13 июля в большеигнатовском селе Чукалы прошел древний эрзянский праздник «Раськень озкс», что в переводе означает «Родовое моление». В 1629 году русский царь Михаил Федорович Романов его запретил, но в 1999-м обряд возродили под статусом фестиваля этнической культуры. Под звуки трубы-торамы на холме ставили огромную восковую свечу раськень штатол. На больших кострах зажигался буень штатол, мордовская жрица-озава с помощницами несла ее, несла хлеб и мед, а старейшины поджигали свечу на холме. А потом все молились Инешкепазу и водили хороводы. Конечно, угощения! Конечно, национальные песни, полеты на огромных качелях, звон монет на нарядах мордовок, палатки с сельхозпродукцией, матрешками и блинами. Праздник проходит раз в три года, но кроме радости и счастья, сеет иногда раздоры, распаляемые местными националистами и приглашенными ушлыми людьми со стороны. Подробности – в репортаже АННЫ ОПРАВХАТ и ЮЛИИ ЧЕСТНОВОЙ (фото).

Председатель республиканского общественного фонда «Спасение эрзянского языка», самопровозглашенный эрзянский царь Григорий Мусалев долгие годы превращал моление в способ заработать и возможность раздуть небольшой, но едкий пожарчик. Кричал, что русские истребляют эрзян, ходил с шапкой по улицам, собирая деньги на памятник мифическому Пургазу. И, говорят, насобирал. Но, то ли принес мошну в жертву другим богам, то ли прокутил по ярмаркам, то ли раздал зарплату сотрудникам газеты «Эрзянь Мастор» и себе. Пургаз бы не одобрил его поведение. Не одобрили и сторонники — 16 апреля его пост заняла Татьяна Ларина, а сам Григорий в силу преклонного возраста вышел на покой.

Но это еще не все. «Раськень озкс» привлек внимание журналистов «Нью таймс» — интернет-издания под предводительством известной либеральной активистки Евгении Марковны Альбац. Или полный Альбац, как она сама себя называет. В Мордовию был командирован некто Антон Смирнов. Однако праздника он не выдержал и спешно ретировался. В телефонном разговоре с корр. «С» признался, что делать там нечего, что сам он считает Мордовию исторической родиной, и что неправильно называть эрзян мордвой.

«Эрзяне — это эрзяне, а название «мордва» — это все равно что «чурки», — сказал Антон. — И хорошо бы все-таки поставить памятник Пургазу — это единственный способ спасти эрзян, донести до них, что эрзя — никакая не мордва. И вообще, в Мордовии так же плохо, как во всей России»

Встретиться и поговорить на эту тему Смирнов отказался. Более того – позже перезвонил и запретил публиковать свои слова, пригрозил «американскими юристами», которые поддерживают Евгению Марковну и всех горемык из «Нью таймс». Так и заявил: «Не можете печатать что-либо без моего согласия». На вопрос «а журналист ли он?» снова вспомнил «американских юристов». Беда с ними.

А праздник, между тем, продолжался. На травке отдыхал священник Вадим Захаркин с изрядно хмельным товарищем.

Отец сообщил по секрету корр. «С», что «русские специально скрещивают эрзю и мокшу, чтоб избавиться от этих народов»

Батюшкин приятель сказать ничего не смог. А что же делал сам батюшка на веселье язычников? Смиренно призывал людей прийти ко Христу…

Обычные чукальские жители были куда адекватней.

«Зачем эта война? — недоумевала Татьяна. — Мордва — она и есть мордва. Надо жить дружно и просто радоваться!»

Кое-кто из хмельных «смешариков» на этом празднике призывал избрать «царем эрзян» беглого Александра Болькина. Этот тип сейчас именует себя «Олександром» и трет блудливую шкурку на Украине. Как только он пересечет границу России, то будет задержан. На родине Болькина считают военным преступником. Да и просто негодяем. Например, издание «Сегодня.ру» именует его «бандерлогом». То ли за вялый зад, то ли за жидкий ум. Тип называет себя патриотом двух народов — эрзянского и украинского. Значится в обществе «Эрзянь вал» и успел отметиться в боевых действиях на Донбассе. Очень любил выставлять в социальных сетях фотографии, на которых «щеголяет» в берцах. Просто находка для психиатров! Некоторые считают, что это жлоб финансировал украинских фашистов. Нужен ли такой «вождь» мордовскому народу — дискуссионный вопрос. Если российские спецслужбы рано или поздно все-таки поймают выпускника большеигнатовской школы, то пусть в первую очередь проверят его на сифилис и ВИЧ. А то на снимках Болькин как-то стремно выглядит. Если и тянет на «царя», то кожно-венерологического диспансера.

На ул. Льва Толстого какие-то граждане усиленно строят кирпично-бетонное чудо. Работы идут даже в святую для мордовских евреев субботу. Ходят слухи, что там расположится что-то вроде «гнезда сказочного Саурона» с финно-угорским оттенком. Уж не для Болькина ли готовят хоромы?

Фото: Юлия Честнова / Столица С

Поиск

Журнал Родноверие