В Челябинск прилетел на жар-птице известный питерский фольклорист, знаток русской песенной традиции, былин и сказок Александр Маточкин. Он уже дважды бывал в Челябинске — впервые приехал автостопом в 2012 году, спустя семь лет пожаловал уже на самолете и выступил в актовом зале Агроинженерной академии, а на этот раз — дал концерт в клубе «Вrothers». Пел под гармошку, рассказывал былины и сказки. На следующий день, провожая Александра в Екатеринбург, корреспондент «Хороших новостей» выпил с ним чаю в привокзальном кафе и пообщался о… фолк музыке? Нет — журналисты с ним об этом уже говорили.

Мы же побеседовали о детях: у 42-летнего Александра семеро по лавкам, то есть, семеро детей: младшей два года, старшему — девятнадцать. О том, как живет многочисленное семейство и почему фольклорист не против того, что его дочка покрасила волосы в розовый цвет, читайте ниже.

2

— Итак, Александр, у вас семеро детей. Первый ребенок родился, когда вам было 21. Изначально была такая программа “максимум”?

— Да. 90-ые годы, кризис, русских становится все меньше. Была идея — восстановить русскую цивилизацию. Что для этого нужно? Культуру возродить и людей, которые этой культурой будут пользоваться. Поэтому работал по двум направлениям — искать эту культуру, поэтому переехал из Североморска (город в Мурманской области) в Санкт-Петербург. Позже поступил в университет, начал копать землю, поднимать этих славян древних. У меня первое образование — историческое. И потихоньку искал, с кем народ возрождать. К одной обратился девушке, но она в монастырь хотела. А вторая попытка увенчалась успехом, до сих пор живем с Юлией Сергеевной. Она занималась этнографией, а я историей.

Жену я нашел в фольклорном ансамбле. Кстати, фольклорные ансамбли — это отличное место для поиска спутницы. Там обычно восемь девок, один я. Выбор есть

В фольклорном ансамбле сыграли и свадьбу. Изначально была идея — воспитать 10 детей. Немного фантастическая идея. Когда столкнулись с реальностью, появился первый ребенок, планка понизилась. То есть, не было спортивного интереса, решил — будет, как Господь направит.

— Кстати, а герои фольклора тоже, наверное, давали пример многодетности?

— На самом деле, эпос дает примеры обратные. Чадо милое, да “адинакое”. Илья Муромец, Добрыня Никитич — они “адинакие”, то есть единственные. Примеров многодетности в эпосе практически нет. “Адинаковостью” подчеркивалась исключительность ребенка. Даже про братьев и сестер Алеши Поповича мы ничего не знаем. А вот реальный пример был. Я поездил уже тогда по деревням, поговорил с людьми. А о чем современные старики рассказывают? Раскулачивание и война. Я послушал, в каких условиях жили многодетные семьи. И поэтому я уже не боялся. Многие хотят детей, но боятся.

3

— И как с этим страхом бороться?

— Надо поговорить со старым многодетным человеком, пусть он расскажет, как поднимал своих детей. Например, семья: муж погиб на войне, осталось пятеро детей. Все, что женщина вырастила — забирают колхозникики. Выехать куда-то невозможно, так как нет паспорта. И ведь все дети выросли! Видел в одном из сел пожилую женщину, и у неё семеро парней. Кто-то шишкой стал, кто-то простым работягой, но абсолютно все пригодились в жизни. Так что, бояться нечего. Если тогда-то удалось людей поставить на ноги, то сейчас и подавно. Хотя, 1990-е годы тоже были такие, экстремальные в плане еды.

— Тяжело тогда жили в Питере?

Первый ребенок родился, когда я поступил на первый курс филфака, на дворе 2001 год. В соответствии с петербургскими традициями, где надо работать? Надо идти в кочегарку. Я работал один день в неделю. Кочегарка была рядом с университетом, мы отапливали здание биржи. Было достаточно удобно — можно было подкинуть больше угля и бежать на лекции в соседнее здание. В кочегарке, кроме меня, работал профессор из института

Ещё в студенческой прачечной трудился в ночную смену. Днем ты учишься, с детьми гуляешь, а в 10 вечера — идешь в прачку. Выглядела прачка так: место, где много стиральных машин. К тебе приходят студенты, и либо ты сам загружаешь белье, либо помогаешь грузить в машинку. Такая работа, не пыльная. Порошки только сильно пахнут. Где-то в полночь перестают приходить студенты, и у тебя есть два часа на выдачу. Тишина, покой. Хочешь — готовься к лекциям и семинарам, хочешь — переводы делай или песни пой. Так можно построить свою жизнь. А по деньгам тогда тысяч 20 выходило, у нас 2-3 ребенка, можно было прожить. Дети появлялись друг за другом через 2 или 2,5 года в среднем.

5

— Как проходили семейные мероприятия, торжества? Песни, стало быть, пели?

— Ну вот взять, например, рождество. С детьми мы разучивали колядки и ходили по этажам. Мы ведь многих знали, общались. Поэтому совместно со всей общагой праздновали.

— Чем увлекаются ваши дети, они ведь наверняка все разные. Кто-то как и вы увлекается фольклором?

— Они никогда не были особо “фольклорными”. Я не считаю, что дети обязательно должны пойти по моим стопам. Сказки слушали перед сном.

Хотя, честно говоря, у меня была идея — хор вырастить. Чтобы не одному петь, как сейчас, а хором. Но только с первым сыном получилось. 10 песен знал, а потом жизнь взяла свое

Старший пошел учиться на дизайнера, его заинтересовало устройство быта, ему 19 лет. Второй ребенок — Настенька — пошла на правоведение. Играет на гитаре. Пару лет назад попросила ее купить. Сама разобралась в нотах, ходит к репетитору, учит “Над небом голубым”. Обычный подросток. У неё постоянно меняется цвет волос, то синий, то розовый, “Гарри Поттер” прочитан 10 раз. Читает много, далеко пойдет.

Лизонька — 14 лет. Ещё непонятно с ней, переходный возраст. Она у нас в художественную школу ходила. Коля у меня немножко на баяне поиграл, но сломался, потому что педагог попался жесткий, а ему не нравится, когда давят. Он философ, спокойный человек, бегает во дворе. А вот маленькие дочки — те танцорки. В гимнастику ходят. Как на гармошке заиграю, начинают показывать, какие разучили движения.

— Мне казалось, что вы живете в деревне, в избе...

— В 2012 году мы пытались переехать в деревню. Тогда я закончил университет, аспирантуру и поэтому больше не мог оставаться в общежитии. Купил дом в деревне, баул учебников, так как дети в школу уже многие пошли, взял стиральную машину.. и как назло нам дают четырехкомнатную квартиру (смеется. прим. ред) со всеми удобствами от государства, так как мы — многодетная семья. Так что, домик в деревне — это наш летний вариант. В этом году по известным причинам мы там провели около 100 дней.

— Детям в деревне не скучно?

— Дети деревню очень любят. Там можно делать, что хочешь. Утром встал, нашел себе еду какую-нибудь — горох они любят есть. Или ягоды собирать.

В деревне нет заборов. Просто стоит дом — вокруг лес. Машины не ездят. Дети строят базы какие-нибудь, но я если честно не слежу за ними, не проверяю. Местных там практически нет, в округе живут такие же семьи из Петербурга, как и мы. Общаться есть с кем. Младшая дочь создает пластилиновую вселенную. Смотрит мультик, а потом лепит всех персонажей из пластилина. Ещё она слепила всю нашу деревню — вот семья Маточкиных, вот Головкины. Иногда все лягут спать уже, а она все лепит.

— Как вы считаете необходимо ли детей воспитывать? Или пусть они растут сами, как цветы?

— Изначально я действительно пытался воспитывать, дедактизмом заниматься, педагогику включать. А потом нет — просто жил рядом. Важно создать коллектив. Когда один ребенок, это одно. А если их несколько, они самоорганизуются, ты только немного корректируешь. Они создают свой мир, и это хороший мир.

6

— А если ссорятся?

— И такое бывает. Ревность есть. “Почему ты с Анжеликой ходишь, а не со мной?” Ревность — обычное человеческое чувство. Но они сами учатся его преодолевать. Например, скажет Лиза Лене: “Почему ты ушла с площадки, а меня не позвала? Надо было вместе идти”. Лизе пытаются объяснить, почему, Лена гнет свою правду, а я наблюдаю.

— Современная молодежная культура достаточно агрессивная. Рэперы, некоторые видеоблогеры на YouTube. На ваших детей это имеет влияние? Что они слушают?

— У них саморегуляция хорошая. Я не ограничивал интернет. И мультфильмы не ограничивал. Я, конечно, недоволен, что они аниме смотрят, а не что-то полезное. Но думаю, всему свое время. Надо и этим переболеть. Будешь запрещать — сработает эффект “антирекламы”. Иногда возьму послушать то, что они слушают. Скажу: “Но это ведь не музыка”. Меня начнут убеждать в обратном. Ну, я пожму плечами и уйду. Я в молодости тоже эстраду слушал. Правда, советскую, мой отец был меломаном, у нас стояли пластинки, и из этого объема я мог выбирать. Сейчас, конечно, они выбирают из сети, а там есть все.

— Есть у вас секреты организации быта? Например, как вашей жене удается готовить на такую огромную семью? Наверное, все варит в большой эмалированной кастрюле?

— Жена родилась тоже в многодетной семье. Так что у неё инстинкт готовить и всех накормить, даже немного с перебором. Она готовит много, но не в ошеломляющих количествах. Дети ведь едят мало. Поставишь им тарелку — они поклюют немного, поклюют и пойдут себе. В этом плане не могу похвастаться, что у нас все четко. Не так, как в иных деревнях: кормят строго три раза в день, не съешь — получишь по лбу ложкой и из-за стола не выйдешь.

7

— Дети как-то помогают по дому?

— Они все делают по наитию. Свои комнаты сами убирают, я тоже свою комнату убираю, поэтому пример перед глазами у них есть. “Хочешь жить, как тятя? Пожалуйста, все в твоих руках”.

Впрочем, не могу сказать, что мои дети — пример для подражания. Я езжу по России, и вижу, что где-то растут хозяйственники, а у меня — обычные люди. Когда припрет — надо уж прибраться.

— Мне казалось, что в многодетных семьях патриархальное семейное устройство. А у вас больше похоже на демократию.

— Так и есть. Это просто зависит от характера человека. Если ты установишь законы, нужно будет следить за их исполнением. Это ж серьезная затрата энергетическая. Если есть запал — конечно так будет эффективнее. Но у меня другой характер. Я своим делом занимаюсь.

— А жена у вас не работает?

— Нет, она никогда не работала. Декрет ведь дают до трех лет, а у нас дистанция между детьми — 2,5 года. Некоторые дети даже без садика обошлись.

— Ваши дети учатся в школе. Не было мыслей о том, чтобы перевести их на домашнее образование?

— Мой дочери Лизе сейчас 14 лет, и она говорит, что ей скучно в школе, она чувствует, что теряет время. И в таком случае домашнее образование — это выход. Я только за, но нужно понимать, что если ты на это идешь, нужно опять же организовывать образовательный процесс. Мы пока на это не решились.

— Учителя школы или воспитатели знают, кем вы работаете?

— Когда у моих детей спрашивают, кто их папа по профессии, они отвечают — сказочник”. Меня в детском саду так называют, особенно когда видят в этой шапке. Да, есть такая профессия. Однажды меня показали по телевизору, это увидел учитель в школе и пригласил провести урок.

8

Поиск

Журнал Родноверие