pinflix 300mbmovies profi-news.ru clipsage.com kashtanka.mobi javshare.pro sexyindians.mobi 1dom.info amateurporntrends.com zbporn.net xxx vedio justindianporn similarpornsites.net sakurajav.mobi myxxxbase.mobi

Изучением фольклора Галина Сысоева занимается более тридцати пяти лет. Она - автор учебных пособий, статей, посвященных теории и практике музыкального фольклора.

В Хабаровске учебно-методическим отделом КГАУК «КНОТОК»  были организованы курсы повышения квалификации для руководителей фольклорных, вокально-хоровых коллективов народного исполнительства. Благодаря этим курсам и посчастливилось  местным знатокам и любителям русской песни побывать на мастер-классах Галины Сысоевой.

- Человек, выбирая песню, которую хочет спеть, может словами  песни сказать то, что просто так не скажет. Мы достаточно скромны и скрытны для того, чтобы просто так открываться. Припевая, человек словно примеряет их на себя, исповедуется, -  считает заслуженный деятель искусств РФ Галина Сысоева,  руководитель фольклорного ансамбля Воронежской государственной академии искусств «Воля», профессор, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств. – Что у человека происходит в душе, какие мысли появляются в голове, когда он поет, мы не знаем, но мы чувствуем.

 Как-то ездили в этнографическую экспедицию, записывали песни. Сидит 70-летняя бабушка, поет о любви. Слезы - как из ведра.  Что она в этот момент вспоминала? Невозможно было спросить ее об этом. Да она и не сказала бы. Она уже всё сказала в песне.

В песне русский человек мог высказать самое сокровенное и дорогое. Это душа. Поэтому к ней нужно относиться с особым трепетом и уважением.

Весной, когда пели песни, громко притоптывали, отбивали ритм. Чем громче, тем лучше. Таким образом будили землю. Это идет из древней календарной магии, из язычества. Люди  даже не танцевали, а именно топали,  истово, перебивая пение, вбивали полную стопу в землю. Порой снимали ворота с петель и плясали на них, чтобы более слышен был топот, чтобы было больше драйва.

Одно дело - песня в сборнике или в записи. Другое - когда ты видишь, как она рождается на твоих глазах.

 Русскую песню сравнивают с Китеж-градом. Все знают, но мало кто его видел. Так и русская песня. Вроде куда взгляд  ни кинь – везде бабы в кокошниках, а получается все по-советски, лживо, не по-настоящему, все те же матрешки-балалайки-самовары.

 Говорят,  что открывается русская песня, как и  легендарный город, только тому, кто чист сердцем. Ну а к остальным  поворачивается тылом, эрзацем.  И что там петь – два прихлопа - три притопа?

- Нет государственной поддержки у традиционной русской культуры. Получается, что она сильная, большая, сама выживет. А ведь это нужно.

Если у нас не будет сохраняться «генетическая» память и память о корнях, куда мы придем? Да мы уже идем! Например, в неоязычество. Что это такое? Это просто молодежный протест против агрессии западной массовой культуры. Молодежь эту культуру не приемлет. Она ищет что-то русское. Но так же и не приемлет народный хор, потому что он был в советское время идеологизирован.

- По сути своей - это же эстрада, стилизация? Молодежь в любое время ищет правду, истину. Зачем им это «народное» вранье?

- Эстрада, конечно.  Мне пришлось много ездить по деревням, и я заметила насколько отличается деревенское пение от того, что звучит со сцены. В такой «эстрадной» песне теряется вкус, подлинность и свежесть. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что чем больше я занимаюсь аутентичным народным фольклором, тем больше удивляюсь таланту и глубине нашего народа.

С другой стороны, чисто аутентичный фольклор – это сложно. Там нужно что-то знать, учить, петь, а хочется быстро и старинно. Навязали повязки на лоб, пошили мешки-балахоны, взяли свечки в руки, придумали заговоры и пошли… Какие-то там Комоедицы! Что-то начинают реставрировать, как уверяют, из пятого века нашей веры. У Рыбакова (академик  Б.А. Рыбаков  прославился попыткой по заказу КГБ внедрить в историографию ряд положений и трактовок, не опирающихся на источники, надуманных, конъюнктурных. Один из деятелей, на «труды» которого опираются русские и украинские националисты. – Авт.) начитались и пошли реставрировать Русь. А почему их тянет туда? Потому что там проще, примитивнее, и делают всё, кто во что горазд. А главная мотивация для них  - лишь бы не так, как у всех. «Мы хотим сделать по-старинному». А сами толком и не понимают, где это, старинное. Для них корни – там, в Рыбакове и ему подобных, в язычестве, а для нас - в наших предках, в наших бабушках.

- Как-то местные русские националисты пытались организовать свое мероприятие. Я  у них спрашиваю: а русские хоры приглашаете? Может, сами  петь будете? Раньше-то у русских чуть ли не каждый шаг сопровождался песней - от рождения до смерти. На что мне ответили  «националисты», что не время для развлечений. Из поющего народа мы  почти превратились в молчунов.

- К счастью, еще сохраняются очаги  русской культуры.  Например, в сельском клубе заканчивается концерт, а потом и зрители, и самодеятельные артисты начинают вместе петь какую-нибудь карагодную. Местные артисты – ну сколько их? - 20-30 человек, а в зале, допустим, 200 селян. И все они  начинают петь-плясать.  Все насиделись-насмотрелись, но они же тоже это умеют делать. Это ни с чем невозможно сравнить! Вот оно настоящее!

Сидела-сидела бабушка, смотрит – а все завелись, так и она наравне с молодежью пошла плясать – один зуб во рту, седенькая, в платочке.  Но она тоже вместе со всеми. Это невозможно передать словами! Вот это единение одновременно  всего села  в этой песне, в этой пляске.

Фольклор – особый язык, он, как диалект, - неповторим. Он создавался не для зрителей, не для слушания. Он возник для души, для себя. Поэтому, конечно же, нам сейчас трудно его понимать, и он нуждается в разъяснении, требует глубокого погружения в культуру народа. Может, и не нужно, чтобы все массово ходили на фольклорные концерты, но если мы хотим чувствовать себя русскими, мы должны это знать, понимать и ценить, быть причастным к своим корням.

- Как-то на одном народном фестивале заметил такое:  вроде и толпа на сцене, в глазах рябит от кокошников да сарафанов, а звука нет, потому что не дышат жители Хабаровского края, а словно задыхаются. А какая русская песня без долгой ноты, без глубокого дыхания? Так, подделка, снова субтильно-престарелые матрешки  под баяны.  И тут на сцену вышли гости из Забайкалья. И  людей в разы меньше, и звука в разы больше,  и искренности, и правды. Там староверы сохранили песенные традиции не только свои, но и казачьи. Артисты из ансамбля «Читинская слобода»  и живут по-русски, и поют так, что слезы из глаз.  Как они говорят, «пережив эстраду, поняли, что она нам не нужна, это все лишнее. Нам дороже всего не деньги, а внутренний мир. Не мы украшаем народную культуру, а она нас делает богаче. Фольклором же нужно жить».

 А что мы здесь на Дальнем Востоке? Русские живут в Хабаровском крае всего ничего. И старое потеряли, и новое не нажили.

- Мне вас жалко, дальневосточников.  У вас нет возможности контактировать с носителями русских традиций, русской культуры. Конечно,  есть Интернет, вы все знаете, но нет живых впечатлений.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция и практика школы "Русская Традиция" от 11.03.2010

Велеслав - Десный путь в славянском Родноверии. Беседа вторая

Лекция школы "Русская Традиция" от 10.11.2009

Василий Бутров - Современная и традиционная культура

Поиск

Журнал Родноверие