Группа «Гран-КуражЪ» выпустила концептуальный альбом « Легенды Мира из огня», посвященный постапокалиптике

Диск будет представлен на большом концерте в клубе 1930 Мoscow 31 марта 2024 года. Лидер и гитарист команды Михаил Бугаев, как всегда, очень обстоятельно рассказал обо всех процессах и нюансах, связанных с этими двумя событиями

KM.RU: Постапокалиптика — это не шутки, хотя и вечно модная тема. На какие источники вы описались при создании мира тотального конца света — Библию, научные прогнозы, фантастику и проч?

- Тема постапокалипсиса появилась в нашем творчестве ещё на альбоме 2016 года "Жить как никто другой". Титульная песня была написана под впечатлением от фильма "Дорога ярости". Когда мы начали работать вместе с Петром Елфимовым, то он отметил, что ему нравится эта концепция и он хотел бы её развить. На альбоме "Эпохи, герои и судьбы" мы углубились в тему чуть глубже. Тогда мы не только написали уже пару вещей подходящих под данную тематику, но и изменили свои сценические образы, добавив в них элементы постапокалипсиса и стимпанка. Многим нашим поклонникам такие перемены пришлись по душе. Появилось ощущение, что это постепенно становится нашей фишкой и отличительной особенностью.

Когда мы начали готовить песни для альбома "Легенды Мира из огня", то пошли ещё дальше. У нас появился целый цикл песен, объединенных общей тематикой. Стало ясно, что у нас рождается свой отдельный мир, в котором живут наши песни. Мне захотелось добавить этому миру предысторию и чуть лучше увязать песни сюжетно. Когда я начал искать возможную причину конца света, то перечитал множество научных обоснований на эту тему. Мне было важно, несмотря на всю фантастичность происходящего, чтобы ключевые моменты зарождения "Мира из огня" выглядели правдоподобно. За основу я взял концепцию возникновения апокалипсиса из-за повсеместного извержения вулканов. Даже дату возможного конца света я взял не из воздуха, а прочитав материал со всеми "анонсами" армагеддона, которые были сделаны с древних времён по сегодняшний день.

Т.е., повторюсь, рассуждая именно о причинах возникновения "Мира из огня", я руководствовался научными прогнозами, нежели какими-то абсолютно вымышленными концепциями.

KM.RU: Действительно, тематическая связь этого альбома с предыдущим прослеживается. На мой взгляд, скажем, очевидна преемственность «Города-призрака» и свежей работы...

- Да, как я уже говорил, концепция постапокалипсиса развивалась у нас постепенно. Хотя, "Город-призрак" — песня не про апокалипсис. Эта песня о человеке, который скучает по родному городу, в который не может вернуться. И, в то же время, эта песня о городе, который словно живой организм, испытывает боль одиночества, но всё равно верит в лучшее. Что касается света, который в финале "зажигается в окнах", то на этот образ нас с поэтессой Натальей Горелышевой вдохновила реальная история, когда несколько лет назад группа энтузиастов использовав генератор, зажгла в Припяти свет. Они смогли включить уличные фонари, освещение в квартирах, школах и других помещениях. Нам с Наташей, когда мы писали текст, показалось, что из этого может получиться очень сильный и трогательный образ. Даже если городу не суждено вновь ожить, то свет в его окнах, пусть и на мгновение, но может вновь засиять. В частности, благодаря тем, кто помнят и любят этот город.

KM.RU: Немного удивил выбор сквозных персонажей альбома. Фэнтези-герои нередко ассоциируются с дурной бесконечностью, а у вас в альбоме они предстают спасителями человечества. Не было ли вариантов прибегнуть, например к славянским образом — Евпатия Коловрата и т п.?

- Если честно, то я воспринимаю наших персонажей, не как героев фэнтези. Я подошел к нашему сюжету с условностью, что герои кельтских легенд имели реальные исторические прототипы, истории о которых просто обросли фантастическими подробностями. Даже рассказывая о таких "магах", как Моргана и Мерлин я делаю ставку на то, что их "магия", это просто продвинутая форма науки, которую современники героев не могли объяснить рационально. Мне кажется, в этом есть смысл. Ведь даже некоторые нынешние достижения науки ещё 100 лет назад выглядели бы максимально фантастично. По поводу того, почему ставка была сделана именно на героях английского фольклора, то всё началось с одной песни — "Последняя глава". Именно её мы решили посвятить истории перерождённого короля Артура в мире постапокалипсиса. Но когда песня была практически готова, мы поняли, что, несмотря на 10 минутный хронометраж, история выглядит незаконченной. Т.е. есть завязка, но к чему всё это привело — непонятно.

Тогда мы решили дополнить историю ещё одной песней "Камелот". Но теперь стало не хватать какой-то предыстории. Таким образом, у нас появился цикл из 5 песен. А потом я уже написал сюжетную завязку, которая объединила в цельный саундтрек не только эти пять вещей, но и остальные композиции альбома. Поэтому, вписать легендарных героев из славянской мифологии уже не получалось. Но, поскольку в "Мире из огня" возможны путешествия во времени, думаю, в будущем мы вполне можем рассказать и другие истории, которые в том числе коснуться и нашей страны.

KM.RU: Славянская образность, как я понимаю, присутствует в песне «Черный лебедь» как символа печали. Так ли это и расскажите, пожалуйста, об истории создания этой замечательной композиции?

- Черный лебедь — популярный символ, который встречается во многих культурах и системах верований. В психологии и толковании снов черный лебедь представляет собой ряд понятий, таких как трансформация, теневое «я» и неизвестное. Для многих белые лебеди являются символом чистоты. Чёрные же, наоборот, символизируют негативные явления, непредсказуемые, а так же несущие беду явления. «Чёрный лебедь» — это концепция американского философа Нассима Талеба, согласно которой труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия, имеют особые характеристики. С точки зрения автора, практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры — события типа «чёрный лебедь». В нашем "Мире из огня", "Черным лебедем" начинают называть очередной возможный конец света.

Что касается музыки, то первоначальная идея песни родилась у Пети. Какое-то время она существовала в виде незаконченного демо. И пока Петя о Ольгой Ковалевской работали над текстом, он попросил меня помочь со средней частью композиции. Я предложил разудалый power-metal проигрыш и тему бриджа перед финальным припевом. Пете мои предложения пришлись по душе и довольно быстро мы доделали эту вещь. К слову, не могу не отметить, что в этой песне есть три соло — первое играю я, затем звучит клавишное соло Саши Андрюхина, а потом соло в исполнении Юры Бобырева. Саша Андрюхин, в далёком 2007 году уже принимал участие в записи нашего альбома "Новой надежды свет" исполнив тогда два клавишных соло в песнях "Искатели мира" и "Зеркальный лабиринт". В этот раз мы вновь пригласили его поучаствовать в нашей работе и очень довольны результатом.

KM.RU: Читал предысторию появления детского хора в «Станем вместе». А какой конкретно хор вы там записывали, как его нашли? Как детишкам объясняли ТЗ, насколько быстро они врубились и довольны ли вы результатом?

- С поиском хора нам помогла вокалистка группы "Джоконда" и театра Градского Елена Минина. В записи принял участие ансамбль детской хоровой студии «Веснянка», под руководством её мамы Наталии Мининой. Запись проводилась на студии Sonicplant, где мы записываем все релизы группы последние 10 лет. Технической частью записи заведовал Юра Бобырёв, ТЗ ребятам объясняли Лена и Петя. По моему, юные участники хора прониклись нашей песней и с удовольствием приняли участие в её записи. Большую работу при записи провёл Петя. Он дирижировал ребятами, задавал им тональность и темп. Была проведена большая работа и я очень рад, что всё получилось.

KM.RU: Хотелось бы поговорить и о «взрослых» гостях. По какому принципу они подбирались и распределялись для них роли? Были ли тут рокировки и неожиданные решения? Кто и зачем пел скримом и гроулом?

- Идея записать дуэты не была заложена в альбом первоначально и родилась в процессе работы над отдельными композициями и концепцией релиза в целом. Песни и гостей мы выбирали сами и, к нашей огромной радости, все они согласились поучаствовать в нашей записи. Например, вальс "Не отпускай меня" Пётр Елфимов спел вместе с Еленой Мининой. Мы давно хотели сделать дуэт с женским вокалом и вот наконец появилась песня, которая для этого подошла идеально!

Когда у нас уже определилась концепция всего альбома и стало понятно, что это будет история с несколькими действующими лицами, я предложил не искать героев далеко, а пригласить бывших вокалистов Гран-Куража Евгения Колчина и ныне поющего в «Арии» Михаила Житнякова. Оба очень прониклись идеей и высоко оценили готовый результат.
Также мы пошли на эксперимент и впервые в истории группы записали трек с экстрим-вокалом. В этом нам помог Влад Паутов из группы Metheora. Когда мы начали рассуждать о том, как именно в нашей истории будет озвучена "злодейская" роль, мы решили, что это отличная возможность записать песню с элементами мелодик-дэт. Изначально трек "В петле судьбы" был просто классическим боевиком Гран-Куража в духе прошлого альбома, разве что с чуть более трешевыми рифами. Но потом решили, если уж гулять, то на полную катушку. Впрочем, думаю на концертах представится возможность услышать эту вещь с голосом одного Пети, так что те, кто не воспринимают экстрим вокал, возможно ещё получат шанс расслушать эту песню.

KM.RU: Михаил Житняков сразу получил роль Мерлина? Почему именно такая роль? Как по ощущениям с ним шла работа, насколько и чем это взаимодействие отличалось от того, когда он был членом «ГК»?

- Когда мы придумали, что у нас будут петь Артур, Ланселот и Мерлин, то Мише сразу досталась роль мудрого наставника. Здесь есть свой смысл: Миша — первый вокалист «Гран-Куража» и все, так или иначе, продолжают то, что когда-то в рамках нашей группы начал ещё он, плюс Миша, чуть старше остальных (хоть и совсем ненамного). Было бы гораздо более странно, если бы Мише досталась, например, роль Ланселота, а Мерлина исполнял бы Женя Колчин. Думаю, у слушателей было бы ещё больше вопросов к такому распределению ролей.

Конечно, возможно, на роль Мерлина логично было бы позвать более возрастного вокалиста. Например, Михаила Серышева или Анлрея Кустарёва. Но в этот раз нам хотелось ограничиться вокалистами группы «Гран-КуражЪ». Работать с Мишей всегда в удовольствие. Никакой разницы в нашем взаимодействии за эти годы не появилось. Единственное, что отличало наши прошлые сессии с Мишей от нынешней — это присутствие в студии Петра Елфимова, который помог спродюсировать Мишин вокал. У Пети уже была картинка того, как голоса должны сочетаться, поэтому работа проводилась под конкретный результат.

KM.RU: Поздравляю с попаданием в тройку лидеров «тяжелого» краудфандинга! Довольны ли результатом, как его удалось добиться? Какие ноу хау применили — с учетом того, что от бейджей в лотах все-таки пришлось отказаться?

- Ну, когда группа из всего отечественного метала и альтернативного рока попадает по крауд-сборам в ТОП-3 (вместе с «Арией» и «Эпидемией»), то это не может не радовать. Да, мы обошлись без продажи бейджей. Но у нас был лот, в который входили барабанные пластики, на которых записывался альбом, и медиаторы. Т.е. такая осязаемая частичка альбома.

Вообще, такие вещи, как концертные сборы и итоги краудфандига, наиболее объективно говорят о реальной востребованности группы. Число подписчиков в соцсетях можно накрутить, можно накрутить даже прослушивания на цифровых площадках. Число же зрителей под сценой можно "накрутить", только если это какое-то бюджетное мероприятие с добровольно-принудительной явкой. Но это не имеет отношения к реальной востребованности. На нас же ходят только те, кто действительно любит нашу музыку. С краудом тоже самое. Мы безумно рады, что стольким людям важно наше творчество и они решили оформить предзаказ нового альбома на "Планете". Меня вообще не покидает ощущение, что несмотря на 20-летний юбилей группы, который мы будем праздновать в этом году, у нас всё только начинается.

KM.RU: Сюжетный альбом, по идее, требует театрализованной презентации. Есть ли такие наметки? Как вообще будут проходить туровые концерты, и если все-таки готовится какое-то шоу, то повезете ли его в регионы?

- Для постановочного шоу нужна большая подготовка. Да и "Легенды Мира из огня" — это скорее заявка на будущее, нежели готовая программа для театральной постановки. Но, я думаю, что мы к этому рано или поздно придём. По крайней мере и мне и Петру этого очень бы хотелось. А пока мы планируем играть часть песен из нового альбома и полноценный хит-блок. Мы понимаем, что приходящие на наши концерты, особенно в глубинке, хотят услышать не только новые, но и старые композиции. Многие побывают на «Гран-Кураже» впервые. Более того, в нескольких городах тура (например в Новосибирске) «Гран-КуражЪ» будет выступать впервые. Поэтому, мы постараемся угодить всем.

KM.RU: Чем будут отличаться концерты в Москве и Петербурге?

- Возможно наличием или отсутствием некоторых песен. Т.е. вполне возможно, что сет-листы будут немного отличаться. Плюс, велика вероятность, что в Москве к нам присоединятся некоторые вокалисты, которых вы можете услышать на нашем новом альбоме. В любом случае, мы постараемся сделать все концерты тура незабываемыми.

KM.RU: Как ты уже отметил, в этом году группе исполняется 20 лет. Есть ли уже планы и идеи для празднования этого знакового юбилея?

- О, да! У меня уже есть несколько интересных мыслей. Естественно, (и это не будет спойлером) мы пригласим всех наших бывших участников присоединиться к нам на сцене. А может и не только их. Сет-лист я уже частично обсуждал с Мишей Житняковым. У него есть несколько своих пожеланий, а у меня несколько интересных предложений, которые он уже одобрил. Заранее всех приглашаю! Вероятнее всего, юбилейные концерты состоятся в первой половине декабря!

KM.RU: Все же не удержусь от пары глобальных вопросов напоследок. Почему-то исторически сложилось, что в России тяжелые группы имеют гораздо меньше, чем-того заслуживают. Стадионы собирают разве что «Ария», Кипелов и «Эпидемия». С чем, на ваш взгляд, это связано?

- Вопрос философский. Я скажу наверное крамольную вещь, но большинство, как правило, получают именно ту долю внимания, которую заслуживают на данный момент. Есть конечно, субьективные исключения, но я не вижу какой-то глобальной несправедливости в данном вопросе. Большинство популярных артистов вкалывают на 200%, умеют работать с аудиторией, умеют сочинять цепляющие песни, работают над своей концептуальной индивидуальностью, и поэтому, свою популярность заслужили. Дело даже не в тяжести звучания. Дело в том, чтобы найти свою нишу и быть в ней лучшими.

А если просто сидеть ныть, что всё плохо, что на меня хорошего не обращают внимания и, вообще, кругом несправедливость, то так можно и до старости просидеть с мыслями, что я прирождённая звезда, но мне не дали засиять.

KM.RU: Справедливости ради, «Гран-КуражЪ» развивается поступательно, и до стадионов вам совсем недалеко. Как вам удается неизменно расти и приумножать публику? Может, что-то посоветуете начинающим группам схожих в вашим жанров в этом плане?

- Практика показывает, что часто во главе угла стоят именно песни. Кто-то не согласится и скажет: главное — деньги. Но средства потраченные в пустоту результата не принесут. Примеров достаточно. А вложенные в цепляющий материал и ярких индивидуальных артистов вполне возможно окупятся с лихвой. Поэтому, главное, что можно сделать для развития стиля в стране — это научить молодых авторов (или научиться им самим) сочинять хитовый материал, научить чувствовать настроения аудитории, жить сегодня, а не позавчера. При этом, не убить индивидуальность и оригинальность, а, наоборот, её выделить и сделать главной фишкой. Сейчас в век интернета тебе даже не нужны ТВ-эфиры или радио-трансляции, чтобы заявить о себе на всю страну. Нужен контент, который зацепит. А когда творчество артиста цепляет, тогда вместе с ростом аудитории, появятся и те, кто захотят на этом заработать. Соответственно, запустятся и другие механизмы, которые помогут вывести артиста в ТОП.

Практически то, о чём я говорю — это создание некоего продюсерского центра, в котором акцент будет сделан на более тяжелых жанрах музыки. Кто-то скажет: но это же попса! Где искренность? Что это за металлическая "Фабрика звёзд"? На самом деле, то о чём я говорю не особо ново. Вспомним даже историю отечественного рока. Всегда были какие-то точки, которые притягивали и поддерживали молодые коллективы. Например, ленинградский рок-клуб, московская рок-лаборатория, центр Стаса Намина. Там собирались музыканты, играли, экспериментировали, обменивались опытом и идеями, получали возможность выступать и записываться. Это можно возродить, но придать этому процессу современный вид. На Западе рок-музыка является неотъемлемой частью шоу-бизнеса. Там люди работают на результат. Если нужен хит, то не стесняются обращаться к профессионалам — Дэсмонду Чайлду, Максу Мартину и многим другим.

Это у нас в рок сообществе какая-то фобия на чужие песни. Типа: какой же я рокер-металист, если мне написал песню кто-то другой? А на Западе этого нет. Куча артистов, от Элиса Купера и Scorpions, до Bullet for My Valentine и Dream Theater, работали со сторонними авторами. Потому что там важен результат. Плюс, реально добивающиеся успеха группы идут ва-банк и полностью концентрируются на одном деле. Если заниматься творчеством и группой только в воскресенье вечером в виде хобби, то дальше хобби дело и не пойдёт. А подавляющее большинство музыкантов и не могут себе позволить другого.

Конечно, непредсказуемость нынешнего мира многим не даёт полностью избавиться от какой-то дополнительной работы. В нашей группе тоже все занимаются помимо концертов и записей чем-то ещё. Но я совершенно точно могу сказать за себя — музыка для меня это моё основное дело! То, чем я живу, то в чём я разбираюсь, то, чем я хотел бы заниматься и дальше. Я почти постоянно что-то сочиняю. Мне не нужно ломать голову и вытягивать из себя вдохновение. Я почти в любой момент готов к творческой работе. Я умею доносить свою мысль, при этом, если нужно, готов идти на компромиссы. Мы с Петей нашли общий язык и выстроили продуктивную систему совместной работы. Возможно, что это один из пунктов того, почему «Гран-КуражЪ» уверенно движется вперёд!

Все фото – Дмитрий Нестюк

Обработка фото – MAYHEM PROJECT DESIGN

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие