Ловили пули руками…

— Существует множество определений термина «казачество». Кто-то считает, что это социальный слой, кто-то — род войск, кто-то говорит, что казаки — это особая этническая группа. Так что же это такое?

- Однозначного ответа на этот вопрос не знает никто. Людей, утверждающих, что казаки — это сословие, много, но их слова не подкреплены историческими источниками. На самом деле в исторической литературе нет практически ни одного упоминания о казачестве. О казаках — сколько угодно, но не о казачестве. И никто не знает точно, как появились казаки. Российские историки всегда воспринимали их как само собой разумеющееся, как будто они были всегда. Один из немногих «биографов» русского казачества — Евграф Петрович Савельев в своих трудах называл несколько версий возникновения казачества. Одна из них строится на том, что прародителями казачьего рода были так называемые характерники — славянские колдуны и целители. Считается, что характерники могли останавливать кровотечение, ловить пули голыми руками, ходить по воде и огню, часами находиться под водой, становиться невидимыми, гипнотизировать, появляться одновременно в нескольких местах и вызывать страшный ужас среди врагов. Характерники были великими воинами — они владели секретной техникой боя, делавшей их непобедимыми. Образ казака-характерника очень популярен в славянской мифологии, да и в современной литературе – например, Николай Васильевич Гоголь в своей комедии «Ночь перед Рождеством» использовал легенду о характерниках, создавая образ казака Пацюка, к которому главный герой обращается за помощью. Главного героя романов Марии Семёновой — Волкодава тоже можно считать характерником. Считается, что когда-то давно характерники обосновались в донских степях и основали казачий род. Но это лишь одна из версий.

Они жили везде

- Откуда казаки взялись в Туле?

- На самом деле казаки есть везде. А в Туле — и подавно. Во-первых, в Шатском водохранилище находится исток Дона. И, во-вторых, именно в Тульской области проходила граница так называемого Дикого Поля — так в старину называли слабозаселённые причерноморские и приазовские степи, находящиеся между средним и нижним течением Днестра и нижним течением Дона и доходящие до Чёрного и Азовского морей и Крыма. Кстати, некоторые историки включают в состав Дикого Поля земли, лежащие вдоль Оки. Так что Тульская область точно так же может претендовать на звание родины казаков, как и Дон, и Запорожская Сечь.

- Насколько я помню, исток Дона находится в Детском парке Новомосковска…

- Официально — да. Как нам всем хорошо известно из курса географии, Дон берёт начало в северной части Средне-Русской возвышенности, на высоте 180 метров над уровнем моря, около города Новомосковска Тульской области. Но несколько столетий назад, когда казачество только зарождалось, истоком Дона считалось Иван-озеро, находящееся в трёх километрах от Новомосковска. Сейчас оно именуется Шатским водохранилищем, но на его берегу сохранился одноимённый посёлок. В знаменитой «Книге Большому Чертежу» — подробном описании карты всей территории России и соседних государств XVI — XVII веков сохранились такие строки: «Река Дон вытекла из Иван-озера, от Дедилова верст с 30, и потекла под Епифань; да ис тово же Иваня озера потекла река Шат и пала в реку в Упу, выше города Тулы верст с 8 и больши…» Кстати, село Дедилово считается одним из первых казачьих поселений. Казаки обживали практически всю северо-восточную часть региона.

Ряженые или воины?

- Что представляет собой казачество сегодня?

- Как ни странно это звучит, за 400 лет мало что изменилось. Сегодня казаки точно так же не имеют определённого социального статуса, как они не имели его при Иване Грозном. Большинство казачьих отрядов представляют собой общественные организации, в которых кто-то занимается чем-то. На мой взгляд, это и есть наша основная проблема — то, что нигде точно не определено, кто такой казак и чем он должен заниматься. Каждый казачий атаман воспринимает всё по-своему, и это очень мешает нам и жить, и работать.

- То есть казачество нынче в кризисе?

- Я скажу так: сейчас, как и раньше, есть казаки, но нет казачества. Потому что нет человека, который сможет создать определённую идеологическую и нормативную базу, своего рода «кодекс чести» казака, который точно определит, что можно, а что нельзя. Казаки сейчас разрознены, нет явного лидера, нет единого направления, в котором необходимо двигаться.

- А как же так называемые казачьи патрули? Говорят, их даже к обеспечению правопорядка на грядущей Олимпиаде в Сочи хотят привлечь.

- Нет ни одного нормативного акта, в котором записано, какими полномочиями эти патрули обладают, кого они имеют право задерживать и какие меры при этом применять. По сути, казаки, состоящие в таких патрулях, ходят по лезвию бритвы — находясь в таком «подвешенном» положении, очень легко преступить закон. Если государство заинтересовано в работе казачьих патрулей, нужно продумать и проработать законодательную базу, на основании которой они будут действовать. А то — стегнул казак хулигана нагайкой, а его упекли в тюрьму за нанесение телесных повреждений. Такие случаи уже были, но на них никто не обращает внимания.

- Может, потому, что казаков не воспринимают всерьёз?

- Не знаю, как к этому относятся наши законодатели, но если они действительно не воспринимают казаков всерьёз, то напрасно. Казаки всегда были грозной военной силой, с которой приходилось считаться. Начиная с XVII века они участвовали во всех войнах, которые вела Россия, проявили себя в Первой мировой войне и в военных конфликтах ХХ века. Кстати, во время Великой Отечественной войны казачьи соединения составляли примерно 18% от общего количества войск — цифра довольно внушительная. Мужество и героизм проявили казаки в битве под Москвой. Эскадрон 37-го кавалерийского полка под командованием лейтенанта Владимира Красильникова вёл неравный бой с наступающей пехотой и танками врага. За два часа казаки отбили три атаки, уничтожили пять танков и около сотни солдат противника. От всего эскадрона в живых осталось только семь казаков, но враг так и не смог прорвать оборону. Казаки были прирождёнными разведчиками — любой разведывательный выход заканчивался удачно, казаки выполняли поставленную задачу и добывали ценные разведданные. Тот факт, что некоторые методы «работы» таких разведчиков впоследствии легли в основу подготовки спецназа ГРУ, говорит сам за себя.

Кавказ — «раздражитель»

- А как быть с многочисленными «ряжеными», которые, выдавая себя за казаков, торгуют «казачьими» званиями и должностями?

- Про таких говорят: «в семье не без урода». Как и в любой серьёзной организации, в казачестве находятся люди, которые хотят «подняться» за счёт авторитета других казаков. И виноваты в этом мы сами. В некоторых казачьих отрядах чины и звания раздают практически просто так — достаточно прийти, написать заявление, и всё — ты уже казак. Ты просто носишь красивую форму. Здесь опять всплывает наша главная проблема -отсутствие законодательной и нормативной базы.

- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы возродить казачество?

- Вся деятельность казаков должна основываться на четырёх простых вещах: земле, роде, верности и вере. Казаки всегда были очень привязаны к земле — в мирное время они посвящали ей всё своё время. Пахали, сеяли, собирали урожай. Сейчас ничего этого нет. Жизнь разбросала казаков по свету — каждому надо зарабатывать на жизнь. Это правильно, я не спорю. Но мы не должны забывать про свою землю, про свои корни. Второе — это род. В давние времена казаки жили общинами, в которых всё строилось на родовых отношениях. Казаки всегда чтили институт семьи. К сожалению, сейчас он почти утратил своё значение. Многие громко именуют себя «родовыми казаками», но вряд ли смогут назвать имена предков хотя бы до пятого колена. Наши предки не зря считали, что истинное предназначение мужчины — продолжать свой род, растить детей и беречь свою семью. Эта истина не нова, но о ней мало кто помнит. Третье — верность. Верность своему делу, своему роду и своему Отечеству. Казак никогда не предаст казака. Недаром про донских казаков, к которым бежали от злых помещиков крепостные крестьяне, раньше говорили: «С Дону выдачи нет». И четвёртое — это вера. Одним из «столпов» нашего государства всегда было православие. Во времена СССР мы об этом забыли, но сейчас, когда на улицах наших городов становится всё больше мусульман, мы начали об этом вспоминать. Впрочем, такую «исламизацию» можно считать даже полезной.

- В каком смысле?

- Как говорят медики, исламизация выступает в качестве некоего «раздражителя», который вызывает определённую реакцию здорового организма. Поясню: сейчас многие политические деятели говорят о том, что Кавказ постепенно захватывает нас, что русская нация вырождается. Но они забыли об удивительном свойстве нашего народа — мы всегда умеем сплачиваться в минуту опасности и забывать про свои внутренние разногласия. Пока мы едины — мы непобедимы и сможем пережить всё, что угодно.

Поиск

Журнал Родноверие