День почитания пророка Ильи занимал в календарном обрядовом цикле белорусов особое место. Считалось, что этот народный праздник становится сезонной границей, когда заканчиваются летние земледельческие работы и начинается природный поворот на осень.

Значимых обрядов на Илью повсеместно не совершалось, хотя праздник считался большим и важным для каждого сельского жителя. Распространены только местные традиции отдельно взятых деревень, которые веками передавались из поколения в поколение и чудом сохранились до наших дней. Корреспонденты БЕЛТА отправились в агрогородок Кадино Могилевского района, чтобы познакомиться с обрядами местных жителей, которые они до сих пор совершают в день поминовения святого Ильи.

"С именем пророка Ильи связано много поверий, сказаний, народных примет и мифологических представлений, — рассказала хормейстер Могилевского районного центра культуры Ирина Яковлева. — Этот грозный святой — хозяин необузданных природных сил и стихий: грома, молнии, дождя. Он мчит по небу на своей огромной колеснице и бросает огненные стрелы в нечистую силу, которая прячется на земле. Самой страшной битвой полярных сил перед празднованием Ильина дня была рябиновая ночь, когда на протяжении всего темного времени суток в небе сверкали сотни молний, а оглушительные громовые раскаты будоражили птичьи стаи и не давали людям спать. Тогда белорусы прятали в доме все блестящие предметы, чтобы ненароком не навлечь на свое жилище беды — огненной стрелы с неба".

{youtube}8eHr9EFx09A{/youtube}

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 55406
000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 469538
000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 267423

Наши предки боялись гнева Ильи, но и безгранично уважали святого: именно ему молились о хорошем урожае и плодородии. Поэтому на праздник жители Могилевского района обязательно делали задел на будущий урожай озимых — засевки. В решето насыпалось посвященное в церкви зерно, в него клали несколько вареных яиц и ставили громничную свечу-оберег, которая, согласно поверьям, защищает от грозы и нечистой силы, приносит облегчение в болезнях. Девушки во главе со старейшей женщиной выносили все это в поле, где у вспаханной борозды их уже ждали ребята. Парням давали по яйцу, которое нужно было сразу очистить — тот, кому попадалось ровное и без впадины с одного конца, назначался главным или первым "сейбітам".

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 883344
000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 761737
000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 815630

"Счастливчик съедал яйцо и надевал белую праздничную рубаху, остальные же ребята бросали яйца прямо на вспаханное поле как жертву Илье-громовержцу, чтобы земля хорошо родила, — пояснила Ирина Яковлева. — Именно главный "сейбіт" спустя время первым начинал сеять зерно под зиму, чтобы весной оно дало хорошие всходы. Однако перед тем как он начнет работу, вновь зажигали громничную свечу и читали молитву — благословение на богатый урожай. Такой обряд встречается в двух соседних агрогородках Могилевского района — Кадино и Романовичи. Несколько лет назад эту традицию вспомнила местная жительница Марфа Адамовна Ильина, которой на то время было около 90 лет".

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 983706

Поскольку урожай нужно было оберегать не только от засухи и обильных дождей, но и от града, это положило начало интересной традиции. Утром на Илью каждая хозяйка открывала в своем доме окно и ставила на подоконник угощение — хлеб с солью. Вечером этого дня его нужно было отнести к реке и опустить в воду. Таким подношением можно было задобрить вышние силы и уберечь свои угодья от непогоды.

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 406939

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 62736

Еще один обычай праздничного дня — "ильина" перина. В этом обряде принимали участие только девушки. Они собирались дома вместе и набивали сенник свежесжатой соломой и лекарственными травами. Такая перина считалась целебной и лечила от всех болезней, стоило только поспать на ней. Однако чтобы это действительно поправило здоровье и помогло болящему, в процессе работы нужно читать правильные заговоры: "На Іллю, каб здароўя прыдбаць, на саламянай пярыне трэба спаць". Девушки заговаривали травяной сенник не только на здоровье: "Я кладу зверабой, каб любы быў са мной", "А ў мяне душыца, каб добра Богу маліцца", "А ў мяне трава Багародзіцы, хай толькі добрыя думкі родзяцца".

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 576651
000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 952557

Вечер праздника заканчивался братчиной или, как сегодня чаще говорят — складчиной. В доме одной из женщин собирались соседи, которые приносили с собой различные угощения и разносолы. В свою очередь хозяйка должна была засечь в жертву Громовержцу курицу или петуха и приготовить для своих гостей. Собравшиеся сидели допоздна, пели песни, устраивали танцы и игры. Интересно, что специфических обрядовых напевов для этого праздника не было — в домах белорусов звучали лирические песни о любви, женской доле, явлениях природы.

"У зялёную дуброву пайду вечарам к мілому",

- выводили высокими звонкими голосами женщины из народного ансамбля "Вячоркi", которые также приняли участие в театрализации.

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 613355

Одна из них, Мария Стапановна Казачонок, отмечает в День почитания пророка Ильи свой день рождения.

"Говорят, что если рождаешься в такой большой праздник, то сразу попадаешь под защиту этого святого: он помогает во всех делах и благих начинаниях, дает хорошую долю, — рассказала солистка с почти сорокалетним стажем. — Поэтому каждый год у меня двойная радость. Я сама родом из Брестчины — там Илью мы не праздновали. Однако соблюдали в этот день все народные приметы: не брались за домашние дела и хозяйственные работы, опасались ходить в лес за грибами и ягодами, не выгоняли со двора животину. И, конечно же, старались после Ильи не купаться: "Да Іллі мужык купаецца, а пасля Іллі з вадой развітаецца".

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 417871

Реконструкция народных обрядов помогает не только сохранить память о богатой духовной жизни наших предков, их верованиях и традициях, но и передать все это будущим поколениям, уверены в Могилевском районном центре культуры. Именно поэтому к участию в таких театрализациях наряду с местными старожилами приглашают молодежь. Так, "галоўным сейбітам" праздника стал выпускник Белорусского университета культуры и искусств Стас Артемьев.

"Сегодня мой первый рабочий день — я буду художественным руководителем в Восходовском центре культуры и досуга, — отметил молодой человек. — Мне было очень интересно погрузиться в это действо. Я смотрел на воссоздание белорусских обрядов даже больше как зритель — и происходящее, безусловно, завораживало. Всего за один день я узнал много нового об истории и фольклоре Могилевского района. Уверен, что такие культурные инициативы подтолкнут молодежь к изучению традиций своей семьи и белорусского народа. Ведь мы действительно богаты своим историческим прошлым".

000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 737042
000023 fd9977d012b8635c43258726002221be 740438

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Славянские обереги

Поиск

Журнал Родноверие