34494 medium
Привычные шапку, тулуп и валенки отечественные деды-морозы надели в конце 1930-х

Для кого-то Новый год – это лишь смена цифр в календаре, но в большинстве своем и взрослые, и уж тем более дети относятся к этому празднику по-особенному. Его трудно представить без Деда Мороза. К одним ребятишкам он позвонит в дверь и лично вручит подарок, другим же оставит его в волшебную ночь под елкой.

Ивановцам выпал прекрасный шанс – проследить историю трансформации образа Деда Мороза на выставке в Музее камня школы «Литос-КЛИО». Читателям в этом сегодня поможет разобраться его создатель и руководитель Андрей Лапыкин.

 Фигурки под елкой – от эпохи жертвоприношений

– Андрей Иванович, экспонаты на выставке – из собраний музея или неравнодушные горожане тоже поучаствовали?

– В нашей коллекции – более трехсот подставочных фигур дедов-морозов и снегурочек – с конца 1930-х по 1990-е. Они представляют всю географию той большой страны, которая называлась Советским Союзом. Это Москва, Ленинград, Воронеж, Ростов-на-Дону, многочисленные гости с Украины, сибиряки, молдавские Мош Крэчуны, прибалтийцы и даже гости из ГДР. Сделаны фигурки из разных материалов: модельный гипс, ангидрит, папье-маше, вата, металл, стекло, пластмасса, пенопласт, поролон, фарфор, дерево, резина.

12602 large
Новогодние волшебники из Молдавии 1970-х годов – Мош Крэчуны

Выставка «Старый добрый Новый год» уже стала традиционной, она проводилась в разных форматах. В этом году мы демонстрируем только дедов-морозов и снегурочек, и то не всех, а лишь 173 фигурки. Эти выставки очень востребованы у жителей города, активно посещаются, вызывая массу положительных эмоций и воспоминаний. Поэтому некоторые ивановцы, конечно же, хотят подарить нам свои семейные реликвии, но мы принимаем только те экспонаты, которые не представлены в нашей коллекции.

– А сама традиция ставить на Новый год под праздничную елку фигурку Дедушки Мороза когда возникла? Наверняка еще в древности было принято что-то подобное?

– Если мы коснемся этнографической темы, то действительно вынуждены углубиться в очень древние времена, когда человек поклонялся силам природы. А мороз и холод – одни из самых могучих и страшных из них. Человек, обожествляя эти силы, старался задобрить их и приносил дары. Если вспомнить Древнюю Русь, то Мороз, Студенец и Карачун были далеко не добрыми богами. Более того, они требовали жертвоприношений. Некоторые обычаи сохранились до сих пор. В деревнях на крыльцо выкладывают дары Деду Морозу. Поэтому трансформация Дедушки Мороза от злого к доброму прошла долгий путь. В произведении Некрасова «Мороз Красный Нос» он совсем не милый. В сказках Одоевского Дед Мороз добреет. А в советских это уже тот персонаж, которого мы все хорошо знаем.

Что касается подставочных фигурок, известно, что традиция наряжать елку на Новый год со всей атрибутикой в современном понимании пришла к нам из Германии в середине XIX века. Но долгое время это была больше европейская культура. А вот всем нам известная фигурка деда-мороза в шапке, тулупе, валенках и с мешком подарков появилась только в конце 1930-х годов. Наиболее характерные разнообразные персонажи относятся к советскому периоду. К сожалению, сейчас наши деды-морозы и снегурочки иногда обретают «китайские черты лица» или «оттенок» Санта-Клауса.

Комсомольцы проводили ритуалы по сжиганию елок

– В экспозиции представлены фигуры с 1930-х. Это связано с тем, что до этого времени празднование Нового года в нашей стране считалось буржуазным пережитком?

– После революции по инерции новогодний праздник, как и Рождество, продолжали отмечать несколько лет. Но с середины двадцатых годов против новогодней атрибутики как религиозной и буржуазной действительно началась настоящая война. В коллекции нашего музея есть журналы и газеты того периода, где в красках рассказывается о комсомольском «рождестве» и «красной» новогодней елке, на которых проводили ритуалы сожжения елок…

И только в конце 1935 года наш земляк Павел Постышев в газете «Правда» опубликовал заметку о необходимости вернуть советским детям новогодний праздник. Это и есть точка отсчета и начало рождения советской новогодней атрибутики, когда появились и характерные елочные игрушки, и фигурки деда-мороза и снегурочки. На первом этапе праздник жестко контролировался властями и использовался в качестве еще одной агитплощадки. Но постепенно политика ушла, а Новый год стал, наверное, единственным неполитизированным праздником в нашей стране, который любили не только дети, но и взрослые.

– Как менялись с годами деды-морозы, которых наши соотечественники ставили под елку? Наверняка по ним можно проследить смену эпох и поколений, торжество пластмассы в 1980-х годах?..

– Менялся даже цвет тулупа. Вначале он был исключительно красным, что символизировало его пролетарское происхождение. Позже появились синие и белые тулупы с блестками, и Дед Мороз стал ближе к народу. Наложил отпечаток и период Великой Отечественной, так как после войны дедов-морозов и снегурочек в основном делали в артелях инвалидов ВОВ. В нашей коллекции есть несколько фигурок того времени. Они, конечно, далеки от эстетического совершенства, но представляют коллекционный интерес и то, что они наши, родные, ивановские.

А самые любимые у коллекционеров ивановские деды-морозы и снегурочки начали выпускать на нашей фабрике игрушек в 1958 году, когда летняя кукла Люба зимой превращалась в снегурочку. Во времена Хрущёва из мешка деда-мороза могли торчать овощи и фрукты, включая початки кукурузы. После полета Гагарина в числе подарков появились ракеты и спутники. Важно отметить, что в советский период деды-морозы имели и национальный колорит – прибалтийские фигурки легко отличить от молдавских и грузинских.

12603 large
Этому дедушке уже за 60 лет. Он сделан из прессованных опилок

Что касается материала, из которого изготавливали фигурки, то он тоже изменялся вместе с развитием промышленности. Если сначала это были гипс, папье-маше и вата, то позже, когда химия шагнула далеко вперед, наступило время пластика, пенопласта и резины. Этому больше всего обрадовались дети, потому что дедов-морозов из ваты берегли, а фигурки из пластмассы и резины постепенно становились игрушками, доступными и родными.

– А какие деды-морозы в тренде у россиян ныне?

– Сегодня есть производители, которые придерживаются старых традиций, но основная масса в погоне за креативностью творят с новогодними персонажами всё, что хотят. Это касается и материала, и самого образа…

Волшебник с винтовкой и на танке

– Снегурочка сразу стала неизменной спутницей деда-мороза или она появилась под елкой позднее?

– Вначале там был только дед-мороз. Но когда на первых кремлевских елках большому Дедушке было трудно наладить контакт с детишками, ему придумали помощницу, внучку снегурочку. Она стала парой деду-морозу не только на сцене, но и под новогодней елкой.

– В период Великой Отечественной люди, несмотря на лихолетье, тоже старались отметить Новый год. Как это время отразилось на Дедах Морозах?

– Очень даже отразилось. Если взять новогодние открытки, то они должны были поддержать воинов на фронте. Первые появились во время битвы под Москвой в декабре 1941 года. На этих открытках Дед Мороз с винтовкой и на танке помогал нашим солдатам бить немцев и дарил надежду на победу в новом году. И у самой фигурки деда-мороза, которую ставили тогда под елку, часто появлялась самодельная военная атрибутика.

– Много ли гостей уже посетило выставку и до какого числа она продлится?

– Наша выставка, как я уже отмечал, традиционно пользуется популярностью у жителей города, но сейчас мы вынуждены работать по определенному регламенту. Поэтому принимаем либо организованные группы по предварительным заявкам (телефон 37-82-63), либо всех желающих в выходные дни с 11:00 до 16:00. Экспозиция проработает до 14 февраля.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы «Русская Традиция» от 28.03.2010

[видео]

Велеслав — Символика Шуйного пути. Беседа вторая

Лекция и практика школы «Русская Традиция» от 27.02.2010

[видео]

Велеслав — Духовное самопознание. Беседа вторая

Поиск

Журнал Родноверие