрести в собственность одну или несколько усадеб, установить Кумир Бога и надев вышиванки делать свое дело, не познакомившись с местной общиной. Мы должны исследовать, изучить местный фольклор, познакомиться и подружиться с местными учителями, певчими, этнографическим коллективом. Стать в селе своими через добрые дела и уважение к местным народным традициям, почитая в них родную основу. Ведь наш народ, даже в христианстве, сохранил лишь то, что соответствует нашему коллективному подсознательному.

Вторая составляющая-это высокая Украинская эмоциональность, чувствительность и лиризм. Поэтому Обряды Родной Веры, для того, чтобы они воспринимались народом должны быть эстетичными, красивыми, багатопісенними, этнически окрашенными, жизнерадостными. Над этим надо работать. Лучше сотрудничать с местными знатоками традиций.

И третье, наверное самое сложное-это суть обрядов. Самая главная претензия местных была " они сожгли хлеб, а второй пустили по воде.”

Наша Винницкая община "венец Бога" тоже шла по этому пути, безоговорочно доверившись проводникам в то время – В. Куровскому и Богумиру. И мы так же получали осуждение людей за сожжение хлеба. Воспринималось все, но сожжение хлеба – нет. Тогда мы заменили сожжение целого хлеба-на его часть, и далее разламывали его по кругу в знак единства рода. Это уже воспринималось, но некрасиво выглядело, когда люди, жертвуя Хлеб от себя в Огонь, не благоговейно его клали, а просто бросали. И тогда мы отказались от момента сожжения хлеба вообще, и начали делать так, как принято у нашего народа до сих пор.

Предлагаю всем самое качественное исследовать этот вопрос.

В связи с полевыми исследованиями на территории Подолья нашей Винницкой исследователя, кандидата исторических наук, этнографа-исследователя Светланы Александровны Творун – Боги и Духи питаются ароматами Хлеба. Поэтому обрядовый хлеб, как символ Солнца, единства рода-ломается на части, соединяя всех участников обряда в единый род. И чем больше сородичей, тем на больше частей ломится каравай, и тем больше благовоний получают Боги. Хлеб поднимают вверх, почитая Богов, произносятся Славы, а дальше Хлеб разносится по кругу.

Не было случаев, чтобы жгли хлеб. Запах горелого хлеба-это запах беды, несчастья. Хлеб в народе все время – ЖИВОЙ, поэтому Хлеба не имели права прикасаться живодеры (имеющих отношение к убийству животных), чтобы не убить Животворящую силу Хлеба. Омывать покойников приглашали старых женщин, которые уже не пекут Хлеба.

Сельская семья в день съедала хлеб. Поэтому часто изготавливали семь хлебов, на каждый день недели и один на займ. И если один из них подгорал, то соответственно тот день недели считался несчастливым, а если сгорал весь хлеб (бывало, что вспыхивал в печи), то считался несчастливым всю неделю. Это очень плохая примета. Если подгорел или сгорел Свадебный Каравай – то также будет несчастливым тот брак. Поэтому сожжение хлеба во время пожертвования народом на уровне подсознания воспринимается как знак беды.

А КАК СОХРАНЕНО В НАРОДЕ?

Все знают, как на СВАДЬБУ Каравай разламывается на судьбы и разносится по кругу, соединяя Роды.

На проводы РУСАЛОК разламывали хлеб на 4-ры части и оставляли на Земле на границах Нивы.

На проводы пасхальные Бабки оставляем на могилах предков.

На ОБЖИНКИ кусочек Хлеба кладется в Спасову (Велесову) Бороду на поле.

На Рождество кутья (вареная пшеница) подбрасывается кверху – Богам, потребляется семьей – Явный мир, и остается на столе – Предкам.

На ЗАЖИНКИ – главный праздник семьи, в котором посторонние участия не принимают, выходили в поле по-праздничному одетые, и прежде всего устраивали на грани трапезу: расстилали скатерть, клали на него Хлеб с солью и принесенные с собой блюда, садились на минутку, благодарили Богам и святым душонькам праведным за то, что вырастили Хлеб, и оставляли еду нетронутой – для Богов, Духов Поля, Дедам-Ладам, которые охраняют ниву. Как только солнышко поднималось над горизонтом, приступали к жатве. Жали и связывали первый сноп и меховой садились на него и начинали колядовать, „чтобы в хозяйстве добро садилось”,”чтобы не болеть”. Каждый член семьи слинял снопа, составляли из них” Бабу", которая должна была быть по меньшей мере из 9-ти снопов, и уже после этого устраивали праздничную трапезу для себя, потребляя продукты, которые лежали на скатерти.

В селе Уяринцы Тывровского района на Зажинки брали с собой в поле печенье в виде серпа и юрка. Его тоже клали на скатерку перед началом жатвы и съедали после колядования на первом снопе. Кусочки обрядового печенья и крошки бросают на ниву через голову. Так угощают духов Поля, угощают предков, потому что они у нас за спиной, позади. Настоящая жатва начинается только на следующий день.

ХЛЕБ могли оставлять на деревьях птицам, обрядовым Хлебом кормили корову, ей давали целушку с „Маланки”, из „Василия” с „Жаворонков”.

Когда давали кувшин с молоком, то возвращали его не пустым, а положив горбушку Хлеба с солью, который отдавали корове, чтобы восстановить способность давать молоко.
Итак хлеб-жив, у него есть Душа. Кныш на Рождество даже имеет сверху хлеб, что его называют "душой". Поэтому предназначение хлеба-творить жизнь, наделять всех питательной силой Земли-Матушки.

А пожертвованием для огня являются дрова (разные породы деревьев для богов, например, Дуб – для Перуна), солома, воск, эфирные масла, пахучие травы.

Велесова Книга, на которую все ссылаются, говорит нам, что наше пожертвование – это труд рук наших и дары полей наших, но где сказано, что Хлеб кладется в Огонь, а не жертвуется так, как и до сих пор сохранен в обрядах нашего земледельческого народа?

Еще пару слов хочется сказать об образе Волхва.

В ментальности Украинского народа заложено непризнание любых авторитетов. Ведь мы дети Бога-Творца, и сами творцы своей жизни. Больше всего ценится Воля, равенство в правах, справедливость.
И потому вертикальная иерархия не воспринимается народом, как безоговорочный авторитет, истина в последней инстанции, приказы которой надо безоговорочно выполнять. Любые утверждения, если они правильные – воспринимаются, а если не соответствуют видением правильного пути, то подвергаются сомнению, обсуждаются, критикуются. У нас никогда не было слепого бездумного покорения власти. У нашего народа всегда присутствовал здравый смысл, свое самодостаточное видение природы вещей.

Обычаевым у нас был принцип круга, веча, где каждый мог высказаться и быть весомым в принятии решения, быть уважаемым.

Поэтому Волхвы не были у нас управляющими властелинами, а советчиками, навчителями, носителями Знаний, которые получали, общаясь с Богами, которые своим опытом и мудростью помогали людям решать их проблемы во всех областях жизни и управления.

Об этом можно прочитать, например, в книге Митрополита Илариона (Огиенко) „Дохристианские верования украинского народа”.

„Наши летописи и наши важные древние источники никогда не упоминают о жрецов, которые нужны были при жертвоприношениях, а поэтому у нас нет прочных данных предполагать, что у славян вообще, и у нас в частности, особое был развит класс или каста жрецов (кроме западных славян, где они действительно были). Когда нужно было приносить жертву, ее приносил каждый за себя или старший в семье, то есть отец; он же и был исполнителем всех частных семейных обрядов, А публичные жертвы обычно приносил князь или его бояре..."Традиционной жертвой у православных солнцепоклонников была еда, которую подносили Богам для благословения, а затем торжественно потребляли вместе. Слова И. Огиенко подтверждают и этнографические материалы. Практически до наших дней сохранились традиции, согласно которым важны народные обряды, священнодействия выполняет старейшина рода – отец, мать, почитаемая выбранная лицо – староста, сваха во время свадебной церемонии, баба-повитуха или родная бабушка на семьях, главарь парубочої или девичьей общины – береза, во время проведения молодежных ритуалов.

„Но были у нас так называемые ВОЛХВЫ, только не как отдельный класс, не как служители всенародные, но как отдельные специалисты в сношениях людей с богами. ...Люди верили, что волхвы имеют сверхчеловеческие знания, что они вещие, ведуны... Волхвы были в нас носителями тайной глубокой мудрости, и само слово „волхв” в Евангелии определяет мудрец”.

Поиск

Журнал Родноверие