Сегодня в гостях у канала «Записки городского жителя» представитель Этнографического парка-музея «Русский остров», который попросил не называть его имени и фамилии. Мы собрались чтобы обсудить вопросы популяризации отечественной истории.

Марк Темников, главный редактор: Что подвигло вас на создание этнографического музея?

Представитель: В «прошлой жизни» я занимался совершенно другими делами в бурной столице -там я вполне состоялся, все и дальше шел в гору, но врожденные склонности к идеализму и философскому осмыслению жизни — мне не давали покоя — деловой мир основанный на жажде наживы, лукавстве, лицемерии, подлости и стремлении из всего сделать бизнес — вызывал у меня глубокое отвращение…

Еще одной моей болезнью было то, что сегодня изучается этнографией — этому виной наверное было детство в деревне где я застал последние осколки старого, стремительно уходящего традиционного мира -народные праздники, архаичные обряды, сельские технологии и самое главное простые человеческие отношения — всего этого мне очень не хватало в дальнейшей жизни.

Застал я и последних представителей старого мира — тех кого в ранне-советское время именовали кулаками — они чудом выжили между советскими жерновами и были уже глубокими стариками, но поражал их дух, нравственная сила и умение трудиться.

Труд на совесть был их смыслом жизни -работали они до последнего вздоха, за работой и умирали. В графе образование у них стояло — «неграмотный», но количество знаний — не академических, а жизненных, практических поражало — это была самая настоящая академия выживания, они могли с одним топором уйти в лес и из ничего создать многоукладное хозяйство. Помните сказку как мужик двух генералов прокормил ?— это про них. Сейчас же все стремятся в генералы, а настоящего мужика — хозяина почти не осталось, кто прокормит будущую Россию ?


И как будет жить Мега Москва без деревни, голова без тела, а главное без души? Эти и им подобные люди ушли унеся с собой душу России и знания накопленные веками, — многовековой опыт народа обнулился, а как гласит мудрость: народ утративший традиции обречен на вырождение —ведь народ делают народом горизонтальные связи, основанные на традиции. Отсюда возникает понятие: СВОИ. Сегодня мы во многом перестали быть своими, горизонтальные связи сломаны, каждый живет только своими интересами. Именно в этом причина всех нравственных проблем современного общества…

На пике карьеры я оставил Москву и все дела в ней, и перебрался в деревню. Непосредственно же идея музея возникла когда я, путешествуя, попал в заброшенную деревню, безлюдье которой меня потрясло до глубины души — своего рода Летучий голландец. На сеновале сено, в сарае дрова, в печи чугунки и никого, а последний культурный слой — тара от ликеро-водочных изделий…тогда же я осознал что гибель деревни не была естественной.

Я подумал: в стране тысячи памятников, Ленину и прочим вождям, царям и сильным мира, и нет памятников простому человеку, крестьянину, становому хребту России, на котором она всегда и держалась… И я решил поставить такой памятник, пока в виде музея, хотя бы ради своего собственного долга…

Т.М. Насколько масштабными были ваши финансовые вложения?

П: Стартовым капиталом были деньги от проданной московской квартиры…вообще же тема финансирования одна из самых болезненных, к тому же сам проект не замышлялся как коммерческий…нехватку средств частично удается компенсировать тем, что все приходится делать своими руками и ногами. Сотни деревенских экспедиций с целью приобретения экспонатов и записи рассказов стариков, строительство помещений, исследовательская работа и т.д.. Так же и люди видя энтузиазм начинают приносить экспонаты и в чём то помогать и участвовать.

В общем таким образом, при помощи не равнодушных людей, которым пользуясь случаем хочу сказать: «Спасибо!», удалось создать довольно большую экспозицию: от домов и хоз.построек до ремесел и костюмов. Пожалуй не охваченной не осталась ни одна сторона народной жизни.

Т.М. Какая цель у музея?

П. В детстве все мы учили и пели песню «С чего начинается Родина». В ней же предлагался и перечень ответов… На мой же взгляд начинается она в первую очередь именно с народной культуры, культуры именно крестьянской, непосредственно связанной с землёй. Все традиции, обычаи, мировоззрение, все что создает узнаваемый образ народа — все оно родом из деревни.

Народная культура будит национальную память, даёт и связь поколений и возможность помнить родство и гармонию с природой, и наполняет жизнь нравственным смыслом. Народная культура даёт волю к свободе, к человеческому достоинству, люди черпают в ней силу. Именно поэтому ее всегда запрещали все поработители и тираны.

О традиционной этнической культуре во ее всех проявлениях и рассказывает музей. Его цель — показать историю и быт простого народа именно такими какими они и были, очистив от клюквы и идеологических установок. Помимо нравственного, объединяющего, воспитательного и научного смыслов народная культура имеет и чисто практические: ремесла и технологии, выживание в природе, практическая психология, системы физического развития и подготовки воинов, методы лечения, оздоравливания и реабилитации, организация праздников и многое другое.

Т.М. Есть ли какие-то государственные программы, направленные на поддержку подобных проектов?

П: Наверное, теоретически существуют какие то системы грандов, но бюрократическая сложность получения и отчётности отбивает всякое желание связываться. Просто не останется времени и сил на само дело…

Т.М. У вас в группе была интересная публикация про древнее сельцо Шатур, расскажите нам подробно про это место.

П.: Я начну с более широкого момента, несколько слов скажу о достаточно новом направлении туризма: нестандартные краеведческие приват экскурсии для малых групп к малоизвестным, в том числе труднодоступным региональным достопримечательностям.

Куда у нас едут туристы? Владимир, Суздаль, ну ещё несколько маршрутов разработанных ещё в советское время. Они со всех сторон облеплены инфраструктурой турбизнеса… А что находится даже чуть в стороне от этих маршрутов, вообще мало кто знает, включая самих гидов.

Так вот тема краеведческого туризма — неисчерпаемая. В любой местности существует огромное количество памятников истории и природы, древние селища и городища, усадьбы, церкви, урочища, погосты, исторические деревни с памятниками деревянной архитектуры, советские заброшки, мистические места и т. д. И все это находится в живой природе, в естественном неотполированном виде, часто в красивейших экологических местах вдали от суеты и шума. Тут для познания не паханное поле, плюс комфортное состояние — нет официоза, доверительные отношения, не надо никуда спешить и бояться отстать от группы.

Везде есть интересные люди: мастера, умельцы, фермеры, которых так же интересно посетить. Везде есть свои местные предания и легенды . В общем реальная Россия и ее реальная история… Так вот село Шатур — это один из пунктов подобного путешествия. Всего же у нас разработано около 30 подобных маршрутов с десятками объектов осмотра каждый. Но вернемся к самому Шатуру — это один из древнейших ненаселённых пунктов региона и культовое место у исследователей Мещёры, аномальщиков и любителей экстремального туризма.

Село дало название городу Шатуре и району. Само же оно сейчас полузаброшено из за труднодоступности, но некоторые дачники приезжают. В селе есть заброшенная колокольня 19 века, старое кладбище, был еще довольно живописный мост через реку Поля, но часть его обвалилась. В общем, как сейчас говорят, место атмосферное. Сам же топоним является финно -угорским и содержит сочетание «УР» — довольно характерное для этих мест. Некоторые исследователи, оперирующие в жанре фантастики, выводят его от имени змеиного бога Ура, культ которого якобы был здесь распространен. Однако летописных свидетельств этому нет.

Да и сама легенда скорее всего современного времени. Возле села находится еще одно культовое место укладывающееся в эту легенду — змеиный камень, мегалит с волноприбойными знаками (известными в палеонтологии) в виде ползущих змей. Сторонники вышеозвученной теории считают его даже алтарём для жертвоприношений. Место это весьма популярно среди неоязычников, устроивших здесь своего рода капище.

Поиск

Журнал Родноверие