Славянское язычество напоминает о себе народными традициями и праздниками: прыжками через костер на Ивана Купалу, «солнечными» блинами на Масленицу. Один из создателей общины «Грайворон» 29-летний Антон Воробей рассказал «РИАМО в Подольске» о современном язычестве.

Про интерес к язычеству

 gallery0erv
из личного архива

Антон подчеркнул, что является именно славянским язычником, то есть почитает религию предков.

«С ранних лет я чувствовал принадлежность к русскому народу, а если смотреть шире – к славянам. Мне было интересно узнавать о своих корнях и традициях. В язычество я осознанно пришел в десятом классе»,

– рассказал он

И отметил, что в настоящее время интерес к язычеству в обществе заметно возрос. По его мнению, люди хотят «чего-то подлинного, своего».

«В язычество человек приходит самым естественным образом: только родившись, он уже обусловлен жить в конкретной семье, он уже причастен к семейным родовым традициям. То есть мать с отцом уже определили, в какой культуре и среде жить ребенку, какие праздники отмечать»,

– пояснил собеседник

Он напомнил: слово «язычество» происходит от церковнославянского слова «языци», что значит «народы». То есть, по его мнению, быть язычником означает исповедовать народную религию.

«Многие люди даже не задумываются о том, что тоже в каком-то смысле являются язычниками. Они отмечают народные праздники, проводят ритуалы, верят в приметы – все это досталось нам в наследство от язычества»,

– рассказал Антон

Про праздники с языческими корнями

 gallery0zfb
из личного архива

Основные праздники, которые служат напоминанием о языческом прошлом, связаны с ходом солнца, пояснил Антон. У всех индоевропейских религий почитаемые дни – это зимнее и летнее солнцестояние, которые говорят об угасании и возрождении природы соответственно.

«Коляда, один из популярных сегодня праздников, отмечается во время зимнего солнцестояния. В славянской традиции этот момент называется «карачун», а под колядой понимается вся последовательность святок»,

– рассказал он

И добавил: сегодня люди широко, с удовольствием и радостью отмечают многие праздники с языческими корнями.

«Это, например, Масленица, которая отмечает завершение зимы и начало весны. А также праздник Купалы, который приурочен к летнему солнцестоянию»,

– отметил собеседник

Родительские субботы, во время которых христиане идут на кладбище и посещают могилы родственников, в язычестве называются Осенние Деды и Вешние Деды. В это время Антон вместе со своей семьей накрывает стол и выставляет фотографии предков, а после трапезы оставляет для них часть еды.

«Есть и множество других праздников, которые сегодня считаются христианскими, но своими корнями уходят в древнее язычество»,

– добавил Антон

Про отличия от других религий

 gallery0yg1
из личного архива

Корреспондент «РИАМО в Подольске» поинтересовалась, в чем состоят отличия язычества от других вероисповеданий. По мнению Антона, разница существенна, причем как во внешней обрядовой части, так и в глубинных философских основах.

«Христианство – это креационистская религия. По христианской концепции, человек создан по подобию бога, но он отделен от него. В языческих верованиях по большей части парадигма совсем другая, и ее можно озвучить как манифестационизм – когда божественная сила манифестирует себя через мир и человека»,

– сказал Антон

И пояснил: согласно данной концепции человек непосредственно является проявлением божественного, а природа и все вокруг – проявлениями бога или богов. Так, в язычестве в узком понимании гроза – проявление бога Перуна, а угасание природы – проявление богини Морены.

«Но если смотреть более глубоко, то все это – проявление внутренней природы человека. Обращаясь к богам, язычники обращаются внутрь себя»,

– отметил собеседник

Про языческий пантеон

 gallery2122
из личного архива

Антон пояснил, что язычество уходит корнями в индоевропейскую древность, поэтому у разных его ветвей пантеоны схожи.

«У славян есть бог-громовержец Перун. Есть Скотий бог, он же Велес – бог подземного мира, магии, а также богатства. Само слово «скот» в более широком смысле надо воспринимать как богатство, ведь «скотница» – это казна. Есть Мокошь – богиня судьбы, богиня-пряха»,

– рассказал Антон

Кстати, отметил собеседник, все индоевропейские богини, связанные с судьбой людей, пряхи: они буквально прядут судьбу человека.

«Есть в язычестве и Дажьбог – бог солнца и неба, податель благ. И есть Сварог – бог-кузнец, связанный с сотворением мира. Морена – богиня смерти, богиня зимы»,

поделился он

И добавил: все божества – это проявления не только природы, но и самих людей, их сущности. При этом четких догм, как в других вероисповеданиях, в язычестве нет – оно учит следовать своей природе.

«Большинство людей совсем не знают себя, и чтобы раскрыть собственный потенциал, им нужно проделать большую работу. Язычество учит следующему: нужно свято чтить родных богов и предков, беречь свою землю, а если человек хочет высшей мудрости, то он должен познать себя»,

– пояснил Антон

Про общину и капища

 gallery022o
из личного архива

Антон является одним из создателей языческой общины «Грайворон».

«Все началось со знакомства с единомышленниками на тематических праздниках около столицы. Мы все отмечали Купалу и познакомились. Со временем стало подтягиваться все больше людей, и круг общения расширился. В 2014 году появилась наша община, а название пришло около двух лет назад»,

– вспоминает собеседник

Члены общины построили языческие святилища – капища, чтобы проводить различные мероприятия, вместе отмечать праздники, подносить дары богам. Одно из капищ находится в Подольске.

«На капище в Подольске сначала было сухое дерево с изображением Велеса, но потом оно упало. И мы возвели трех чуров – так называются деревянные резные изображения богов. Мы изобразили Велеса, Перуна и Мокошь»,

– рассказал Антон

Он пояснил, что на капищах обычно имеются изображения языческих богов, костровище, места для подношений, ограда. Яркий пример – знаменитое капище в московском музее-заповеднике «Царицыно».

Кроме того, до наших дней дошла и языческая традиция почитания определенного предмета – например, камня. Так, в московском парке «Коломенское» есть Голосов овраг, где лежат Гусь-камень и Девин камень, к которым каждый день приходят люди, чтобы оставить подношения и дары.

«К сожалению, бывают и случаи вандализма: на одном из капищ вандалы расшатали чуры и поломали ограду. Думаю, такое происходит от незнания и непонимания. На самом деле, язычество – это наша культура и история, которые стоит знать и чтить»,

– заключил Антон

* мнение редакции может не совпадать с мнением опрошенных

Видео

[видео]

Магическая символика. Введение

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие