- Как Вы пришли в Родноверие?
- Тогда, когда всё начиналось на территории Белой Руси уже давно практически не было родноверов. Лет 15 назад мы собрались с молодыми ребятами, которые читали соответствующую литературу и сами захотели возродить традицию древних славянских обрядов.
Мы в районе одной из деревень (здесь в Брестской области) нашли самый старожитный дуб (около800 лет) и назвали его дубом Перуна. Первым нашим праздником была Купала. Поскольку я был старше всех остальных меня попросили провести этот обряд. Самым главным в обряде было собственно посвящение в Славянскую Веру – Имянаречение. Кому – то стало близко имя Тур, кому – то образ Медведя, имя Медведко. Меня тогда спросили какое я возьму себе славянское имя и я ответил, что моё имя Владимир и так является славянским, но я его понимаю не как Владеющий Миром, а как сочетание слов «В — Лад и Мир», наводить Лад в Миру и жить Миром с нашими славянскими народами.. Обряд удался. Уже тогда мы придумали прохождение имянаречённых через Родовые Ворота, сделанные из прутьев деревьев. Стала закладываться традиция Купалы и других славянских праздников, которую мы потом стали переносить с Белой Руси на Уральскую Землю, где праздник Купала проходил в рамках Дней Борьбы за Народную Трезвость вначале на Тургояке. А потом на Еланчике. Получилось это так: первые праздники у вас на Урале проводил коллектив нашего белорусского театра Купалинка, праздник имел форму скорее театрализованного представления с поиском ветки папоротника в лесу, переодеванием в ведьм и леших. И ваши же уральские ребята из города Первоуральска обратили моё внимание на излишнюю театрализованность, им хотелось, чтобы всё было по совести, по правде, по-настоящему. Мне их слова запали в душу, и когда меня попросили помочь провести настоящий славянский праздник, то я откликнулся на эту просьбу и сделал всё, чтобы праздник проходящий на фоне Дней Трезвости имел под собой духовно трезвую основу и был максимально приближен к народной традиции. Моя роль в проведении обрядов состоит в том, чтобы всё было компактно, трезво и гармонично, а сам праздник, собственно делают его участники, и ваши уральцы из Челябинска, Тюмени, других городов, и наши белорусские фольклорные коллективы, и казаки, и украинцы – все кому это близко по духу. Вот, так, в целом я и пришёл к Родноверию.
- Как развивается язычество, Родноверие в Белоруссии в настоящий момент?
- В начале наша молодёжь стала возрождать белорусские рыцарские традиции эпохи средневековья (9-11 века). Наверное это движение направлялось и государственными институтами, а может быть даже и с Запада. Да. Наверное во многом с Запада. Кое-кому наверное очень хотелось чтобы у нас возродились и рыцарские ордена, и тамплиеры и другие такие же по свое сути христианские и неомасонские явления. Но, к удивлению руководителей этого, реконструкторского по своей сути движения, на этих самых рыцарских турнирах стали звучать славления Славянских Богов и Славянских Предков. Организаторы были в шоке. И так происходило во всех городах Белоруссии. Дальше возрождение славянской традиции пошло уже на самом высоком уровне. Вот, у нас, например, в Брестской области лидером этого процесса стал Институт Культуры. Создан очень богатый своей коллекцией Этнографический Музей, постоянно проводятся экспедиции по нашему Полесью, в ходе которых изучается народная традиция. Однако, на государственном уровне официально доминирует всё же православная идеология. Так, если нашего Президента А. Г. Лукашенко в интервью спрашивают какой идеологии он придерживается, то он , не задумываясь, отвечает, что православия. Поэтому и наш Институт Культуры это учитывает и в ходе своей работы придерживается официально православной линии, хотя многие монографии научных сотрудников содержат информацию о языческой традиции. Вот, так и во всём получается, то ли языческое православие, то ли православное язычество. Это и не удивительно, так как православие вобрало в себя очень многое из народной традиции, то, что не смогло изжить и уничтожить. Мы же сегодня понимаем Православие как «Славить Правь», так как это понимали наши предки.
И на государственном уровне у нас бывают такие моменты когда Президент и члены правительства участвуют в народных, языческих по своей сути обрядах, например обряде первой борозды весной, каждую осень проводится Праздник Урожая, по сути собирается духовный урожай, празднуется и Коляда, и Масленица. Все эти праздники празднуются на государственном уровне , но содержат в себе элементы народной традиции. Исторически так сложилось, что Белая Русь испытала на себе агрессивные волны влияния и с запада, и с востока, и с севера, и с юга. В таких условиях, казалось, бы наша народная, родовая традиция должна была бы исче5знуть, но она напротив стала сильней. И сегодня мастера Брестской сувенирной фабрики, например, по зову своего сердца создают белорусские рушники, народные поделки и другие предметы несущие это самую традицию.
Что же касается самой родноверческой конфессии, то её становление идёт в Белой Руси уже 15 лет и у нас здесь есть свои особенности. Так, после Первого Родового Славянского Вече в Киеве, на Украине, где на сегодняшний день существуют уже целых 2 зарегистрированных родноверческих объединения, мы . белорусские исследователи Искона Русско-Белорусской культуры, решили что сможем организовать Второе Славянское Родовое Вече у нас, на белорусской земле, в городе Кобрине Брестской области. Это мероприятие было очень представительным. На нём присутствовали родноверы Белой Руси, делегация с Украины, возглавляемая волхвиней Г. С. Лозко, была очень представительная российская делегация , которую возглавлял руководитель Союза Славянских Общин В. С. Казаков. Российские родноверы были из самых разных городов и областей: из Читы, Новосибирска, Челябинска, городов Центральной России, были представители московского издательства «Русская Правда». Я, в свою очередь, как руководитель Оргкомитета данного мероприятия пригласил на него многочисленных представителей научной общественности – докторов и кандидатов наук из Белоррусского Государственного Университета (Татьяну Ивановну Шамякину, Марию Шамякину и Славяну Шамякину). Из Московского Государственного Унивеситета (Ким Ивановича Шилина,), Брестского Пединститута и других научных организаций России и Белоруссии. На Вече присутствовали и представители нашего государственного комитета по делам религии, я их специально пригласил, чтобы придать мероприятию высокий официальный статус. Считаю Второе Славянское Родовое Вече большой заслугой, в том числе и белорусских родноверов. Возвращаясь к теме особенностей белорусского родноверческого движения, хочу сказать, что мы. В отличие от Украины не торопимся пока официально регистрироваться. До момента официальной регистрации нам нужно будет укрепиться в собственных убеждениях, укрепить славянскую духовную традицию на белорусской земле, накопить, образно говоря, критическую массу, для того чтобы быть едиными и сильными. Нужно будет также провести Славянское Родовое Вече Белой Руси и скоординировать действия всех направлений, существующих в белорусском Родноверии. Так, например, у нас есть такие язычники – Кривьи, чья деятельность , наверное инспирирована с Запада, потому что они с большим негодованием относятся к русскому народу. Большинство же других родноверов считают, что основой достойного будущего всех славянских народов является их единство: единство Малой, Белой, Великой – единство всей Руси. Само понятие Белая Русь мы, белорусские родноверы воспринимаем как объединяющее , ведь именно белый цвет объединяет все цвета радуги.
В этом разговоре мне хотелось бы обратить внимание на такую очень важную деталь взаимодействия между славянскими народами как взаимодополнение. Ведь, если кто-то среди нашего славянского союза, нашего родового дерева будет главный, то другим более малым народам будет обидно. Поэтому понятие взаимодополнение я и считаю очень важным. Если обратиться к традиции наших Древних Вед, то можно увидеть как Белобог дополняет Чёрнобога, а Чёрнобог – Белобога, день дополняет Ночь – Ночь дополняет день, мужчина дополняет женщину, а женщина — мужчину. Никто не лучше, никто не хуже. Если 1000 лет назад народы пытались объединить на основе христианства, то сегодня мы можем на основе этой идеи взаимодополнения вновь воссоздать Русь Единую.
- Расскажите теперь об обрядовой части Вашей духовной практики, ну например, о сути вашего варианта купальского праздника, который Вы проводите в том числе и на Урале!
- На обряде Купалы, который мы проводим в том числе и на Урале мы приглашаем к Родовому Столбу словами «Становись люди мудрые, люди славные, люди трезвые! Далее следует первый круг, по кругу передаётся круглый как земля хлеб, каждый кладёт руку на этот хлеб и загадывает желание. После первого круга с передачей хлеба – символа жизни, идёт второй круг с передачей посоха – символа власти, каждый, сильный в какой-то области знаний или умений, каждый, кто сильнее в чём – то получает возможность проявить себя на самом сакральном уровне. И на третьем круге мы зажигаем факел от общего родового костра, каждый поднимает его над головой, обозначает путь выбранный для себя и то, что он хочет принести людям. В обряде получаются 3 круга – 3 этапа: Жизнь – Власть – Свет.
Также мы обязательно учитываем наличие во внутреннем развитии праздника мужского и женского начал, тоже с взаимодополнением без чьей то монополии , без чьего-то подавления. Для женщины свой образ, для мужчины – свой и они равны между собой и взаимодополняют друг друга.
Я считаю, что даже в стратегической идеологии нашего будущего должны быть 2 начала — мужское и женское, которые на каком-то этапе могут даже быть разделены, а потом вновь соединиться. Поэтому на нашем празднике Купала соединяются Земля – и Небо, Огонь и Вода, мужское и женское начала. Очень важный внутренний элемент праздника – превращения Ярилы в Даждьбога. Когда у древа завершается развитие вверх оно начинает от кроны питать свои корни. Когда мужчина в своём развитии доходит до определённого уровня, то он начинает искать себе духовную пару. В этом и состоит ещё один смысл Купалы – соединение мужского и женского начал , происходящее одновременно с превращением Ярилы в Даждьбога. Именно эта составляющая реализуется в купальских играх.
Далее и происходит собственно соединение огня – Кола Ярилы – с Водой, после которого каждый может бросить в воду свой собственный венок, который является воплощением Коло здоровья.
Мужское и женское начала и далее тесно переплетается в нашем празднике. Так, в обряде по освобождению девичьей красы, символом которой является берёзка переплетается удаль молодецкая с чистотой юных девушек. После этого обряда самый сильный юноша ищет себе самую красивую девушку, берёт её за руку. Потом следует очищение водой, непосредственно предшествующее прыжку через костёр – освещению пары огнём.
Особо следует сказать об обряде имянаречения, который происходит перед соединением Коло с водой. В ходе этого обряда человек получает Родное Славянское имя. Произошло формирование этого обряда у нас достаточно спонтанно, но нам удалось найти нужные сакральные слова и дать возможность прочувствовать человеку, что это просто, доступно и понятно. Предельно доступно и понятно. Надо сказать, что многие современные язычники проводят достаточно дикие и страшные обряды: землю кушают, кровь пускают, ругают Иисуса Христа и.т.п. Насмотревшись на это нам захотелось всё сделать по-другому – на духовно трезвой основе. Главным смыслом нашего обряда мы сделали осознание того, что человек, берущий Родное Славянское Имя , должен будет в последствии жизнью своей ответить за него. Перед символом Коло Ярилы, то есть перед символом Солнца просят выйти того, кто хотел бы получить Славянское Имя. Два человека ( один справа, другой – слева) обходят его вокруг с факелами – символами Света, делая вокруг него своеобразный оберег, Оберег Солнечный. Второй момент – взятие Силы Земли. Человек ложиться на землю и ему говорятся слова «Возьми силу земли, силу матери-кормилицы, силу могутную силу крепкую!».Потом, чтобы человек окончательно избавился от чуждого мировоззрения ему говорится «Встань с колен!». Человек должен знать, что он больше не раб, он встал с колен и потянул свои ладони, свои руки к Небу Бездонному, чтобы там найти себя, свой путь развития свой творческий взлёт. В этот момент факел опускается в направление солнечного сплетения имянарекаемого и ему говорится «Возьми своё Имя Родное Славянское! Жизнью ответишь за Имя Своё!». Далее человек освящается водой. Потом ( мы долго искали эти слова) силой воздуха: «Ветер могутный, ветер сильный ветер вольный! Дай силу свою!». Обращаясь, к имянарекаемому произносим: « Ты теперь казак ( казачка) вольный, сильный и славный!». Смысл этих слов «ты можешь делать, что хочешь, но важно, что двои дела , твоё веданье вели тебя на правильный путь».
После освящения всеми четырьмя стихиями человеку говорится «Возьми имя своё!». Очень важно, чтобы это имя человек выносил в своей душе. Человек произносит своё имя. После со стороны собравшихся звучит на четыре стороны света трёхкратное «Слава!» в его адрес.
Далее имянареченному вручается факел, чтобы он сказал своё слово: о смысле своего имени и своей жизни.
В завершение обряда имянаречённый встаёт в один ряд со своими соратниками по Славянскому Делу.
Особо следует сказать о том, что мы все наши обряды делаем духовно трезвыми и здоровыми. Человек, принимающий Славянское Имя, должен быть, а хозяином своей земли, уважающим все другие народы. Ведь Русь – это как-бы позвоночный столб на который крепятся все другие народы. Само понятие Славянство кроме этнической составляющей имеет ещё и духовную, применимую в общемировой практике. Смысл Славянства как идеологии: мы не ходим за своими Богами с протянутой рукой, мы их славим, славим своей жизнью, своими делами. И этот путь подходит для любого народа земли, если негр в своей Африке прославит свою землю, то он сделает лучше и себе и своему народу. И наше дело — это не какое-то насилие над другими народами, а взаимодополнение, взаимодополнение – очень важное слово, взаимодополнять – значит в многообразии и единстве жить. Такое простое и трезвое понимание сейчас очень актуально и очень важно.