Организация "Община Мир Кракова" была создана в начале 2019 года. В последнее время ее деятельность стала объектом интереса со стороны неизвестных лиц, благодаря которым несколько раз пропадал факел, который она поддерживает на Свентовидном подворье.

Мы решили связаться с группой, чтобы получить информацию о ней самой, о трудностях, с которыми она сталкивается, а также получить ответы на спорные вопросы, касающиеся вандализма, который некоторые связывают с носителями славянского языка. Интервью дал Войслав Брожина, жрец "Громады".

- Вы представляете группу носителей славянской веры — "Община Мир Краков". Материнский кластер действует в Силезском воеводстве. Почему в вашем городе был создан дополнительный филиал?

- Краковский филиал "Общины мира" был создан в результате стечения нескольких обстоятельств. Самым важным из них был невероятный успех операционной модели Силезско-Газовской Общины Мира, которая позволила ей достичь статуса самой большой общины в Польше. Этот факт стал основой для расширения деятельности "Мира" за пределы Силезского воеводства с целью применения его в других местах, а также гарантией альтернативы там, где до "Мира" существовали другие общины. Кроме того, в краковской общине носителей языка не хватало кластера, который не испытывал бы трудностей с выходом к людям.

- Сколько человек в вашем кластере? Как с вами можно связаться?

- На данный момент в группе около 15 активных членов и примерно столько же сторонников. У нас есть веб-сайт и фан-страница в Facebook. Вы можете написать нам по указанному там адресу электронной почты или непосредственно в социальной сети. Кроме того, время от времени мы проводим открытые встречи, куда вы можете заглянуть, чтобы познакомиться с нами поближе.

- Где вы проводите свои церемонии, или у вас есть какое-то одно, специально отведенное место, например, на частной территории? И сколько человек обычно собирается на церемониях? Открыты ли ваши ритуалы для новых людей?

- У нас есть несколько постоянных мест, где мы проводим ритуалы, некоторые из них также используются другими туземными или неоязыческими группами. Еще год назад мы собирали по несколько человек, но перед самой вспышкой наши фестивали уже собирали до 30 человек. Фестивали годового цикла объявляются нами публично, и на них может прийти любой желающий, без предварительной записи и подтверждения.

- Помимо ритуалов, можно заметить ваше участие в различных социальных акциях. Можете ли вы рассказать об этом подробнее?

- Принадлежность к коренным верующим подразумевает необходимость участия в жизни общества, поэтому мы стараемся не ограничивать себя сугубо религиозной деятельностью. На данный момент мы дважды проводили акции по уборке отдельных зеленых зон, а также периодически подавали петиции, связанные с сохранением природы в нашем городе. Это острая (в переносном и буквальном смысле) проблема, затрагивающая жителей Кракова, поэтому нам не безразлична судьба городской биосферы.

- О ритуалах MIR, проходящих в общественных местах, обычно сообщают в полицию и пожарную охрану. Я слышал, что вы также обращаетесь в городскую администрацию с просьбой выделить определенное место для проведения церемонии. Является ли город Краков хорошим партнером для такого сотрудничества? Если нет, то как вы решаете проблему законного места проведения церемонии?

- Это не совсем соответствует действительности. До сих пор единственная попытка договориться с городом по вопросу ритуального пространства была предпринята по случаю ритуала в честь 100-летия АГХ, который наша Община организовала в октябре прошлого года. Тогда мы столкнулись с препятствием со стороны... пожарной охраны, которая прислала ответ за несколько дней до мероприятия, что, к сожалению, не позволило зарегистрировать его в соответствии с процедурами, предусмотренными мэрией. Поэтому мы обычно выбираем общественные зеленые зоны и сообщаем о своем присутствии службам, которые в этом случае не создают нам проблем.

- Случались ли с вами неприятные инциденты со стороны горожан в связи с поклонением туземцам, например, во время церемоний?

- Пока мы столкнулись с подобной ситуацией лишь однажды, когда кто-то вызвал городскую стражу во время наших праздников.

Да, этот вопрос очень сильно волнует нас в последние недели. С сентября прошлого года мы следим за тем, чтобы под Святовидом возле Вавельского замка всегда горела хотя бы одна свеча. Однако примерно в середине марта ее начали перемещать к стоящей неподалеку статуе Марии. После того как ее несколько раз вернули на место, ситуация на некоторое время успокоилась, но с начала мая с ней снова стали происходить странные вещи. Сначала потушили вставку внутри, потом ее убрали, а теперь, всего за несколько дней, у нас украли две свечи и цветы, которые мы принесли туда на День матери. Вчера (1 июня) мы поставили новую большую свечу и несколько маленьких, а на нашем сайте размещены призывы к тем, кто следит за нашей страницей, принести свои собственные.


Святовид из Збруча (Реплики) в Кракове, Wikimedia Commons

Есть еще одна проблема, связанная с этим местом, о которой мы не писали на сайте. На каштановом дереве, которое является природным памятником и доминирует над скульптурой, до некоторого времени были прикреплены различные украшения, а на ветвях оставались небольшие подношения. Эти предметы также исчезли вместе с первой свечой.

- А может быть, цветы исчезают потому, что их убирают люди, уполномоченные следить за зелеными насаждениями в Кракове?

- Мы рассматривали такой вариант, но он довольно маловероятен. В свече был огонь, и, кроме того, такого не случалось уже добрых полгода, хотя за зеленью все это время ухаживали. В Кракове полно святынь и памятников, расположенных на площадях или в парках, и я сомневаюсь, что люди, работающие в службе озеленения, убирали бы такие вещи в рамках своей стандартной работы. Кроме того, несколько дней назад один из крупнейших католических традиционалистских сайтов обратил внимание на то, что мы жгли свечи в этом месте. Это скорее указывает на религиозные мотивы преступника.

Кстати, мы не единичный случай. С разрушением мест поклонения сталкиваются коренные верующие в Ольштыне, а некоторое время назад мы также слышали о разрушении святыни на Украине.

- Что вы хотите сделать, чтобы предотвратить повторение подобной ситуации?

- Пока что мы ставим новые свечи, а также стараемся появляться в этом районе и постоянно следить за ситуацией. Есть также идея пометить наши свечи. Если это не сработает, мы будем искать решение, которое выявит того, кто стоит за действиями против нас.

- В последнее время широкую огласку получил акт вандализма, совершенный в Гданьске. Фасад римско-католической коллегиальной церкви Святого Сердца Иисуса в Гданьске был закрашен краской. Нарисованные символы ассоциируются, в частности, с родной славянской общиной. Кроме того, лозунг "Старые боги вернутся" не кажется случайным. Как вы относитесь к подобным акциям?

- Я категорически против них и, исходя из состоявшихся обсуждений, могу сказать это от имени всего краковского "Мирского гнезда". Наша цель — не спровоцировать религиозную войну. Мы хотим мира и уважения к нашей вере. Как политеисты, мы ценим терпимость к инакомыслящим, даже если догматы их веры несовместимы с тем, во что верим мы сами. Действия, подобные тем, о которых вы упомянули, не проистекают из исконной веры, которая не занимается прозелитизмом; вместо этого в их основе может лежать политический фанатизм, неорелигиозные или субкультурные условности. Они ни в коей мере не оправдывают дело коренной веры, а наоборот, нанося удар по объекту поклонения, который важен для обычных людей, исповедующих католицизм, ставят нас в оппозицию к большинству общества.

- Как бы вы отреагировали на такое отношение, провозгласив, что мы должны бороться с польским христианством, чтобы оно почувствовало угрозу? Как бы это повлияло на нас и наше восприятие?

- После того как мы написали об этом случае на нашем сайте, появились комментарии, обвиняющие нас в том, что мы "подставляем другую щеку". Мы даже не вступаем в дискуссию с людьми, выдвигающими подобные обвинения. Я знаю о существовании родноверов, которые мечтают о новой языческой реакции, но это всего лишь несбыточные мечты. Я попытаюсь объяснить, почему я так думаю.

Ключевой вопрос — на каком этапе христианизации мы находимся. Как бы то ни было, большинство населения Польши до сих пор является христианами, в то время как первоначальная языческая реакция имела место в условиях, когда иноземную религию исповедовала только элита, а большинство населения страны сохраняло свою родную веру. Новая религия стала инструментом экономического угнетения в руках высшего класса. Поэтому восстание было в основном реакцией на социальные проблемы народа, который все больше ощущал на своей шкуре тяжесть увядающей монархии первых Пястов. Следует особо подчеркнуть, что в те времена христианство было отчуждено от социальной структуры; сегодня же наши соседи, коллеги по работе, а зачастую и семьи — христиане. Сегодня ни один бунт против церкви невозможен без того, чтобы не обратиться против таких людей.

Что касается влияния на наше восприятие — ну, коренные верующие уже во многом воспринимаются как "славянские антиклерикалы". Мы также видим, что это в значительной степени отвлекает от серьезности нашей религии — в конце концов, мы должны заниматься культивированием традиций или борьбой с Церковью? Существуют различные организации антиклерикального профиля, и родноверы или родноверы с подобными наклонностями могут искать там пространство для реализации своего мировоззрения, не привлекая религиозные структуры. Я также думаю, что если бы родноверие стало антихристианским по замыслу, это привело бы к его отчуждению от общества — так же, как 1000 лет назад было отчуждено христианство.

- Если бы человек из вашей общины совершил такой поступок и вы бы об этом знали — вы бы сообщили об этом в полицию или предпочли бы промолчать?

- Ни то, ни другое. Я бы поднял этот вопрос на собрании в отряде, рассчитывая исправить ущерб, нанесенный этим человеком. Я бы также не исключил возможности попрощаться с таким человеком, если собрание так решит.

- Как вы считаете, должна ли община коренных жителей отмежевываться от таких действий, например, публично критиковать их?

- Это мое мнение. Для меня вопрос в том, хотим ли мы развиваться как конфессия и вернуть себе актуальность в славянских обществах, как это с большим успехом происходило последние два десятилетия, или же вернуться в 1990-е годы и сохраниться как некая субкультура? Я выбираю первый путь, и это требует отмежевания от нападок на инакомыслящих.

- Считаете ли вы, что две религии/конфессии, такие как христианство (католицизм) и исконно славянские верования, могут сосуществовать, существовать в мирных отношениях?

- Здесь опять же нужно обратить внимание на некоторые нюансы. К сожалению, но Римско-католическая церковь всегда будет враждебно относиться к любому многобожию, что исключает такую возможность. Вместо этого у нас есть пример Армении, где коренные верующие и христиане находятся в мирных отношениях друг с другом. Стоит, однако, отметить контекст этих отношений, а именно тот факт, что большинство армян принадлежат к национальной Армянской апостольской церкви и объединены с язычниками культивированием народных традиций и самобытности. Полагаю, что если бы в Польше доминировал польский католицизм или мариавитизм, которые являются конфессиями, гораздо более близкими к нашей культуре, установить подобные отношения было бы гораздо проще. Однако Римско-католическая церковь, будучи международной организацией, лишена подобных коннотаций, и я боюсь, что в ее случае это невозможно. Это делает еще более важным поддержание хороших отношений между нами и обычными последователями и приверженцами католицизма.

- Наконец, я прошу вас сказать несколько слов нашим читателям.

- Прежде всего, я хотел бы призвать всех людей коренной веры к благоразумию. По мере развития нашей среды обитания мы будем все чаще подвергаться осуждению со стороны различных лиц и групп, в том числе и враждебных нам. Давайте не позволим нескольким необдуманным шагам отяготить будущее коренной веры.

- Спасибо за интервью и наилучшие пожелания.

Интервью было проведено 02.06.2020 с Войславом Брожиной, который, будучи обятником Мирового Громады Кракова
представлял позицию этой группы коренных жителей по вышеупомянутым темам.

В настоящее время Войслав Брожина больше не является обятником и членом кластера MIR.

Поиск

Журнал Родноверие