(1 — 44)

1. Как давно Выприобщились к язычеству? Как это произошло, кто или что подтолкнуло к этомушагу? Исповедовали ли Вы какую-то религию до этого?

Язычество (от древнерус.«языки» — «народы») — естественная Духовность, свойственная человеку отрождения. Язычником человек рождается, а не становится. Осознание себя какязычника может прийти уже в зрелом возрасте, но — как знать?.. — может быть,это осознание есть не шаг вперёд, но скатывание назад?..

С самого раннего детства мне нравились русскиенародные сказки, волшебство ночного леса, звенящая тишина жаркого летнегополдня, торжественное безмолвие заснеженных полей зимой и сжимающая Сердцеосенняя тоска. Вся природа казалось такой живой и родной, что захватывало дух.Мне тогда и в голову не приходило называть это неизъяснимое чувство«религиозным» или каким-то ещё. Это просто БЫЛО. Помню, однажды (мне было тогдалет шесть от роду), когда мы с моей бабушкой гуляли по лесу, нам на глазапопался вырезанный чьей-то умелой рукой Чур, изображавший древнерусского воинав шлеме и с мечом. У его подножия кто-то высыпал горсть желудей. Не знаюпочему, но я тогда подошёл к нему и положил перед ним яблоко, которое мне далиродители. Бабушка ничего не сказала, и мы пошли дальше. Но с тех самых пор вомне осталось чувство причастности к какому-то Волшебству, к чудесной Тайне,которую я не мог назвать каким-либо именем... Будто открылась какая-то Дверь,разделявшая обыденную действительность и невыразимое словами ИНОЕ, мою —по-детски наивную — любовь ко всему окружающему и бесконечную любовь Мирозданияко мне. Я принадлежал этому чарующе прекрасному миру, и этот мир принадлежалмне. Возможно, тогда я впервые в жизни почувствовал не только неуловимоеПрисутствие, но и ответную Любовь Тех Сил, Которые позже я буду называтьРодными Богами...

Впоследствии мне довелось познакомиться со многимиДуховно-религиозными учениями, но всё, что я в них находил — лишь подтверждалоистинность моих детских переживаний, простота, чистота и ясность которых истали для меня путеводной нитью, связующей меня нынешнего с Верой-Веданиеммоих предков, с Родовым Исконом, с Духом и Силой Рода... МОЖНО И НУЖНО ИЗУЧАТЬ МУДРОСТЬ ИНЫХ РОДОВ, НОСЛЕДОВАТЬ ДОЛЖНО МУДРОСТИ СВОЕГО РОДА — полагаю, это достойный путь дляязычника и просто здравомыслящего человека.

2. Во что или в Коговерят язычники? Каков основной принцип традиционной веры?

Вера — для не ведающих, Ведание— для знающих. Вера может быть слепой,может быть ступенью к Веданию; Ведание— либо оно есть, либо его нет. Но не будем путать веру с доверием, без которогомы вряд ли смогли бы продвигаться вперёд по стезе Ведания.Доверие — это открытость, непосредственность, чистота восприятия. Доверие —первый шаг на пути ученичества...

Родовой Искон зиждется на Родолюбии (любви к Роду и Любви Рода). Род понимается намив нерасторжимом единстве трёх составляющих, Кои суть: Род как Сам (Род Всесущий Всебог Вседержитель —Единое Всепроникающее Духовное Начало), Род небесный (сила предков) и Родземной (совокупность сородичей). Родные Боги суть Лики Единого Рода, ЕгоТворческие Силы, постигаемые нами посредством личного Духовного опыта. Эти Силыпроявлены как в окружающей Природе, так и в нас самих. (Так, например,воплощение силы Перуна в Природе — гроза, в человеческом Сердце — воля кпреодолению и т.д.) Через радетельное славление Боговна обряде — мы воссоединяем внутреннее и внешнее, обретая тем самым ДуховныйЛад, душевную целостность и телесное здравие.

Сердце учит нас любви. Разум учит нас справедливости.Наша воля ведёт нас стезёю Прави. Родовой Искон правит нас Мудростью предков. Но высшая Мудрость —обретается через ЛАД. Быть в ладу с собой, с Родными Богами, с Природой, ссородичами — значит найти своё место в Жизни, найти подлинного СЕБЯ.

3. Если Вы отвергаетеИисуса Христа, то кто у Вас верховный Бог?

Род — Един по Сути, но Многолик в Проявлениях СвоихСил. Род не главенствует над Всемирьем, нопроявляется через всё сущее, хотя и не ограничивается лишь зримыми формами. Всёсущее — из-Родно,но было бы ошибкой утверждать: «Род здесь» или «Род там». Род — это Всё, но нечто-либо, взятое в отдельности. Род как Сам — выше времени, пространства ивсякого становления. Но и время, и пространство, и все движения во Всемирьи — берут свой исток в Нём Одном.

Что же касается Иисуса Христа, то речь не идёт об«отвержении» личной значимости Духовного опыта того, кто носил это имя. Речьидёт лишь об отделении его собственных индивидуальных прозрений от того, во чтопозднее превратили их церковники.

Всякий личный Духовный опыт — по-своему интересен иважен, ибо проистекает из Духовной свободы человека. Всякая же церковность —рано или поздно ужимает рамки этой свободы. Поэтому мы не «отвергаем» плодыличного Духовного опыта живого Иисуса (хотя и не со всем в его учении можемсогласиться), но мы против закостенелой церковности, сделавшей из живогочеловека мёртвую «икону».

4. Сколько Богов уязычников? Как они себя проявляют?

Родные Боги суть Лики Всеединого ВсебогаРода. Также Они — наши Вышние Прародители, Старшиев роду нашем, Предки предков наших.Они — и силы Всеживой Матери-Природы, и неотъемлемыесоставляющие души человека, и много, что ещё. Таким образом, Родноверие включает в себя как Единобожие (Единый Всебог Род), так и Многобожие (Родные Боги — Лики Рода) —без какого бы то ни было внутреннего противоречия.

Сколько Ликов у Рода — то ведает, должно быть, лишьСам Род. Но искусственно «раздувать» Всебожье донеобъятных пределов — вряд ли целесообразно. Единство Всебожья— залог нашего собственного внутреннего единства и душевного здравия. Человек,дерзающий славить единовременно бесчисленное количество всевозможных Богов,вероятно, не совсем здоров душевно (лишён внутренней целостности).

Годовое Коло показывает нам природнуюпоследовательность творческих деяний Родных Богов в мире Яви (непосредственно)и во всём Всемирьи (по подобию). Те же самыеБожественные Силы действуют и внутри нас. Славя Родных Богов на протяжении всегоКруга годовых праздников, мы тем самым правим, «достраиваем» себя до состояниявнутреннего единства, подобного единству Всебожья.Так, например, с весенним пробуждением Природы связаны Ярило-Весеньи Дева-Леля, с летним расцветом — Даждьбог и Лада, сосенней порой урожаев — Велес и Макошь, с зимнимомертвением — Кощный Бог и Мара-Морена. Также Ярилопокровительствует Солнечной яри (мужской силе), Леля — девственной чистоте, Даждьбог — щедрости, изобилию и процветанию, Лада — любви исупружеству, Велес — мудрости, вещему вдохновению и богатству, Макошь — судьбе, женским ремёслам и земному плодородию.

Сварог — Бог Небес, Держатель Прави,Прародитель Светлых Богов-Сварожичей: Даждьбога, Чей щит — само Солнце красное;Перуна-Громовержца, покровителя воинов, оберегающего Явь от Навнойнежити; и Огнебога Сварожича— огня земного.

Жива и Мара — жизнь и смерть, вода Живая и вода Мёртвая.

Белобог и Чернобог — два первейшихЛика Рода, олицетворяющие собой Явь и Навь, день и ночь, свет и тьму, созиданиеи разрушение, рождение и умирание и т.д.

Род же — единит в Себе их всех.

5. А чем Выруководствуетесь в вере своей? (Христиане руководствуются, к примеру, Библией.)

В своей жизни, которую я не мыслю вне Духовного Пути,я руководствуюсь и велениями Сердца, и Родовым Исконом,и Мудростью предков, и голосом крови, и законами Природы, и чувством долга, издравым смыслом, и личным вдохновением, и просто любовью ко всему сущему, и —самой ЖИЗНЬЮ вообще!

Можно сказать, меня ведёт Стезя. Можно сказать —направляют Родные Боги, даёт силы Родная Земля, правит Родовой Искон, вразумляет Мудрость предков... А можно просто назватьвсё это одним словом: ЛАД...

Что же касается христианской Библии, то язычество — не«книжная вера». Поэтому единственное «священное писание», которое я приемлюбезусловно, это Живая КнигаМатери-Природы. Все же рукотворные писания, по моему разумению, суть частныемнения, а не Истина во всей Её полноте.

Пусть сведущие люди записывают и распространяют средилюдей то, что можно выразить словами. Пусть плоды мистической созерцательностиподдаются трезвому осмыслению — настолько, насколько это возможно. Но пустьтакже никакое записанное учение не станет навязываться всем окружающим вкачестве «единственно верного». Пусть не книга руководит жизнью, но жизньнаходит отражение в книге. И — да вразумят нас Родные Боги!..

6. А что собственноесть Язычество и Традиция, и как можно возрождать то, что давно умерло, сталопережитком? И имеет ли кто-нибудь достоверное знание о Языческой Традиции,чтобы ее возрождать? Откуда известно, что мы возрождаем именно Традицию, а нечью-то выдумку?

Как уже было сказано ранее, язычество — этоестественная Духовность, свойственная человеку от рождения. Язычество берётсвоё начало в самой Природе и в Родовой Памяти данного народа, а неосновывается исключительно на частном мнении того или иного «пророка». В разныеисторические эпохи язычество может принимать различные формы, сохраняя при этомсвою изначальную Духовную суть. Некоторые формы с течением временидействительно могут превратиться в «пережитки» и естественным образом отмереть,чтобы освободить место чему-то новому, но это вовсе не будет означать смертьязычества как такового, скорее даже наоборот, ибо способность самообновляться есть признак существа живого, а никак немёртвого.

Язычество — это живая Духовность, а не слепаяреконструкция древнего быта. Нам нынешним незачем стремиться жить укладомтысячелетней или какой-либо иной давности. Мы должны найти свой собственныйпуть, а не тот, которым шли до нас. Подлинное следование стезёю предков —означает преемственность в дерзании, а не возврат назад в прошлое.

Теперь, что касается источников. Во-первых, народнаякультура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное (песенное, сказочное,заговорное и т.д.) наследие наших предков, а традиционный крестьянский бытсохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древнийязыческий смысл. Во-вторых, само Православное христианство на Руси настольковпитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская игреческая составляющие давно отошли в нём на второй план (по крайней мере, этоотносится к так называемому «народному Православию»). В-третьих, далеко не все волховские и ведовские знания наших предков действительноутеряны. И в-четвёртых, Родовая Память нашего народа сохранила то, что не подсилу уничтожить никаким завоевателям, никаким «крестителям», никаким гонителям Родноверия — этот загадочный для иных и невыразимый словамиРУССКИЙ ДУХ — ДУХ ВЕЧНО ЮНОГО ЯЗЫЧЕСТВА!..

7. Не является ливозвращение к язычеству предательством веры и достижений наших христианскихпредков?

Русь всегда была языческой по сути, даже когдарядилась в христианские одежды. Поэтому мы не «возвращаемся» к Вере-Веданию наших предков, а просто следуем своемуРодовому Искону. Предательство совершали те, ктоотвергал Родовой Искон, а не те, кто во все временаоставался верен ему.

8. Стоит лиотказываться от той христианской морали, на которой держится современный мир?Как совмещаются в язычестве кровавые жертвы Богам и употребление в пищу живогос обожествлением Жизни?

Жизнь имеет две стороны: начало и конец, рождение исмерть. Язычество принимает Жизнь целиком — такой, какая она есть. Жизнь нестановится более или менее Божественной от того, едим мы мясо животных или нет.Камни, растения, животные, люди и бестелесные духи — всё в Природе живёт своейжизнью, и жизнь каждого из них отмечена БожскимПрисутствием. То, что одни формы жизни живут за счёт других, это Природнаяданность, хотим мы того или нет. Другое дело: вправе ли мы брать от Природы болеетого, что нам действительно необходимо для жизни?

Если тебе жалко животных, умирающих на бойне, тывправе отказаться от мясной пищи, от ношения кожаной обуви и одежды, от пуховыхподушек и многого другого. Если ты считаешь целесообразным иногда воздерживатьсяот мясоеденья ради очищения тела и повышения душевнойчувствительности, как, например, это делают многие волхвы и жрецы передсовершением обряда, это достойно хвалы. Но если ты живёшь в условиях, прикоторых это трудновыполнимо, кто упрекнёт тебя в том, что ты ешь мясо,одеваешься в овчинный тулуп или добываешь себе пропитание охотничьим промыслом?

Теперь, что касается «кровавых жертвоприношений».Предки наши жертвовали Богам от плодов дел своих. То есть земледелец жертвовалплодами урожая, а животновод или охотник — кровью убитого животного. Если тыживёшь земледельческим укладом или просто не употребляешь в пищу мясо, то окакой «кровавой жертве» вообще может идти речь? Если же ты живёшь в деревне,держишь кур, коров, овец или свиней и так или иначе принимаешь участие в ихзабое, то разве пролитие крови не является и так уже частью твоей жизни?

И, наконец, касательно христианской морали.Христианство не видит в Природе Божественного Начала и потому учит человекапотребительскому отношению к ней, язычество же — учит чтить Природу какБогиню-Мать и жить в ладу с Ней. Так почему мы должны отказываться от нашейисконной, Природной — языческой морали ради противостоящей Природе чужеродной —христианской?

9. А зачемвозвращаться к Традиции и как быть с прогрессом человечества в таком случае?

Жизнь по Родовому Искону(Традиции) — это жизнь в ладу с самим собой и всем сущим, и она не только непрепятствует здоровому развитию человечества, но наоборот — только способствуетему. Современный же мир, судя по всему, зачастую просто не видит разницы между«прогрессом» и вырождением...

10. А нельзя лиобойтись без религии и магии? Где доказательства, что Земля, гора, камень,дерево имеют душу и сознание? Как возможно разговаривать с ними?

Мистическое восприятие мира основывается на Духовныхсостояниях, связанных с расширением сознания. Мистик — не тот, кто говорит,обращаясь к Природе, но тот, кто сам СЛЫШИТ её Безмолвные Голоса. Телеснаясоставляющая человеческого существа — ничтожно мала по сравнению с его тонкимисоставляющими, но современный человек живёт почти только «для тела», непонимая, что тем самым разрушает себя. Если не пользоваться какой-либо частьютела, она рано или поздно начнёт отмирать. Если жить одними только телеснымипотребностями, вырождение захватит тонкие составляющие, без которых человекнежизнеспособен.

В языческой древности человек использовал множестворазнообразных трансовых практик, имеющих глубокие Духовно-религиозныекорни, благодаря которым всё его существо развивалось в ладу с Природой ивнутренними составляющими. Для современного мира, понимающего Духовность чистосимволически либо отрицающего её вовсе, «вершиной» трансовыхпрактик стало беснование футбольных болельщиков на трибунах стадиона, судорогимолодёжных дискотек и беспробудное пьянство представителей старшего поколения.Здоровая природная мистика выродилась до уровня душевной одержимости человекадухами низших планов Бытия. Ясное ведание заменилосьнабором нелепых суеверий. Чистота чувств сменилась псевдо-религиозной истерией икликушеством... Человек перестал видеть в мире То, Что выше его самого. Путь Духовноговосхождения, воссоединения с Первоисточником — забыт ради потакания собственнымсиюминутным страстям, захлёстывающим душу. «Нельзя ли обойтись без религии?» —спрашивает такой человек. «Религия» — буквально значит «воссоединение», путь Домой. Но человек ЗАБЫЛ, где его Дом...Он смеётся над теми, кто разговаривает с Природой, с Богами, с живым миром. Нопройдёт какое-то время, и выживет лишь тот, кто не «оторвался» от своих Духовныхкорней. Ибо как дерево не живёт без корней, так человек не живёт без души иДуха — своего истинного Я, сущего с Богами.

11. Как возможнаТрадиция в мире, где сотворение и развенчание мифов поставлено на промышленныйпоток? Совместимо ли мифотворческое и научное, рациональное отношение к миру?

Есть мифы, выдуманные досужими людьми, и есть мифы,берущие своё начало в Деяниях Богов. Человеческие измышления — приходят иуходят. Силы, творящие, поддерживающие и разрушающие миры — пребывают вечно.Как человек за свою жизнь сменяет множество одежд, так и Родовой Искон на протяжении веков меняет свои внешние формы,оставаясь при этом самим собой. Архетипы человеческого сознания и силы,действующие во Всемирьи, суть разные стороны одних итех же Божских Сил, действующих как внутри, так иснаружи человеческого существа. До определённой степени действия этих Сил могутбыть изучены наукой. (Научным знанием, на наш взгляд, может быть названо такоезнание, которое можно воспроизвести, запомнить и передать другим.) Как поэзия,например, не противостоит научному знанию, так не противостоит ему и знание Духовное,мистическое. Но как для того, чтобы насладиться поэзией в полной мере, недостаточно понять умом один лишь буквальный смысл стихотворения, так научногознания не хватит для описания Того, Что превышает возможности нашегоограниченного ума. Именно здесь и приходит на помощь человеку то, что мыназываем мистическим знанием, Духовным прозрением, Изначальной Ведой...

12. Традиция обширна имногообразна, на основании чего мы выбираем традицию и мифологию одного народаи одной эпохи из множества возможностей, которые имеются у каждого из нас?

Потому же, почему русский человек говорит на русскомязыке, а не на китайском, например. Речь вовсе не идёт о том, что китайскийязык «хуже» или «лучше» русского. Также речь не идёт о запрете для русскогочеловека изучать китайский язык вообще. Просто русский человек воспринимает иосмысляет мир не так, как это делает китаец, и с этим приходится считаться,хотим мы того или нет.

То же самое можно сказать и о временных рамках.Язычество как таковое — явление надвременное, но вкаждую конкретную историческую эпоху оно приобретает свои неповторимые формы.Нелепо для нас нынешних следовать формам Духовности, скажем, Каменного века. Мыне реконструкторы древнего быта, но живые люди сживыми Духовными потребностями, свойственными именно нашему времени, со всемиего достоинствами и недостатками.

13. Не лучше лисинтезировать, что есть во множестве религий и психопрактик,представив это как новую религию?

Смотря чего мы хотим достичь в результате! Если речьидёт всего лишь о некоторой «психотерапии», призванной помочь нашей душе более«уютно» устроиться в окружающей действительности, приспособиться к современномумиру, то подобное смешение может принести нам некоторую пользу. Но можноподойти к решению этого вопроса и с другой стороны. Представим, например, чтонам необходимо залезть на крышу некоего дома. Сделать это можно многимиспособами, в частности, мы можем воспользоваться одной из приставных лестниц,находящихся в нашем распоряжении. Лестницы отличаются друг от друга длиннойрасстояния между ступенями, толщиной и формой своих составляющих и т.д. Нам, посути, остаётся лишь сделать выбор в пользу одной из них. Но если мы вдругпопытаемся воспользоваться всеми лестницами сразу, то, вероятно, столкнёмся созначительными трудностями при подъёме...

14. Не будет лиязычество разрушительным для общества, для государственности, дляконкурентоспособности экономики?

Язычество — плоть от плоти Лада Всемирья.Если общество не чуждо лада, ему нечего бояться язычества. Если же лад утерян,то язычество поможет его восстановить.

15. Традиция немыслимабез родовых общин, возможны ли они в наших условиях, тем более — в условиях мегаполиса?Каковы признаки родовых общин?

В древности родовая община объединяла, прежде всего,сородичей, проживающих в непосредственной близи друг от друга и ведущих единоеобщинное хозяйство. В наше время родноверческиеобщины строятся, зачастую, на других началах. Во-первых, в состав общины входятне одни лишь близкие сородичи. Во-вторых, не все они проживают внепосредственной близости друг от друга (ибо современный город, даже далеко несамый крупный, простирает свои границы намного дальше любого древнегопоселения, городища или деревни). А в-третьих, современный мир диктует нам иныеспособы ведения хозяйства, зачастую весьма и весьма далёкие от древних.Современные общины объединяют своих членов скорее на почве общности ихмировоззрения, нежели по принципу их совместного проживания (хотя есть,конечно, и исключения). Поэтому, как уже было сказано ранее, современнымязычникам приходится искать новые формы самовыражения, как личного, так иобщинного.

16. Как быть сподчинением личности общине? Что может дать язычество конкретному человеку?

Степень подчинения личности общине определяется самойобщиной. Разные родноверческие общины могутпридерживаться различных взглядов на этот счёт. Так, например, воинские общины(дружины) отличаются более высоким уровнем дисциплины и подчинения личностиобществу, нежели другие типы родноверческихобъединений. В то же время существует и много язычников, не принадлежащих ни кодной из общин.

Что же касается второго вопроса, то ответ на него, вобщем-то, уже прозвучал ранее. Язычество помогает человеку найти своё место вЖизни, обрести внутренний лад и с-ПравноПравью, по Правде)следовать своей Стезе.

17. Каковы причины«живучести» язычества?

Причины «живучести» язычества — в его Природности,естественности, не надуманности. В определённом смысле, каждый человекизначально рождается язычником и лишь потом, в течение жизни, «накладывает» насебя те или иные религиозные, идеологические и прочие личины. Вообще, душачеловека — язычница по праву рождения, и в этом — залог неуничтожимостиязычества как такового.

18. Язычество какфилософское направление. Каковы фундаментальные философские понятия язычества?

Дело не в словах. Язычество начинается не с философии,а с непосредственного ПЕРЕЖИВАНИЯ Жизни. Осмысление, насколько оно вообщевозможно, приходит потом. Человеческий ум — это как раз то, что разделяетлюдей; язычество же — даёт человеку возможность преодолеть отчуждённость междувсем и вся, которую породила современная бездуховная «технократическаяцивилизация».

Впрочем, если вы хотите узнать о философии язычества —читайте наши книги. Если же хотите постичь Духовную суть язычества — слушайтесвоё Сердце и Природу.

19. Может лихристианин стать язычником-родновером?

Родноверие подразумевает приверженность исконной, РОДНОЙ Вере-Веданию, а не чужеродной. Поэтому христианин быть Русско-славянскимродновером в полной мере не может. Впрочем, это неозначает, что постижение язычества не доступно христианину вообще. Как уже былосказано ранее, каждый человек приходит в этот мир язычником, и это —НЕОТЪЕМЛЕМАЯ составляющая его души. Поэтому любой человек, к какой бы религиион ни относил себя формально, может многому научиться у язычества.

20. Почемуязычники занимают воинствующую позицию по отношению к РПЦ[2], но не выступаютпротив мусульманских институтов? Что Вас отталкивает в монотеистическихрелигиях?

Не язычники громили христианские церкви, но христианеуничтожали языческие Капища и другие наши святыни на протяжении многих веков.Само по себе язычество не «против» и не «за» РПЦ. Но почемуиудейско-византийская религия с её почитанием иудейского Бога Иеговы иобрезанного иудея Иисуса навязывается русскому народу в качестве исконнойРУССКОЙ? С какой стати мы и наши сородичи, русские по крови и по духу, должныосмыслять своё Духовное Небо в терминах иудейского или какого бы то ни было ещёнарода?

Что же касается мусульманства, то правительство Россиипока ещё — слава Родным Богам!.. — не «додумалось» объявить его «ИсконнойРусской Верой».

И, наконец, о монотеистических религиях. Как уже былосказано ранее, язычество включает в себя как Единобожие (Единство Всесущего Всебога Рода), так иМногобожие (Родные Боги, кои суть Лики Рода). Поэтому мы не против монотеизма(Единобожия), но за гармоничное сочетание его с политеизмом (Многобожием).

21. Язычество для Вас —это философия жизни, которую можно было бы в этом смысле сравнить с буддизмом,или все-таки религия, то есть вера в Богов?

И то, и другое, и много чего ещё, ибо язычествоосновывается на мировоззренческой ЦЕЛОСТНОСТИ, а не на какой-либо однойжизненной составляющей. Также немало этому способствует и отсутствие вязычестве жёсткого свода общих догматов, что позволяет каждому язычнику веритьи ведать по велению Сердца и мере собственного разумения.

22. Почему такоеколичество людей сейчас обращаются в язычество, что их в нём привлекает? Чегоони от него ждут? (Или чего ждёте конкретно Вы?)

Каждый человек, по-своему ищет ответы на основныевопросы жизни, сводящиеся, в конечном счёте, к вопросу о смысле Жизни вообще.Это — основа всякого Духовного поиска, вне зависимости от того, считает себячеловек язычником, или нет.

Вообще же, язычество — это, если можно так выразиться,не столько «конечная станция», сколько «способ передвижения» по Стезе...

23. На Западеязычество приобрело сильный милитаристский оттенок, как обстоит с этим дело вВашей стране?

Воинское сословие как таковое — это ещё не весь народвообще. Поэтому превращать всю страну в одну большую воинскую «казарму» — врядли разумно. Если же под воинским Духом понимать волю к преодолению, то это —качество, которым должен в той или иной степени обладать каждый родновер.

24. Веруете ли Вы вбессмертие души и в загробную жизнь?

Язычество ведает, что человеческое существо неисчерпывается одной лишь грубой телесной составляющей, и что жизнь его не сводитсяк одному телесному пребыванию в Мире Яви. Говоря упрощённо, человеческоесущество имеет тройственный состав: от Рода Всебога —Духовное Я (АЗ ЕСМЬ), от Рода небесного — сила предков, от Рода земного —плотское тело, состоящее из материи четырёх стихий, символически выраженных вобразах земли, воды, огня и воздуха. Все три вышеупомянутые составляющиесоединены вместе тем, что мы называем Велесовойнитью, после разъединения которой наступает отмирание плотского тела.

В собственном смысле слова, бессмертен в человеке одинлишь Дух Рода — Собь,наше истинное Я (АЗ ЕСМЬ), облечённое в смертную особь. Что такое истинное Я? Скажем, если Род — это Океан, то Я —волна на Нём. Если Род — это Вервь, то Я — узел на Ней...

Что такое душа? Это тонкая «оболочка» Духа (высшегоЯ), порождённая родом небесным (силой предков) и накапливающая в себеопределённые «склонности» человеческого существа за время его пребывания в миреЯви. Душа сама делится на несколько составляющих, о которых мы поведём речькогда-нибудь в другой раз...

25. Веруете ли Вы всуществование рая и ада?

Вообще, жизнь в мире Яви для подавляющего большинствалюдей отличается от посмертного (после смерти плотского тела) их существованияв Ином мире (Нави[3]) тем, что в первом случаесознание человека направлено вовне, а во втором — внутрь себя. Это второесостояние можно уподобить сну со сновидениями: добрым людям снятся добрые сны;тех же, чьи души бурлят злобой и ненавистью — мучают кошмары. Оба этихсостояния не вечны (они продолжаются до следующего воплощения человека в миреЯви), но в рамках личного восприятия время в таком сне может течь с другойскоростью, нежели на земле.

Мудрым ведомо и другое — высшее состояние, в корнеотличное как от бодрствования в мире Яви, так и от Навныхснов в Ином мире. О таких людях говорят, что после смерти тела они уходят вНеведомые Чертоги Родовы, чтобы уже больше никогда невозвратиться назад в земную Явь...

26. Какова «загробнаяжизнь» человеческой души согласно Вашей версии?

Вкратце об этом уже было рассказано выше. Болееподробно об этом вряд ли имеет смысл говорить здесь.

27. Как должен бытьпохоронен современный язычник?

Лично я предпочёл бы сожжение моего тела напогребальной Краде. (Кое-что о погребальных обрядахможно прочитать, например, в нашей книге «Тризна по Борису АлександровичуРыбакову». — М.: Институт общегуманитарныхисследований, 2002.)

28. Являлисьли к Вам во сне или наяву Ваши языческие Боги? Известно же «явление святых»...

Вообще, сами по себе подобные «явления» не только неявляются доказательством истинности веры, но скорее наоборот — могутсвидетельствовать о некотором душевном расстройстве «видящего». Дело в том, чтосклонности нашего ума во многом сами и формируют те образы, которые являютсянам в видениях. Таким образом, человек с сильным воображением или простобезусловно верящий в реальность тех или иных образов — будет «видеть» желаемое,даже не догадываясь, что он сам и является создателем данного образа.Подтверждать же истинность своей веры «видениями» образов, созданных собственнымумом — это признак скорее болезненного, чем Духовно-мистического состояния всобственном смысле слова.

Теперь, что касается образов Родных Богов. Боги наши —в Природе и внутри нас, во всём сущем; Они суть Силы, Кои могут проявляться вразличных образах, но не исчерпываются ни одним из них. Так, например, Велес —это, конечно, не Старец с бородой, пастушеским посохом и рогом изобилия, аПерун — не Воин в расцвете сил с громовой палицей, мечом или топором, хотя Онии могут изображаться таковыми. В обрядовых изображениях и изваяниях РодныхБогов мы показываем совокупность определённых символов, понятных и близкихнашему собственному сознанию, но не приписываем Самим Богам — Сверхличным Силам — личностных человеческих черт. В этомсмысле Образ Бога не следует путать с Самим Богом, как не следует приравнивать Чуров, стоящих на наших Капищах, к Самим Богам. Образпомогает нам постичь Суть, но сам не является Ею.

Почувствовать, непосредственно пережить ПРИСУТСТВИЕ Божских Сил, вступить с ними в личностное общение,преисполниться их Мудростью и Силой — является Духовной целью и одновременнонеотъемлемой частью наших обрядов. Но способность «видеть» Богов как таковыхвоочию — во многом зависит, как уже было сказано ранее, от личных душевныхособенностей «видящего»...

29. Есть ли уязычников понятие «чуда» в том смысле, как это понимается в монотеистическихрелигиях?

Всё сущее — Чудо! Разве этого мало? «Чудеса» же,природа которых нам не понятна, суть лишь проявления пока не известных для насзаконов Природы, не сводящейся, как и человеческое существо, к одной лишь своейзримой составляющей.

30. Как должноочищать языческое Капище?

Место для нового Капища должно выбирать людямсведущим, в соответствии с токами Природных сил и спецификой будущегосвятилища. Капища могут быть: общинные и личные, открытые и потайные,посвящённые Всебожью и кому-либо из Родных Боговособливо и т.д.

Вкратце, последовательность обустройства Капищаследующая.

Перво-наперво — просят дозволения у духов места начатьработу. После чего — очищают место от всего лишнего (собирают мусор, утаптываютлибо подкашивают траву и т.д.). Затем — намечают будущий центр, где будетрасположено Огневище, либо Алатырныйкамень (жертвенник), либо Капь (образ кого-либо изРодных Богов) — в зависимости от специфики будущего Капища. От центра отмеряютграницы собственно Капища (внутреннее коло, где будут установлены Капи) и Требища (внешнее коло,где будут собираться общинники), по которым совершается символическая опашка(позже можно будет углубить её до уровня рва либо наоборот — установить на еёместе изгородь). Здесь же намечают вход и выход, которые будут охранятьсямалыми Чурами — Стражами Порога. На оберег меставолхвы рекут особые для этого случая вещие слова,например:

Коло-оберег — сорок сороков,

Трижды по сорок сорока дорог!

Огонь-перекрест — оберег окрест,

По долу огня — оберег меня! Гой!

Когда обустройство Капища полностью завершено, егоосвящают, обращаясь непосредственно к Родным Богам, предкам и духам места ипринося Им соответствующие требы.

Всякий раз, собираясь на Капище для проведения тогоили иного обряда, символически «восстанавливают» обережноеколо, обходя Капище посолонь (по Солнцу), рассыпая зерно либо разбрызгиваяспециально заговорённую для этого случая воду. Рекутвещие слова, бьют в бубны либо трещотки, проносят огонь и т.п.

31. Как относятсяязычники к свастике?

Коловрат (Ярга, Ярое Солнце,Свастика — от санскр. «су асти» — буквально: «это благо») — один из наиболеепочитаемых языческих символов, мощнейший обережныйзнак — священный символ Солнца, выражающий единство Рода (Оси Мира —Неподвижного Центра Коловрата) и Родных Богов(движущихся сторон). Также Коловрат символизируетсобой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее ВечногоВозрождения...

32. Как Вы относитеськ националистическим версиям язычества? Поясните Вашу позицию.

Русско-славянское РодновериеВера-Ведание РУСОВ и СЛАВЯН, и в этом смысле —явление глубоко национальное. Но когда любовь к своему, родному, родовомуначинает измеряться степенью ненависти к чужеродному, то такой подход уже имеетмало общего со стезёй Духовного восхождения и потому представляется для наснеприемлемым.

33. Не связан ливсплеск язычества сейчас с появлением «толкиенизма»?

Скорее наоборот: «толкиенизм»,родившийся в современном мире, представляет собой «детскую», игровую формуязычества.

34. Какие отличиязарубежного европейского язычества от того, что сейчас происходит с язычествомв Вашей стране? Откуда у Вас эти сведения о западном язычестве?

Может быть, хватит заглядываться на Запад? Не пора ливернуться, наконец, к СЕБЕ?..

35. Практикуете ли Выкакие-либо языческие обряды постоянно, какие?

Вообще, языческие обряды бывают: кологодные(связанные с празднованием Святодней Годового круга)и событийные (не связанные с оным), общинные и личные и т.д. (Подробнее об этомможно узнать из нашего «Урядника Малого», а также из следующих работ: «Славление Сущего», «Слово Малое об Уряде Свадебном»,«Купала», «Перунов день», «Славление Велеса» и проч.)

На обрядах мы не выпрашиваем у Родных Богов каких-либомилостей, но славим Их от всего Сердца, и через это славлениепробуждаем в себе Родовую Память, облекаясь Их Мудростью и Силой.

36. Правомочно ли, наВаш взгляд, сравнение языческих общин с сектами? В чём сходство и в чёмразличие?

Сектантство возможно только в рамках вероучений, нетерпящих инакомыслия, старающихся навязать всем остальным в качестве«единственно верной» религии самих себя. Потому вся история христианской церквиесть сплошная борьба «истинной» церкви с «еретиками» и «сектантами», считающимив свою очередь себя единственной «истинной церковью».

Подобное положение дел в Родновериипросто невозможно, ибо язычество — ЕДИНО В МНОГООБРАЗИИ, а не в рамкахкакой-либо системы догматов, навязанной насильно одной общностью людей всемостальным.

37. Существуетраспространенное убеждение, что по славянской языческой традиции не сохранилосьсколь-нибудь значимых достоверных данных, и уж темболее — культовых практик, так ли это?

Нет, это не так. (Интересно отметить, что разные родноверческие общины, не поддерживающие между собойнепосредственной связи и даже, порой, не знающие о самом существовании другдруга, приходят к сходным мнениям относительно того, как должнопроводить обряды, строить Капища, обустраивать внутреннюю общинную жизнь ит.д.) Вообще, народная культура и Родовая Память хранят много того, о чём дажене подозревает современный мир...

38. Славянскоеязычество было, по сути, аграрной идеологией, культом Матери-Земли. Как,по-вашему, оно вообще сможет существовать в нынешней индустриальной стране?

Во-первых, язычество никогда не сводилось только каграрным культам в узком смысле слова (хотя почитание Матери Сырой Земли,действительно, всегда было одной из важнейших его составляющих). Во-вторых, какуже было сказано ранее, в разные времена язычество может принимать различныеформы, оставаясь при этом, в сущности, всё той же естественной Духовностьючеловека, свойственной его душе от рождения.

39. Возникают ли усовременных язычников проблемы с религиозными конфессиямии представителями закона?

Само язычество всегда отличалось религиознойтерпимостью по отношению к другим вероучениям, чего нельзя сказать, например, охристианстве или мусульманстве. Впрочем, в рамках каждой религии, помимо еёдостойных представителей, существуют люди, видящие в ней не личный путь Духовноговосхождения, но лишь средство обретения власти над другими...

40. Является линынешнее возрождение язычества массовым явлением, или это дело одиночек? Какогорода люди обычно обращаются в язычество, кто Вас окружает? Много ли язычниковсреди Ваших друзей?

Отрадно видеть, что поиск своих Духовных корнейзатрагивает сегодня всё больше наших сородичей! Самые разные люди находят вязычестве то, к чему они давно уже стремились, не зная, что Родные Боги ВСЕГДАпребывали в их Сердцах...

41. Есть ли точкисоприкосновения современной науки и язычества, или язычество ближе к религии?Религия ли язычество? Если нет — то почему «нет»?

Язычество — это, прежде всего, ЦЕЛОСТНОСТЬ, целостноемировоззрение, пронизывающее собой все стороны Жизни. Язычество неисчерпывается ни наукой, ни религией, являясь одновременно и тем, и другим, имного чем ещё...

42. Сколько язычников(последователей Традиции) в Вашей стране? Сколько язычников в Европе? Сколькоих в мире? Есть ли хотя бы одна страна мира, где язычество является официальнойрелигией?

Сколько в мире язычников — я лично не считал. Думаю,что, в конечном счёте, язычество живёт в душе КАЖДОГО человека. Формальная жепринадлежность к язычеству как к одной из многих мировых конфессий— меня, честно говоря, мало волнует...

43. Как смотрятязычники на религиозное образование в государственных учебных заведениях?

К сожалению, нынешнее положение дел в данной областивряд ли можно назвать утешительным. Смешение религии с политикой, попыткаопределённых сил упрочить свою власть над людьми посредством насаждения«балаганного» христианства — вряд ли может способствовать действительномувозрождению исконной Духовности нашего народа.

44. Почемуязычество проиграло христианству на Руси?

А кто сказал, что оно «проиграло»? Религиозныйофициоз, представленный в настоящее время в России христианством, являетсядалеко не вершиной Духовной жизни нашего народа, а скорее совсем наоборот. Ктому же, как уже было сказано ранее, «народное Православие» — насквозьпропитано язычеством. (Как метко выразился один мой знакомый, Русь и дохристианства была Православной[4], но ипосле «крещения» не стала христианской!..) Пока христианство барахталось вполитических дрязгах, боролось за богатство и власть, народ наш находил Духовнуюопору в язычестве, в Вере-Ведании предков. Так что,кто кого «победил» — это ещё большой вопрос...

Слава Роду!

Речено Велеславом — волхвом Русско-славянской родноверческойобщины «Родолюбие» на родной земле 4 кресеня-месяца (июня) лета 4402 от основания Словенска Великого (лета 2003 от н.х.л.) — во славу РодныхБогов!



[1] Для изд.: ВестникТрадиционной Культуры: статьи, изведник. Выпуск №1.Под ред. докт. филос. наук Наговицына А.Е. — М.: Издатель Воробьёв А.В., 2004.

[2] Русской Православной Церкви (христианской). Сам термин«Православие», как и многое другое, был уворован христианами у родноверов-язычников.

[3] Различают Тёмную Навь —Обитель неупокоенных душ, и Светлую Навь — Ирий Небесный, Обитель душ святых предков.

[4] Право-Славной, то есть славящей Правь и славной Правдою.


Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 23.10.2009

[видео]

Алексей Блинов (Бахарь) — Традиционное мировоззрение славян

Лекция школы "Русская Традиция" от 14.11.2009

[видео]

Василий Бутров — Традиционная культура

Поиск

Журнал Родноверие