Проходят века, а русские люди меняются мало. Не было когда-то ни Деда Мороза, ни ёлок с игрушками, да и в церковь на Рождество не все ходили с охотой. Но наш человек всегда радовался хрустящему снегу и светлому морозному дню, был готов нырнуть в прорубь и много дней весело кутить вместе с родными и друзьями. О новых и исконных святочных обычаях «АиФ-Воронеж» рассказал историк Николай Сапелкин.

Взаймы у немцев

Юрий Голубь: Николай Сергеевич, сегодня многие недоумевают – какой Новый год без ёлки и Деда Мороза? Но ведь, кажется, всё это уже советское изобретение.

Николай Сапелкин: Канонические образы Деда Мороза и Снегурочки сложились в тридцатые годы XX века, а приносить домой и украшать ёлки по всей стране начали уже после Великой Отечественной войны.

Литературный образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году в сказке Владимира Одоевского и сперва был проявлением злого начала – стужи, убивающей случайного путника. Но постепенно, к концу XIX века, превратился в доброго дедушку, ведь русский человек к морозу относился положительно. У хлебопашцев, из которых состояло почти всё население Черноземья, бытовала примета: чем крепче мороз, чем больше снега, тем лучше урожай. Существовала даже традиция выкликать мороз.

А вот праздновать Новый год с ёлкой – немецкий обычай, который очень долго не приживалась в России. Даже в высшем свете это было редкостью, связанной лишь с тем, что многие русские императрицы происходили из Германии.

У русского народа ель считалась символом загробного мира, кладбищенским растением. До сих пор во многих сёлах, провожая усопших в последний пусть, застилают дорогу хвойными ветками.

Широкое распространение в дворянской и городской среде новогодняя ель получила только в самом конце XIX века. В губернских городах – Воронеже, Орле, Курске – в предпраздничное время сосны и ёлки стали продавать на рынках.

Но уже новый 1915 год праздновали без ёлок – царское правительство наложило запрет: шла кровавая война с Германией и всё немецкое изживалось. Так что вопреки распространённому мнению большевики ёлку никогда не отменяли. И даже праздник Рождества был нерабочим днём вплоть до 1929 года.

А уже в 1935 году Сталин решил вернуть ёлку детям. Советская власть укрепилась, начала создавать свои обряды, и такая добрая забава пришлась очень кстати.

Первую официальную всесоюзную ёлку организовали в ночь на 1 января 1937 года. Сначала ёлочные игрушки изготовляли артели, потом — фабрики. Был даже создан целый институт игрушки, разрабатывавший образы, которые несли правильную воспитательную нагрузку.

Сами себе астрономы

- Но ведь сам праздник уходит корнями в седую древность. Что же отмечали наши предки?

- Традиция многодневного зимнего празднования у русского народа существовала всегда, хотя и не была напрямую связана с Новым годом.

Русский человек исстари был солнцепоклонником и почитал дни солнцестояния и равноденствия. Первоначально Новый год отмечался в марте и был связан с масленичными гуляниями.

В XV веке при Иване III праздник официально стали отмечать по византийскому церковному обычаю – 1 сентября. Но у основной части народа, которая стала грамотной и получила календарь-численник только в советское время, не было представления о первом дне года как таковом. Люди ориентировались по солнцу и праздник тяготел ко дню осеннего равноденствия.

Когда Пётр I перенёс Новый год на 1 января и распорядился устраивать гуляния, церковь была недовольна. Позже, в XIX веке, она осуждала и будто бы языческий образ Деда Мороза.

А вот народ снова почти не заметил перемен – ведь он и так праздновал дни после зимнего солнцестояния. Сначала дни убавляются – происходит смерть Бога. А с 25 декабря начинают заметно расти, и это означает его рождение. В древности в тот же день отмечали появление на свет таких богов, как Осирис и Митра.

Впрочем, в нашей большой стране святки начинались в разное время. К северу от Москвы – к неудовольствию священников – сразу после Николиного дня. Там раньше наступали морозы и можно было приступать к обмолоту зерна.

Многие сегодня уже не знают, что уборочная страда приходилась на август-сентябрь, а обмолот – на зиму. Зерно подсушивалось на морозе, заливалась ледовая площадка, и семья дружно приступала к работе. Затем урожай ссыпали в амбары и начинались сытые, радостные дни.

Вплоть до начала XX века эти праздники соединяли в себе христианское и глубинное народное начала и назывались Авсень. По мнению специалистов, это слово восходит к санскритскому глаголу, означающему восход солнца.

Ужин для покойников

- Так ведь православное Рождество – позже зимнего солнцестояния. Как же праздновать, если пост не закончился?

- Часто праздновать начинали, не дожидаясь Рождества, — как только заканчивали работу. Священники в чернозёмных приходах постоянно отмечали, что народ «больше живёт по обычаю, чем по благочестию». Крестьяне могли сократить или, наоборот, продлить пост –если, скажем, случалось, как у Пушкина: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе». Без снега и мороза праздник не наступал.

А если за окном белым-бело, на щеках — румянец, заготовили жито, заплатили подати, раздали долги — как не праздновать? Самое время готовить угощения и главное блюдо – кутью из пророщенной или обычной ржи и пшеницы с мёдом.

Это блюдо было поминальным, ведь для русского человека связь с предками имела огромное значение. Вплоть до середины XX века сохранялась традиция кликать усопших – звать на угощение умерших предков. В реальности же за богатый стол сажали родственников и соседей.

Тут же, за столом, начинали планировать будущий сельскохозяйственный год – например, договаривались с пастухами и другими работниками, которые заранее определяли свою летнюю нагрузку и заработок.

Но даже такие деловые переговоры превращались в обряд – гости приходили с прибаутками, обсыпали хозяев овсом, чтобы создать хорошее настроение и заключить выгодную сделку. Мужчины надевали женскую, а женщины – мужскую одежду, выворачивали на изнанку зипуны.

Девушки гадали на суженого, ведь именно в эти дни часто присматривали жениха и невесту, чтобы на Масленицу сговориться, а летом сыграть свадьбу.

Один народ – один праздник

- Так сегодня про Авсень мало, кто слышал, — на Рождество обычно колядуют. Это с гоголевских повестей пошло?

- Малороссы, жившие в чернозёмных губерниях, праздновали не Авсень, а Щедрые вечера. Именно от украинского населения пришёл и получил уже в наше время широкое распространение обычай колядовать.

Надо сказать, что малороссийское население было ближе к церковному пониманию праздника, а великороссы вплоть до начала XX века воспроизводили дохристианские обычаи.

- И как на это реагировала церковь?

-Священники с недовольством смотрели на любые нецерковные торжества – и язычество поднимает голову, и доходы идут мимо храма. Но запрещать было бесполезно, и духовенство предлагало альтернативу: не просто колядовать, а славить Христа, вместо гаданий – заказать молебен, не осыпать друг друга овсом, а прийти в храм, чтобы священник окропил святой водой, освятил кутью.

Вплоть до советского времени церковь не принимала и традицию крещенских купаний, которая, опять же, уходит корнями в дохристианские времена — русские люди показывали удаль и знали о пользе закаливания.

Впрочем, изначально Рождества и Крещения не существовало – был единый праздник Богоявления. Его разделила церковь, стремившаяся взять под контроль и облагородить языческий обычай святочных купаний. При этом в сельской местности Крещение было даже более значимым днём, Рождество занимало главное место, прежде всего, в дворянской и городской среде.

Так что много веков у нас параллельно существовали сразу три традиции зимних праздников – церковная, дворянская и крестьянская, — и только бурные события XX века, сформировавшие русскую идентичность, всё перемешали. Мы стали единым народом с общими обычаями.

Мы по-прежнему встречаем Новый год в изобилии блюд, а девять праздничных дней как нельзя лучше отражают традицию Авсеня, который отмечали не меньше двух недель.

Досье

Николай Сапелкин родился в 1970 г. в селе Орехово Курской области. В 1996 г. окончил Воронежский госуниверситет. Известный общественный деятель, историк, писатель и путешественник. Действительный член Русского географического общества, Союза писателей и Союза дизайнеров России. Автор многих книг и исследований.

Поиск

Журнал Родноверие