Одно дело – смотреть на древности через стекло в музее и совсем другое – держать артефакты в руках – два аккуратно выкованных железных наконечника копья. Одно полегче и поострее, чтобы в броске пробить панцирь врага. Другое потяжелее, вероятно, для ближнего боя. Когда-то их осматривал грозный скифский воин. Хотя необязательно. С таким же успехом это могла быть воительница – амазонка с берегов Среднего Дона, что и подтверждают раскопки: неожиданные находки, относящиеся к IV веку до новой эры, этим летом сделал главный научный сотрудник Института археологии РАН, профессор Валерий ГУЛЯЕВ.

Как давно вы ведете раскопки скифских курганов?

В 1961 году я окончил истфак МГУ по специальности скифо-сарматская археология, и академик Б.Рыбаков принял меня в Институт археологии. И с 1961-го по 1972 годы работал в экспедиции под руководством П.Либерова. Затем археологов, знающих английский, послали на работу в ближнее и дальнее зарубежье. Мне выпала Центральная Америка, и я занимался ею лет двадцать. Выучил испанский, перечитал горы литературы и написал диссертации – обе посвящены древним городам майя. Но еще старше, как известно, были месопотамские поселения. Параллельно я 12 лет изучал их в Ираке.
Но скифов не бросал. Пока знакомился с литературой и учил языки, выбирался к воронежским друзьям на Дон, ездил к ним и в отпуска. Кончилась моя зарубежная эпопея лишь в начале 90-х годов – я, наконец, вернулся к скифам. В годы перестройки на Дону бог знает что творилось – передел собственности и заодно земли. Скифские курганы копали все кому не лень. И тогда, использовав служебное положение, а я был замдиректора по науке в нашем институте, организовал экспедицию для раскопок скифских курганов на Среднем Дону.

Почему такое внимание к скифам, ведь к славянам они не имеют никакого отношения?

Верно. Скифы – древние ираноязычные кочевники, их еще Геродот описал. Сегодня по языку и культуре к ним наиболее близки осетины (через сарматов-алан). В конце XVIII века, когда Россия завоевала Причерноморье и Крым, чиновники и военные – люди образованные – обратили внимание на многочисленные могильные курганы. На их раскопки Николай I отпустил огромные деньги и передал Императорской археологической комиссии. Раскопки начались в 1859 году, так что самые большие и богатые курганы обследовали еще в царское время. И потекли в Эрмитаж находки, одна другой ценнее и краше. Их и сегодня можно увидеть. Скифы очень уважали золото, знали толк во всевозможных украшениях, представляющих так называемый «звериный стиль». Доступ в Эрмитаж был свободный, шли туда люди, интересующиеся искусством: художники, писатели, поэты, студенты… И скифы, что называется, были на слуху. О них писали поэты Серебряного века, среди них – Брюсов и Бальмонт, Ахматова и Цветаева. Блок, конечно, прекрасно знал, что славяне не имеют к ним никакого отношения, а известными на весь мир строками «да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами», думаю, просто хотел противопоставить русских Западу, а то и попугать его.

Где кочевали скифы, с кем торговали, с кем воевали?

С VII по IV-III века до новой эры Большая Скифия простиралась от Дуная до Дона. Донские земли служили тогда восточной, стратегически важной и богатой окраиной ее владений. Предположительно, скифы пришли сюда с территорий Центральной Азии – нынешней Тувы, Алтая и Казахстана. Говорили на одном из диалектов древнего североиранского языка, относились к европеоидам и не имели монголоидных черт.
Места здесь были великолепные: холмистая равнина в окружении дубовых рощ. Вырубать их начал еще Петр I, но кое-что, на удивление, сохранилось до сих пор. В лесах было много питавшегося желудями зверья – кабанов, оленей, медведей. Поселений как таковых у скифов не было, однако в стратегически важных местах, на возвышенностях, они строили городища, фактически крепости. Некоторые не покидали круглый год, другие пустовали, пока племя зимовало на юге. Родственные скифам воинственные кочевники донимали их с востока. А с греческими колониями в Приазовье и Причерноморье у них были прочные торговые связи. Просуществовала Скифия приблизительно 4 века, пока ее не завоевали сарматы, как предполагают некоторые ученые.

Наивный, наверное, вопрос. Археологии копают здесь с царских времен. Грабили курганы еще до новой эры. В этих местах шли войны: сначала гражданская, потом Отечественная. Так неужели на Дону можно что-то найти?

Давно было известно: в курганах есть золото и дорогие украшения. Это не было тайной для многочисленных кочевников, скитавшихся по Дикому полю, но часто опасавшихся беспокоить духов мертвых и обходивших могильники стороной. Никого не боялись разбиравшиеся в археологии грабители разных времен и народов. Курганы, относящиеся к бронзовому веку, обходили стороной, а вскрывали скифские, где было много золота и серебра. Но археологические данные постепенно терялись, и в последующее времена «черные копатели» уже не отличали скифские захоронения от других. Это и уберегло их от расхищения.

В начале ХХ века власти, на удивление местных образованных кругов, не спешили с раскопками на Среднем Дону, пока до Петербурга не дошло, что грабители действительно напали на золотую жилу. Сюда направили археологов. Они докопали два разграбленных кургана у села Мастюгино (60 км к югу от Воронежа), часть находок выкупили у грабителей и отправили в Эрмитаж. Копали не спеша, обстоятельно и обследовали 20 курганов, обнаружив много ценного, даже уникального. А дальше – революция, потом – войны, и стало не до раскопок. Возобновились они только в 1954 году.

Я основательно взялся за дело только в 1989-м. Моя территория на Среднем Дону охватывает несколько черноземных областей РФ. По подсчетам местных археологов, только в Воронежской области курганов не меньше 6000. Множество из них описано, но не раскопано, и мы верили, что обязательно найдем что-то интересное. Близ города Острогожск обследовали 18 курганов: два относятся к эпохе бронзы, остальные – скифские. Многие из них разграблены, однако в древности «черные копатели» брали только самое ценное – золото и серебро. Раскопки у села Девица в прошлом году, принесшие интереснейший результат (вызвали шумиху в СМИ и не только отечественных), начал в 2010 году. Прошлогодний курган изначально был высотой метров пять. Но его постоянно распахивали, так что он стал гораздо ниже. Могилу расчистили бульдозером. Захоронение походило на избу. Десять мощных столбов держали крышу из дубовых плах, стены из досок торцами уходили в глину. Площадь самой могилы – 5х4 метра, и в ней – останки четырех женщин. Часть могилы осталась нетронутой древними грабителями благодаря рухнувшему ранее перекрытию.

Скифские женщины жили всего лет 30 или немногим более. Но на этот раз в могиле оказалась «бабушка» лет под 50. Рядом – скелет девушки лет 20 с «хвостиком» в «позе всадницы» (как мы говорим). То есть ноги изогнуты почти что ромбом. Под левым плечом у нее было зеркало, рядом – два копья. (Наконечники их вы видели.) В ногах лежали скифская курильница и греческий сосуд для вина. Был там и бронзовый котел, похищенный грабителями, – узнали об этом по отпечаткам в глине и обезглавленному ягненку. Еще два скелета (девушка-подросток 13-17 лет и женщина 20-25 лет) ограблены и разбросаны древними искателями сокровищ.

Думаю, нельзя, следуя греческой традиции, называть скифских женщин амазонками. Это были молодые женщины-воины, такие же, как у многих кочевых племен, принимавших участие в битвах. С малых лет их учили скакать на лошадях, стрелять из лука, метать дротики, пользоваться копьем. Скифские мужчины часто уходили в походы, и женщины охраняли скот и свои поселения. Это были воины, иногда носившие даже тяжелый железный панцирь (так называемый чешуйчатый). Хоронили их со всеми почестями, но отдельно от мужчин.

Как вы определяете значение сделанных находок?

Впервые в скифском кургане найден женский парадный головной убор с золотыми пластинами. Обычно в разграбленных могильниках встречались лишь отдельные детали уборов знатных скифянок, и найти его полностью – большая удача. До сего времени обнаружены всего три, наш – четвертый. Вывод: в IV веке до н. э. на Среднем Дону скифская знать придерживалась тех же традиций в атрибутике, что и племена остальной Скифии. Реконструкция убора поможет специалистам воспроизвести портрет знатной скифской женщины. Работа огромная и стоит немалых денег. Конечно, вопросов много. Непонятно, скажем, почему четыре скифянки приблизительно от 15 до 50 лет похоронены в одной могиле. У двоих нашли следы перенесенных болезней – бруцеллеза и туберкулеза – но вряд ли они одновременно умерли от них. Женщины-воины с натренированными мышцами, возможно, погибли в битве от отравленных стрел сарматов, постоянно нападавших на скифов. Но это – всего лишь гипотеза.

В этом году копать будете?

Если достану деньги. На сезон нужно полмиллиона рублей. Да бульдозер дней на 10, чтобы снять насыпь кургана. Соберу команду – человек 15, не меньше. Но это не проблема – моих бывших студентов позову. Тогда и махнем «в поле».

Поиск

Журнал Родноверие